Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постмодерн в дискурсивном пространстве СМИ: экспрессия формы или прагматика воздействия.






Р

ассмотрение постмодерна как ситуации современного медиадис- курса имеет богатую традицию, восходящую к работам Ги Дебора и Ж. Бодрийяра1. Активное осмысление постмодернистской эстетики и мировоззрения во взаимосвязи с коммуникативными параметрами СМИ происходит сегодня во многих гуманитарных областях и порож­дает множество продуктивных идей и направлений. В нашем сообще­нии мы попытаемся приблизиться к данной тематике с «филологи­ческих» позиций, имея в виду, однако, не общие проблемы языковой формы, а, в первую очередь, функциональный аспект дискурса СМИ.

Предварительно заметим, что сами системообразующие призна­ки медиадискурса складываются, как представляется, на пересечении культурных особенностей эпохи и способа коммуникативной орга­низации общества. Что касается современной культурной парадиг­мы, то эпоха последних десятилетий - это, безусловно, эпоха пост­модерна (если не принимать во внимание споры о «парадигмальном или межпарадигмальном» характере последнего). Преобладающий же способ социальной коммуникации - это опосредованная массовая коммуникация, основным каналом которой остаются пока, несмотря на распространение Интернета, «традиционные» телевидение и пресса. Таким образом, преломление культурных особенностей постмодерна в социально-опосредующем пространстве СМИ создает ту домини­рующую информационную среду, которая, с одной стороны, является порождением указанных факторов, а с другой - сама формирует стан­дарты мышления, мировоззрения и восприятия, которые завоевывают все новые пространства по мере распространения и совершенствова­ния информационных технологий.

Функциональный аспект анализа языка СМИ предполагает, та­ким образом, прояснение вопроса о том, чем является постмодерн(стилистика постмодерна, приемы постмодернистского письма) в современных СМИ - «чистым» явлением формы, ее новизны и осо­бой выразительности и/или орудием воздействия на массовое со­знание современного человека? Рассмотрение данного вопроса воз­можно и в иной плоскости: насколько практика постмодернистского письма освобождает медиадискурс от авторитарности, манипулятив- ности и других проявлений воздействующей функции? Дело в том, что в современных исследованиях дискурса российских СМИ обще­признанная тенденция к плюралистичности выразительных средств и повышенной языковой экспрессии нередко противопоставляется шаблонности «тоталитарного новояза» советского периода. Тем са­мым «непринужденность» и динамизм современного медиадискурса ставятся в один ряд с проявлениями демократизации и тенденция­ми к усилению информативности медиасообщений. В том, насколь­ко это справедливо и является ли постмодерн действительно прояв­лением «антитоталитарности» в СМИ, мы попытаемся разобраться ниже.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.