Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические и общепсихологические функции журналистики по Богомоловой.






Н.Н. Богомолова разделяет функции журналистики на социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические). В основе социальных лежат потребности общества как целостной системы, в основе психологических – потребности членов этого общества. Группа психологических функций делится на две подгруппы: социально-психологические (удовлетворение потребностей групп, сообществ, объединений) и общепсихологические (удовлетворение потребностей отдельных индивидов).

Социально-психологические функции:

1. контакта – одной из базовых потребностей человека;

2. отождествления себя с группой (в группе человек чувствует себя защищенным);

3. самоутверждения (самопознания и самореализации) - стремление найти в материалах журналистики подтверждение своим ценностям, своему видению мира, ощутить свою значимость;

4. объединения людей в группы (по интересам, полу, возрасту, национальному, территориальному и другим признакам и т.п.) и др.

Чисто психологические функции:

1. познавательная - нужно отличать социальную информацию, регулирующую взаимоотношения людей и значимую для всего общества (это проявление социальной функции), от той, которая значима для конкретного человека на личностном уровне и связана с его интересами, увлечениями;

2. эмоциональной разрядки, рекреативная, заполнения досуга, развлечения и отвлечения;

3. утилитарная - призвана облегчить человеку решение повседневных проблем, лучше организовать быт, досуг.

В основе психологических функций по Богомоловой лежит удовлетворение Ж потребностей отдельного индивида. И, несмотря на то, что социальные функции важнее психологических, их эффективное выполнение невозможно без выполнения психологических функций, потому что массовая информация, распространяемая СМИ, потребляется каждым человеком индивидуально. Психологические функции по Богомоловой делятся на социально-психологические и общепсихологические.

Социально-психологические функции выделяются на основе анализа отношений индивида с обществом на всех основных уровнях:

На уровне «индивид-общество в целом» выделяется функция социальной ориентации индивида и участия в формировании ОМ. Социальная ориентация подразумевает обеспечение индивида информацией, необходимой ему, для того чтобы создать верное представление о соц.действительности в её актуальном состоянии. Важным понятием является социализация индивида – приобщение человека к обществу, т.е. процесс активного усвоения индивидом социального опыта и его использование в собственной жизнедеятельности. Под воздействием СМИ процесс социализации приобретает очень широкий, глобальный характер. Для полноценного приобщения к социуму современному человеку требуется не только информация, имеющая прямое отношение к его жизни, но и другая информация, в т.ч. и та, которую он не сможет непосредственно использовать. Кроме того, современный человек необязательно должен довольствоваться позицией пассивного получателя информации, пассивного носителя ОМ, и стремиться активно участвовать в его формировании. Определённые возможности для этого предоставляются СМИ.

На уровне «индивид-соц.группы» выделяется функция социальной идентификации индивида - ощущения сопричастности индивида к каким-либо соц.группам, которое возникает под воздействием СМИ. Важно также, что индивид при этом отделяет себя от других соц.групп. Таким образом он определяет для себя (идентифицирует) своё место в обществе. СМИ дают индивиду информацию о различных соц.группах и позволяет выбрать те группы, к которым он присоединится или не присоединится. Важным является понятие референтная группа – это такая группа, мнение которой авторитетно для индивида по его собственным, в т.ч. абсолютно субъективным причинам. Мнение референтных групп обычно публично выражают конкретные личности, пользующиеся авторитетом в группе, которых называют «лидерами мнений». С помощью Ж набор соц.групп, которые могут стать референтными для человека, расширяется фактически неограниченно.

На уровне «индивид-другой индивид» выделяется функция межличностного контакта. Ж создаёт условия для межличностного общения людей, в некоторых ситуациях даже ранее незнакомых друг с другом. Соц.психологи утверждают, что окончательное мнение человека по поводу полученной от СМИ информации формируется только после обсуждения этой информации с другими людьми, прежде всего в референтных группах. Эта функция может также реализовываться в виде обратной связи аудитории со СМИ. В данном случае отдельный представитель МА часто обращается к одному конкретному человеку в СМИ или ко всей редакции, но личностно. Эта же функция может реализовываться как компенсация недостатка межличностного общения в жизни человека общением со СМИ.

На уровне «индивид-он сам» выделяется функция самоутверждения индивида. СМИ помогают человеку в самопознании, самореализации, получение индивидом подкрепления собственных мнений от авторитетных для него людей через СМИ. Реализация этой функции способствует формированию здорового чувства собственного достоинства и гражданской активности.

В общепсихологических выделяются 2 функции:

Утилитарная функция = рекламно-справочная. Рекламно-справочные функции предполагают содействие аудитории в решении конкретных, практических, в т.ч. бытовых задач. Эти Ф имеют утилитарный характер. Их выполнение способствует распространению СМИ различной справочной информации, связанной с интересами и увлечениями МА, а также рекламной информацией. Рекламная информация не является журналистской, но СМИ распространяет её, и поэтому она участвует в выполнении данной группы функций, в частности помогая МА выбирать нужные ей товары и услуги. Важно, чтобы при выполнении РСФ не преувеличивалась значимость потребления как одной из сфер человеческой жизнедеятельности, причём не самой главной.

Релаксирующая функция = развлекательная, только рассматривается с точки зрения индивида, а не общества. Рекреативные функции заключаются в том, что Ж помогает МА организовывать свой досуг, удовлетворять потребности в отдыхе. Таким образом, человек может восстанавливать свои силы для дальнейшего участия в жизнедеятельности общества. Кроме того, важность РФ определяется тем, что они способствуют более эффективному выполнению всех остальных групп функций. Преувеличенное внимание к развлекательной составляющей Ж может приводить к негативным последствиям, а именно к оболваниванию МА и к эскапизму (бегству от действительности с её проблемами в вымышленный мир, более простой, удобный и приятный, который в т.ч. может создавать для МА и СМИ).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.