Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II.Социальная ответственность






 

Первый кодекс профессиональной этики журналиста в нашей стране был принят в апреле 1991 года последним съездом Союза журналистов СССР. Он включал в себя принцип социальной ответственности. Так же он провозглашал, что никакие нормы, записанные в Кодексе, не могут служить основанием для привлечения журналиста к дисциплинарной, административной или иной ответственности. Тем самым с одной стороны, нарушения профессиональной этики объявлялись чисто внутренними, корпоративным делом, не допускающим постороннего вмешательства, а с другой стороны, нарушения, профессиональной этики отделялись от проступков, влекущих правовую ответственность. Впоследствии этот кодекс был забыт.

В настоящее время в международных принципах профессиональной этики записано " Информация понимается не как удобство, а как социальное благо. Это означает, что журналист ответственен не только перед лицами контролирующими СМИ, но и перед обществом в целом, учитывая целый спектр различных социальных интересов, затрагиваемых СМИ. Социальная ответственность журналиста требует от него действовать в любых обстоятельствах в соответствии с личными представлениями об этике."

Взгляд на любые факты действительности через социальную призму определяют сегодня уровень зрелости и ответственности журналиста, его способность найти своё место в взаимодействии с издателем, в служении читателю, обществу в целом.

Для журналиста сознающего свою ответственность перед аудиторией, большое значение имеет её доверие, нравственная поддержка в различных ситуациях творческой деятельности.

Социальные противоречия превращают проблемы этики из самоочевидных в трудные практические задачи. Появляется напряжённость в отношениях с героем, с людьми, доверившим журналисту информацию, с издателем, с коллегами. Наконец, читатель может просто отказать журналисту в доверии.

Перед пишущим постоянно возникают моральные искушения и соблазны. Он может им поддаться, умолчать о чем-то существенном, но неприятном для себя. Проблема выбора встаёт перед пишущим так же часто, как часто он вникает в жизненные конфликты. И поэтому напряженность в отношениях с другими членами общества у него воспроизводиться вновь и вновь.

Почву для согласования интересов общества и журналистов нет нужды искать. Она всегда в наличии. Это принципы общечеловеческой нравственности. они-то и служат критериями должного поведения журналиста, которые поддерживаются широким общественным мнением.

Потребность в более четкой определённости к существующим социальным нормам вызвана в первую очередь особой ответственностью журналиста за их соблюдение, так как одна из главных задач его деятельности- социальная ориентация аудитории, утверждение политических, правовых и нравственных норм общества. Выполняя свои профессиональные обязанности, журналист всегда оказывается в точке пересечения интересов общества, личности, групп. Ему приходиться выбирать определённый стиль поведения, выстраивая отношения с законодательной, исполнительной, судебной властью, политическими организациями, учреждениями, издателями, распространителями СМИ. В общении с читателями, слушателями, зрителями журналиста подстерегают и ловушки другого рода. Так сотрудник СМИ может превратиться в механического посредника между анонимной властью и столь же анонимной аудиторией или же стать манипулятором, навязывающим массам чужое мировоззрение. Социальные последствия неадекватности действительному миру той знаково-символической реальности которую создаёт журналистика, бывают весьма ощутимы. Журналист игнорирующий стандарты поведения представляет собой опасность не только для социального мира, но и для самой редакции. Не осознав себя человеком, у которого в руках находиться мощное средство воздействия на современников и их потомков, их объединения или, наоборот, разъединения, не ощутив полноту ответственности перед обществом и людьми, сотрудник редакции не может считать себя зрелым профессионалом. Поэтому автор должен иметь определённую социальную позицию. И вопрос о целостном мировосприятии для журналиста сегодня важен как никогда.

Опыт ответственного поведения журналиста в той или иной ситуации он набирает методом " проб и ошибок". Социологическая культура мышления журналиста позволяет ему подняться над собственным повседневным опытом, преодолеть ограничения, связанные с спецификой определённой ситуации, воспитать уважение не только к факту, но и точному теоретическому знанию, раскрывающему глубинное содержание этого факта.

Те журналисты, что сознают общественный долг и относятся к аудитории как к ценности, а не как к товару, учатся, экспериментируют и испытывают новые формы. В результате они достигают практические цели- обеспечивают повышение культуры своего труда и спроса на свою продукцию.

Долг каждого журналиста- взять за основу своего творчества высокую профессиональную ответственность. Эта ответственность обусловлена и особой ролью журналиста в процессе распространения информации, идущей к широкой аудитории, и прежде всего от имени газеты. Журналист вступает во взаимоотношения с различными социальными субъектами: властями, социальными институтами, партиями и общественными движениями, учредителями, рекламодателями, спонсорами.

Для так же журналиста принципиально значимы этические чувства. Они программируют его поведение, отражают его гармонию или дисгармонию с обществом. Особо важны для журналиста нравственные ценности, включающие в себя представления о достоинстве личности или групп лиц, о моральных нормах. принципах понятиях добра и зла, справедливости, счастья, на их основе формируются нравственные качества, являющиеся для журналиста профессиональными. И поскольку журналистская деятельность сопряжена с ответственностью за судьбы людей, то в процессе её профессиональное выступает почти всегда как моральное. Но, к сожалению, осознание ответственности не бывает быстрым.

Ломоносов считает, что в ответственность журналиста входит требование не злоупотреблять свободой суждений, и призывает к тщательному рассматриванию того, о чём им придётся писать осуждая невнимательность, небрежность, поспешность, дух пристрастий, и недобросовестность.

В русле институционального потока журналисты как социальные субъекты осуществляют служебно-профессиональную функцию. Они выполняют задания, следуя общественному долгу.

Поэтому журналист должен распространять только ту информацию, в достоверности которой он убеждён и источник котороё ему известен. Он должен избегать нанесения кому бы то ни было ущерба, вызываемого неполнотой или неточностью информации, сокрытием общественно значимых или распространением заведомо ложных сведений. Он должен противодействовать экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам включая признаки пола, расы, языка, религии, политических и иных взглядов и другое. Как видим, здесь развивается тезис об общественной ценности журналистского труда, прежде всего в смысле соблюдения безопасности населения. Не только срочная медицинская помощь спасает от катастроф. Порой столь же срочно необходима помощь душевная: внимание, участие, простое доброе слово. Иногда лишь за ним добрым словом, советом и обращаются в газету. И нередко, высказав всё, что наболело, заверяют редакцию " ответ мне не нужен" Многим людям они помогли и каждый день помогают, многие конфликты разрешили, многим коллективам помогли.

Многие теоретики возлагают ответственность за деградацию вековых ценностей. Их коллеги за то же клеймят науку и технику. Равно безосновательно журналистика и сегодня и завтра будет воплощать и умножать те идеалы или анте идеалы, которыми живёт породившее её общество. Журналисты выполняют задания, следуя общественному долгу. Характер профессии призван хранить духовные ценности.

Пресса- это социальный институт. Она несет ответственность перед обществом и обязана представлять общество в целом. СМИ с социальной точки зрения служат прежде всего инструментом общения людей между собой и обществом в целом, формой выражения мнений и настроений отдельных социальных групп, ареной дискуссий и споров, полем выработки общих позиций и решений. Всё это предопределяет необходимость демократичности, уважительности и такта СМИ по отношению к аудитории.

Условиями своего труда журналист поставлен в положение, когда чуть ли не на каждом шагу он должен, хочет того или нет, делать выбор, в том числе и моральный. А это значит, что для определения своих предпочтений ему приходиться опираться на некие предписания, признанные им в качестве эталонов. Они тоже выступают как реальные компоненты деятельности, поскольку, непосредственно участвуют в организации творческого процесса, в известной степени ограничивая или, напротив, непременно расширяя его свободу в зависимости от их характера и содержания. Кроме нравственных предписаний и эталонов, которые по традиции передаются журналистами из поколения в поколение и возведённых в ранг неписаных законов, взаимоотношения в профессиональной среде регулируются инструкциями, приказами, постановлениями, а также уставом журналистов.

Соблюдение их повышает ответственность у журналиста и способствует формированию работоспособного творческого коллектива, является важным условием успешной деятельности СМИ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.