Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просветительская публицистика и её задачи. «Персональный» журнализм. Просветительская журналистика во Франции и Германии.






Просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики, и в этом совпадении имеется своя закономерность. В период, когда властителями дум были философы и писатели, роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно. Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма -практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов. Журналы, как концептуальные периодические издания, стали одним из основных коммуникационных каналов для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию. Задача просветительской журналистики исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей Как писал Даниэль Дефо, «если меня спросят, какой стиль я считаю наилучшим, то я отвечу — тот, на котором можно разговаривать с пятью сотнями людей самых разнообразных профессий, исключая идиотов и сумасшедших, и быть понятым всеми».

Во Франции журналистские идеи Аддисона и Стиля использовались Пьером де Мариво и аббатом Прево. В таких журналах Мариво, как «Французский зритель», где само заглавие перекликается с английским «Зрителем», «Неимущий философ» и «Кабинет философа», заметно стремление познакомить французского читателя с английскими культурными традициями. Мариво не был подражателем — изысканно-метафоричный, полный неологизмов язык его журналов получил наименование «мариводаж». В свою очередь, творчество Мариво пользовалось большим успехом в Англии. Антуан Франсуа Прево, более известный под именем аббата Прево, создателя знаменитого романа «История кавалера де Грие и Манон Леско», также внес свой вклад в развитие французской журналистики. Вынужденный с 1728 по 1734 г. скрываться то в Англии, то в Голландии, Прево познакомился с методами и приемами английской журналистики. В 1733 г. Прево в Лондоне основал по образцу «Зрителя» еженедельный журнал «За и против». Журнал, который создавался в Англии, но распространялся в Париже, стал заметным явлением в журналистском мире Франции. Достоверность и надежность информации, качество критических выступлений внушали доверие.

В Германии линия английской просветительской журналистики была продолжена такими нравоучительными изданиями, как «Разумник», «Веселая молва», «Беседы живописцев» швейцарских издателей Бодмера и Брейтингера и выступающим против них журналом Готшеда «Честный человек», «Вольнодумец», «Ипохондрик». Особое место в немецкой просветительской журналистике занял журнал «Гамбургская драматургия», который издавал Г.Э.Лессинг. Лессинг выступал за создание национального театра и писал, что его журнал «будет критическим перечнем всех пьес, которые будут ставиться на сцене, и будет следить за каждым шагом, который будет совершать на этом поприще искусство поэта и актера < …> Если хотят развить вкус у человека, наделенного здравым смыслом, то нужно только объяснить, почему ему что-нибудь не понравилось». Задачей журнала стало формирование театрального вкуса нации, и хотя издание просуществовало всего два года (1767-1768), ему было суждено выйти за рамки простого журнала. «Гамбургская драматургия» стала крупнейшим памятником эстетической мысли немецкого Просвещения.

 

Английская просветительская журналистика. Трактаты и памфлеты Д.Дефо. Дефо как редактор «Обозрения» (“The Review”). Публицистика Дж.Свифта, его работа в еженедельнике «Исследователь» (“The Examiner”).

В 60-е годы английская пресса получила ту меру свободы, которая для своего времени была исторически возможной (отмена «налогов на знание»). Улучшение средств связи (скоростной транспорт + телефон).

Превращение службы Джулиуса Рейтера в информационное агентство. Первые попытки — неудачны. Первое письменное соглашение между «Рейтер», «Гавас» (франц.) и «Вольф» (нем.). Первая мировая война — проблемы, вместе с Джонсом — расцвет.

В 60 — 80-е развитие различных типов периодических изданий. В Лондоне — много вечерних газет («Пелл Мелл Газетт», «Лондонский ежедневный вестник», «Вечерний вестник», «Вечерние новости», «Звезда»). Провинциальная «Дневная почта Ливерпуля». Воскресные газеты «Еженедельные новости», «Арбитр», «Люди». Журналы «Ежеквартальное обозрение», «Современное обозрение», «Девятнадцатый век», «Обозрение двух миров».

В 60 — 70-е годы популярностью пользовались еженедельники. В «Ярмарке тщеславия» — вроде комиксов с цветными литографическими рисунками, раздел сплетен. Создан еженедельник «Мир: журнал для мужчин и женщин» (обзоры современной истории, интересы женщин, критические материалы, написанные «джентльменами и учеными»). Еженедельник «Истина». В конце XIX — новые литературные издания. Периодика второй половины XIX в. — специализирована. О приключениях и путешествиях — «Журнал всего мира», существовали религиозные, профессиональные, технические, спортивные и другие издания. Долгое время печать все еще ориентировалась на образованное меньшинство. На газетных полосах — информация, связанная с человеческими интересами. В последние десятилетия XIX в. пресса стала испытывать определенные трудности.

Реорганизация английской прессы (Уильям Томас Стед «Северное эхо»). В 1880 г. начал работать в вечерней «Газете Пел-Мел» (криминальные сюжеты, статьи, касающиеся торговли). В 1890 г. Стед приступил к изданию «Ревью оф Ревью» (дайджест). Вечерняя газета «Стар» Т. П. О'Коннора (собирался покончить с «тривиальным» стилем «устаревшего журнала»). В 1881 г. Джордж Ньюнес основал «Всякую всячину» — дешевый еженедельник, пикантные новости. Интерес к человеческой натуре в «Журнале Стрэнда» (иллюстрации, развлекательные материалы, ранние рассказы А.Конан Дойля о Шерлоке Холмсе).

Вступлению Англии в век «новой» журналистики — братья Хармсворт купили лондонскую «Ивнинг Ньюс» и модернизировали ее. В 1888 г. вышел первый номер «Ответов». Национальная ежедневная газета «Ежедневная почта» А. Хармсворта. Издавался ее воскресный выпуск — «Воскресная утренняя газета», в 1899 г. — «Иллюстрированная почта». «Континентальная утренняя почта», «Заморская утренняя почта». Газета стала приносить солидную прибыль. Специальные рубрики для женщин, регулярно печатал новости, проводил газетные кампании. В 1903 г. Хармсворты — ежедневную газету «Ежедневное зеркало» (дешевое издание для домохозяек, для домашнего чтения). Хармсворты учредили акционерную компанию «Амальгамейтед Пресс».

Газета Артура Пирсона «Еженедельник Пирсона» (рассказывал о жизни малоизвестных стран и народов, интересовался военным делом). В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «Ежедневный экспресс» («американизация»).

Стали появляться провинциальные выпуски столичных газет. Английская «новая» журналистика была связана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Но массовая пресса «пробудила» в журналистике и ее негативные черты (поток сообщений о теневых сторонах человеческой натуры, происходило вторжение в личную жизнь, нарушились нормы морали, увеличились возможности манипулирования общественным сознанием). Активный поиск своей ниши на рынке информации.

«Дейли Телеграф» — успех принесли ее корреспонденты, среди которых доктор Эмиль Джозеф Диллон («журналист по призванию, ученым и философом по выбору, государственным деятелем по честолюбию»). Публикация материалов Диллона способствовала повышению престижа газеты. Облик «Дейли Телеграф» как качественной газеты.

Право выбора «качественной» ориентации оставила за собой и «Таймс». Газетные «продолжатели» «Таймс»: «Почта» — обзор публикаций основного издания; «Еженедельное издание Таймс» — перепечатывались наиболее интересные выступления «Таймс»; «Литература» — еженедельник с обзором мировой литературы; «Итоги» — два полугодовых сборника финансового характера. Генри де Бловиц (воен.корр.). Вопросы внешней политики — приоритетным направлением в газете. Идеологическая «ангажированность» газеты.

Процесс монополизации прессы в Англии набирал силу. На газетном рынке появляются люди, которые будут задавать тон в английской журналистике на протяжении первой половины XIX в.: Это Макс Эйткен («Дейли Экспресс»), братья Бери («Санди Таймс»), братья Хармсворты («Дейли Миррор», «Таймс» и «Дейли Мейл»). В целом газетно-журнальный рынок был поделен, но борьба между магнатами прессы еще не завершилась. Дифференциация прессы Англии (деление на качественную и массовую; социальная дифференциация изданий).

Рабочая газета «Улей» — типичный представитель тред-юнионистской прессы, в интересах рабочего класса, сочетала в себе элементы профсоюзного и популярного издания (полицейские расследования, сообщения об убийствах и ограблениях). В 1870 г. Генеральный Совет опубликовал свои отчеты в «Восточной почте», лондонском радикальном еженедельнике. От имени Интернационала выступал «Друг трудящегося».

В 80-е годы XIX в. появляются Демократическая федерация и Социал-демократическая федерация, из которой затем выделилась Социалистическая лига. Органом Социал-демократической федерации был еженедельник «Справедливость» Уильяма Морриса. Социалистическая лига издавала журнал «Всеобщее благо», выходивший сначала еженедельно и объявивший своей целью пропаганду социализма. Просветительский характер. В социалистическом журнале «Сегодня» в 80-е гг. XIX в. печатались произведения Дж. Б. Шоу.

В 1893 г. была организована Независимая рабочая партия. По духу близок еженедельник «Горн» (иллюстрированное издание, вопросы литературы, политики, философии, театра), обещал следовать идеям гуманизма, выражать точку зрения не партий и сект, а справедливости, разума и милосердия.

В начале XX столетия усиливается движение, направленное на формирование политических организаций, способных выразить интересы английских трудящихся.

В 1906 г. оформилась Рабочая (Лейбористская) партия, в 1911 — Британская социалистическая партия. В 1911 г. возникает газета английских рабочих «Ежедневный вестник» — сначала как листовка, отразившая требования забастовщиков, уволенных с работы. Последовательно поддерживала борьбу докеров, строителей и шахтеров за свои права. Но с началом первой мировой войны ее захлестнула шовинистическая волна. Антивоенную позицию заняла еженедельная газета «Призыв», основанная в 1916 г. большинством Британской социалистической партии. Это издание рассматривается в качестве непосредственного предшественника английской коммунистической печати.

Таким образом, к 20-м гг. XX в. английский газетно-журнальный мир представлял собой сложное и противоречивое единство. В журналистике Англии зародились те тенденции, которые отчетливо проявят себя в следующий период развития средств информации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.