Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стилистика постмодерна в прагматическом контексте СМИ






Медианарратив строится под влиянием рассмотренных выше факторов и определяется, в отличие от литературно-художественного дискурса, не личным творческим методом автора, а требованиями самой системы СМИ. «Самовыражение» журналиста в эфире или на страницах печатного издания объективно не может быть только лишь его «личным делом» как творца. Пусть даже субъективно создатель, к примеру, телепрограммы и осознает свою деятельность как процесс самореализации, тем не менее, по свидетельству Ю. В. Мочаловой и Т. Я. Аникеевой, «последствия такого " самовыражения" для зрителей, воспринимающих телевизионные продукты творческой деятельности авторов, самими авторами практически не осознаются». И далее: «на­лицо несоответствие возможностей, предоставляемых телевидением (посредством телевизионного языка) авторам для выражения их про­фессиональной, творческой, личностной и коммуникативной пози­ции, и тех задач, которые фактически решаются ими при помощи опо­средствованной коммуникации»35. Думается, данные выводы можно с полным основанием распространить на всю сферу массовой коммуни­кации, включая прессу и Интернет.

Автор, практикующий постмодернистскую манеру письма, стре­мится втянуть читателя в игру, увлечь его иронией, стёбом, «много- слойностью» смыслов. При этом основной коммуникативной интен­цией реципиента является получение информации, т. е. новых сведе­ний (из новостных жанров) и их интерпретации (из аналитических и художественно-публицистических жанров). На «игру» рядовой чи­татель газет не настроен, следовательно, со стороны автора в данном случае имеет место своего рода «нарушение конвенции». Журналист, увлеченный игрой, сознательно либо непроизвольно придает макси­мальную персуазивную нагрузку тем образам и метафорам события, которые направляют понимание текста в русло его интерпретации. В условиях же перманентного потока информации едва ли можно ожидать от массового реципиента, что он будет «в полной мере на­слаждаться» красотой и оригинальностью образов. Даже если постмо­дернистская выразительность формы и языковая игра будут мимоходом отмечены читателем, можно предположить, что в его долговременной памяти отложится именно версия события, интерпретация, в поисках которой он, читатель, и обращается к СМИ.

Когда говорится о принципиальном отказе постмодерна «от со­отнесения текстов культуры с реальностью»36, речь идет именноо текстах культуры, которые по своим функциям направлены на поиск смысла. Тексты СМИ, как известно, решают другие задачи, вы­ступая в ином дискурсивном контексте. Дискурс СМИ сегодня - это далеко не среда «свободного общения» «свободных индивидов», ори­ентированных на поиски смыслов и культурное «взаимообогащение». Хотя медиатексты и несут на себе отпечаток культурно-исторической эпохи и даже выступают как ее репрезентанты, тем не менее они об­служивают сферу довольно жесткого социального взаимодействия, политические и экономические интересы социальных групп. В этих условиях недекларируемый перенос на тексты СМИ «отказа» от со­отнесения с реальностью способствует усилению их суггестивной на- груженности, ибо «квазиреальное», эмоциональное восприятие реци­пиентом действительности есть одна из когнитивно-психологических предпосылок эффективности разного рода манипулятивных техник37.

Весьма затруднительно, таким образом, предполагать отсутствие у «журналиста-постмодерниста» интенций по формированию мнения читателя в определенном, институционально заданном направлении и наличие у него исключительно «эстетических» коммуникативных на­мерений. «Искусство ради искусства» возможно лишь в редких специ­ализированных изданиях, имеющих свою «элитарную» аудиторию и не пользующихся массовым спросом. В массовых же изданиях условия рынка диктуют необходимость поиска новых выразительных средств для вполне конкретных целей, лежащих не в области виртуальной «ги­перреальности», а в сфере практических задач редакции как произ­водственного предприятия и социальных намерений общественно- экономических группировок как заказчиков информации и гарантов рыночной жизнеспособности медиасубъекта. В этих условиях приемы постмодерна используются в качестве одного из средств воздействия на общественное мнение, в частности путем манипуляции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.