Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Римская протогазета «Acta Diurna»: характер издания и его судьба. Публицистика императорского Рима. Труды Квинтилиана. Творчество Сенеки.






Предшественниками газет традиционно считаются новостные сообщения, распространявшиеся в Древнем Риме о событиях, произошедших в городе. Переписывавшиеся от руки свитки под названием Acta diurna populi romani («Ежедневные дела римского народа») вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчёты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств. Основание Acta diurna populi romani, по указанию Светония, принадлежит Юлию Цезарю, в год его первого консульства, то есть 59 до н.э. Издание для публики сенатских актов, или ведомостей, куда входили делавшиеся сенату предложения, происходившие по ним прения, донесения полководцев и наместников, послания правителей иностранных государств, решения и ответы сената, было прекращено ещё при Августе, но обнародование хроники ежедневной римской жизни продолжалось и позже и прекратилось, быть может, только с перенесением столицы в Константинополь. Последнее дошедшее до нас указание на это издание относится ко времени императора Проба, то есть к последней четверти III века.Из сохранившихся довольно многочисленных указаний на Acta Diurna римского народа следует, что в них помещались: 1.события в жизни выдающихся в государстве лиц, а во время империи — и всех лиц, принадлежавших к императорскому семейству (их рождение, общественные и государственные отличия, смерть, похороны и т. п.)2.государственные дела: императорские повеления, сенатские постановления и прения (насколько обнародование их было допускаемо), распоряжения разных властей; 3.судебные процессы и вообще хроника городской римской жизни, а также интересные случаи всякого рода: постройка, переделка или разрушение публичных зданий, события в жизни знатных домов, пожары, необычайные явления природы и даже городские слухи. Полной свободой этот орган древнеримской жизни не мог пользоваться в период империи. Находясь под непосредственным влиянием правительства, он нередко служил его политическим целям, но вместе с тем содержал в себе массу известий и потому читался с жадностью не только в Риме, но и в провинциях. Квинтилиан (о нем, творчестве его)- (M. Fabius Quintilianus) - знаменитый римский педагог и литературный критик, происходил из испанского города Калагурриса. До нас дошло капитальное сочинение К. " Об ораторском образовании " (Institutio oratoria), в 12 кн. Им было написано также важное сочинение " О причинах порчи красноречия " (De causis corruptae eloquentiae), но оно не сохранилось, как и изданная им самим речь в защиту Невия Арпиниана. Не сохранились, равным образом, и те труды Квинтилиана, которые издавались без его ведома его учениками, иногда в очень искаженном виде, как это, по его словам (см.), случилось с его речами. Он говорит также об опрометчивом издании его слушателями под его именем " Риторики" в двух книгах (duo libri artis rhetoricae), a в другом месте (см.) упоминает об обнародовании, помимо его желания, читанных им лекций. Вплоть до настоящего времени издаются с именем К. школьные речи " Declamationes". Быть может, некоторые из них и вышли из школы К., но известно, что К. не издавал такого рода произведений, и вообще причислять эти декламации к продуктам литературной деятельности К. нет оснований. Таким образом, мы имеем дело только с одним трудом Квинтилиана - " Об ораторском образовании" Сочинению этому, посвященному ритору Викторию Марцеллу, предшествует письмо автора к издателю-книгопродавцу Трифону, по настойчивому требованию которого К. решается на обнародование своего труда. Уже в предисловии к 1-й книге К. заявляет, что он будет иметь в виду образование совершенного оратора, которым, по его мнению, может быть только хороший человек (vir bonus); поэтому оратор должен обладать не только особенным даром слова, но и всеми хорошими душевными качествами. Такого оратора, который был бы истинным философом не на словах, а на деле, и в то же время был бы совершенным и по научному образованию, и по способности красноречия, правда, еще никогда не существовало, но стремиться следует всегда к самому высокому. Образование оратора должно начинаться с пеленок, и потому 1-я книга сочинения посвящена домашнему воспитанию мальчика; 2-я говорит об элементах риторического образования, преподаваемого в школе, и о том, в чем заключается сущность риторики; пять следующих книг трактуют об изобретении и расположении содержания (inventio, dispositio); четыре дальнейших - о выражении в слове (elocutio) и произношении (pronuntiatio); в последней даются наставления оратору относительно его жизни и деятельности. Сочинение К., до сих пор являющееся одним из крупнейших трудов педагогического характера, написано человеком превосходно знакомым с делом образования юношества не только в теории, но и на практике; оно проникнуто критическим духом, полно здравых суждений и чистого вкуса и дает автору право считаться в числе первостепенных римских писателей. Сенека- 4 г. до н. э. Рождение Луция Аннея Сенеки Младшего, крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Одной из своих задач Сенека считает попытку направить сограждан к нравственному идеалу, однако он понимает, что на этом пути неизбежны компромиссы между идеалом и реальной действительностью. И поэтому важную роль в его учении играет понятие совести, или нравственной нормы, которая позволяет человеку гармонично соединить разумное служение обществу с сохранением внутренней свободы. Спустя год после воцарения Нерона Сенека обратился к нему с трактатом «О милосердии», в котором указал разницу между идеальным государем и тираном. В трактате он назвал основной добродетелью властвующего разумное милосердие, благодаря которому тот находит должную меру между мягкостью и строгостью, необходимой для обуздания порочной толпы. Однако в 62-м году положение Сенеки становится шатким, он постепенно теряет влияние на императора.
В 58-м году на философа начинаются нападки, и он вынужден защищаться. Его апологией стал трактат «О блаженной жизни». Эта книга стала самой решительной попыткой философа примирить стоическую доктрину и действительность. В очередной раз он говорит о необходимости нравственной нормы, или совести: только она отличает философа от толпы, полностью занятой заботами о богатстве, власти и наслаждениях. «Нравственные письма к Луцилию» — своего рода книга итогов, написанная философом в конце жизни. Ее адресат Луцилий — лицо реальное. В своих письмах к другу-ученику, написанных в свободной форме, Сенека не поучает, а как бы размышляет на тему конкретных жизненных ситуаций. Но в ходе этих размышлений он подводит итог всех своих поисков и раздумий нравственного характера. В «Письмах» Сенека излагает систему стоической этики. Сенека ведет Луцилия от земных римских идеалов к высоким духовным, к полной независимости от внешних обстоятельств.

Генезис средневековой христианской публицистики, её проблематика, устные (проповедь и её виды) и письменные (послания, письма) формы. Ранняя христианская публицистика. Евангелисты. Послания апостола Павла.

Христианство возникло в эпоху расцвета Римской империи. Сначала считалось религией бедняков и отверженных, потом — официальная религия Римской империи.

Христианская публицистика, выраженная прежде всего в устной, а затем в письменной форме, является важной и наименее изученной частью античного публицистического наследия. В курсе мировой журналистики христианская ПРОПОВЕДЬ рассматривается не в религиозном, а в публицистическом аспекте – как форма ораторского искусства.

Точкой отсчета является начало длившегося три с лишним года общественного служения Иисуса Христа – 30 год. Особенность изучения ораторского мастерства Сам Христос не написал собственноручно ни одной строчки, они собраны ближайшими учениками в четырех Евангелиях: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Главная цель проповеди Христа — научить людей понятиям о Боге, воспитать любовь к ближнему, не только просветить ум, но и очистить сердце. Христос излагает Свое учение в Нагорной проповеди, где, помимо трансформации Ветхозаветных законов, предлагается идеальная модель поведения человека. В дальнейшем Христос развивает и конкретизирует высказанные здесь принципы. Его проповеди носят исключительно практический характер. Своим ученикам Иисус нередко говорит методические, долгие проповеди, в беседах с простыми людьми предпочитает краткие задушевные речи. Для лучшего понимания - притчи, образные выражения и метафоры.

После окончания земного служения Христа христианская публицистика приобретает не только устный характер (проповедь), но и письменный (послания) - в Деяниях святых апостолов, написанных евангелистом Лукой, и в Посланиях апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды (тезки предателя), Павла. (переписчики были и соавторами)
Источник христианской религиозной традиции — Ветхий Завет.

Особую важность представляет публицистика апостола Павла, который никогда не беседовал с Христом. (речь в афинском ареопаге и речь перед царем Агриппой, попытка склонить язычников к христианству).
Послания апостола Павла делятся на миссионерские (обращенные к жителям определенных городов или регионов) и пастырские (обращенные к ученикам). Написаны хорошим языком, видна образованность апостола.

Наставления Павла посвящены различным темам: к коринфским христианам о свободе как основе нравственной жизни и умении ограничивать эту свободу (6, 12–14), о телесной чистоте (главы 5–7), о браке (глава 7). Вопросы семьи, взаимоотношений мужа и жены, родителей и детей - Эфесянам, 5, 22–28; 6, 1–4; Колоссянам, 3, 18–21; 1-е Тимофею, 2, 11–14. Главный принцип, на котором должна строиться христианская семья, по мнению апостола Павла, – взаимная ответственность ее членов и любовь, причем не только плотская, но и духовная. 13-я глава первого послания Коринфянам – гимн любви, которая «никогда не перестает».

По содержанию проповедь делится на четыре вида: омилия, или изъяснительная беседа, которая ставит своей задачей объяснение Священного Писания; слово, которое произносится по случаю церковного праздника или дня памяти какого-либо святого; катехизическое поучение, которое излагает уроки веры, нравоучения и богослужения; публицистическая проповедь, которая отвечает на злободневные вопросы современности.
К письменной христианской публицистике относятся письма, послания, в том числе буллы – послания римских пап.

Отличительная особенность христианской публицистики Средневековья: представители не практиковались в одном направлении, а сочетали устное и письменное красноречие.

С первых веков складываются два центра христианской публицистики: западный (Рим) и восточный (Византия).
К виднейшим представителям ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ относятся Иероним Стридонский, Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин.
Иероним – христианин, воспитанный на античных авторах. Предпочитал письменное красноречие. Перевел Библию на латинский язык. Вел обширную переписку. В Риме он руководил кружком знатных и образованных женщин, которые стремились изучить Библию. Этим своим сподвижницам Иероним адресовал немало писем, среди которых наибольшей известностью пользовалось письмо к Евстохии, где критически изображаются различные слои римского общества, в том числе и духовенство.

Амвросий Медиоланский - епископ города Медиолана (Милана) и там прославился проповедями нравственно-практического характера, надгробными речами и письмами. Интересен цикл писем Амвросия «Об алтаре Победы».

Августин начинал судебным оратором и учителем красноречия. Приняв сан, прославился нравственно-практическими проповедями которые отличаются не столько тщательностью обработки, сколько живостью и доходчивостью. Известен и как христианский писатель. В его произведениях «Исповедь» и «О граде Божием» дается новое понимание человека, предлагаются новые духовные ценности и строится новая картина мира.

ВОСТОЧНУЮ ТРАДИЦИЮ христианской публицистики представляют в первую очередь Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст.
Григорий Богослов, работал в Афинах учителем красноречия (речи против еретиков, произнесенными в годы служения в Константинополе) По красноречию Григорий Богослов стоит выше всех церковных ораторов своего времени. Его творения разделяются на слова (догматические, нравоучительные, надгробные, похвальные), письма и стихотворения.

Василий Великий занимался красноречием. Приняв сан, стал известен беседами и речами против еретиков-ариан. Из проповеднических трудов Василия Великого до нас дошли девять бесед на шестоднев, тринадцать бесед на псалмы и двадцать пять бесед на разные случаи, а помимо того, слова и послания. Требовал, чтобы во время проповеди его перебивали и спрашивали, если что-то не понятно.

Иоанн Златоуст во все времена считался и считается до сих пор совершеннейшим образцом для всех проповедников. До нас дошло более восьмисот его проповедей, в которых объясняется почти весь Новый Завет и многое из Ветхого Завета. Проповеди Златоуста носят нравственно-практический характер, имеют целью исправление грешника и утверждение его в добродетели, очень просты, живы и убедительны. Большей частью они произносились экспромтом. Самые известные из его слов и творений – «Шесть слов о священстве», «Слово огласительное на Святую Пасху». Оставил около двухсот пятидесяти писем («Письма к Олимпиаде») Кроме того, Златоуст составил «Чин Литургии» – важнейшей церковной службы, по которому служат все православные церкви, некоторые молитвы. Вел аскетический образ жизни, но нажил себе врагов во властных кругах, за что его стремились выжить.

Из церковных публицистов последующих столетий наиболее известны братья-монахи Кирилл и Мефодий Солунские. Перевели с греческого языка основные богослужебные книги и на основе греческо-византийского письма создали славянскую азбуку, получившую по имени одного из братьев название кириллица. Азбука Кирилла и Мефодия являлась нравственным императивом добра и зла, служила посланием потомкам на много веков вперед. Обучаясь грамоте по кириллице, человек автоматически заучивал ее морально-этические установки – призыв и запрет, которые, войдя в сознание, становились нормами поведения и жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.