Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эклектика как эпоха и архитектурный метод






 

 

Развитие европейской архитектуры в первой половине 19 века характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма.

Еще сравнительно недавно ретроспективно – эклектическая архитектура 19 венка воспринималась лишь негативно. На первый план выдвигалось явное несоответствие функциональных и конструктивных ее элементов – с одной стороны, и эклектического, сугубо декоративного облика сооружений – с другой. Однако архитектура эта составляет неотъемлемое звено общего исторического развития культуры, возникновение ее было определено социальными, идеологическими и иными условиями.

Эклектизм в архитектуре был порожден распадом классицизма как стиля и как метода архитектурного творчества. Он перестал удовлетворять идеологическим, социальным, бытовым и иным требованиям. Планировочные решения, предлагаемые классицизмом, не могли вместить нового общественного содержания и новых функций. Ограничивали они во многом и использование новых конструктивных средств. Уже с начала века значительно более активно, чем раньше, стали использоваться металлы – чугун, кованое железо, облегченные своды. Во второй половине века стала применяться сталь, позже – железобетон. Однако в течение длительного времени они рассматривались как вспомогательные, скрывались под каменными оболочками, под облицовкой.

Классицизм не давал возможности выявить в полной мере начала национальных культур, а они в этот период становятся важным фактором социально-политической и идеологической жизни в государствах Европы. В странах, сбросивших с себя иго наполеоновской Франции, усилились патриотические настроения, резко возрос интерес к национальному наследию.

Зодчие обращаются к так называемым историческим стилям, пробуют использовать их формы в современных постройках. Подражание стилям, подделка под них являлись всего лишь маскировкой, так как планы зданий, их функции, а также строительные материалы и конструкции были вполне современными. В архитектуре 19 века можно обнаружить два варианта. Первый заключается в более или менее удачном воспроизведении снаружи и внутри здания композиционно – декоративных форм какого-то одного стиля; это был ретроспективизм. Второй вариант сводится к употреблению в декоративном убранстве одного здания мотивов различных стилей, иногда смешиваемых друг с другом. Этот конгломерат стилей, что обычно называется обычно эклектикой.

В этот период возводятся здания самого различного назначения, появление которых вызывалось экономическими и социальными условиями: городские многоэтажные дома доходного типа, универсальными магазинами, здание банков, кредитных обществ, вокзалы, промышленные сооружения и другие. Не считая построек утилитарного назначения – фабрик, заводов, складских и портовых сооружений, облик которых определялся практическим подходом, все остальные сооружения в той или иной мере декорировались посредством привлечения различных мотивов, заимствованных из готики, Ренессанса, барокко, рококо, стилей восточного происхождения.

В 1830 – 1840 – х годах в странах Европы – Франции, Германии, Англии и других – появляются многочисленные здания, облик которых в той или иной степени воспроизводят мотивы и формы готической архитектуры, сооружений флорентийского Ренессанса и др.

В 1840 – 1960 х годах Чарльз Бэрри совместно с Огастесом Пьюджином построил в Лондоне, на берегу Темзы, огромное здание парламента в стиле английской готики. Сооружение представляет впечатляющую композицию на готические темы; хорошо разработаны детали, высоким качеством отделки отличаются интерьеры, но в целом все это явилось совершенной стилизацией. В Будапеште, на берегу Дуная, архитектором И.Штейндлером в 1855 – 1870 – х годах было построено здание парламента в стиле «неоготика». В 1884 – 1894 годах архитектор Пауль Валло построил в смешанных формах западноевропейской архитектуры 16 – 18 веков тяжеловесное здание рейхстага в Берлине.

В 1861 – 1875 годах Шарль Гарнье строит в Париже здание Большой оперы. Пышно декорированные фасады и все внутреннее убранство приближены к декоративным формам зрелого европейского барокко, с явной ориентацией на сооружения 17 века в Турине, Генуе, Милане.

Названные сооружения в функционально – плановом отношении вполне удовлетворяли современным требованиям, в них были применены новейшие совершенные конструкции, лучшие облицовочные материалы, но в художественном, образном отношении они были обращены в той или иной мере к прошлому.

В русской архитектуре происходили сходные процессы. В 1830 – 1850 – е гг. сформировалось несколько стилистических направлений. Самым ярким и первым была неоготика, особенно в пригородах Петербурга (О. Монферран, А.А. Менелас, А.П. Брюллов). Одновременно – неороманский стиль (Немецкая лютеранская церковь святого Петра в Петербурге, на Невском проспекте, арх. А.П. Брюллов ). Восточные мотивы проявлялись в оформлении интерьеров, в монументально – декоративных композициях. Например, Египетский вестибюль Павловского дворца А.Н. Воронихина; фонтан с 4 сфинксами у Пулковской горы (Тома де Томон). Тогда же Константин Тон оформляет пристань у здания Академии художеств в Петербурге.

В противовес западной неоготике и восточной экзотике многие художники искали вдохновение среди памятников древнерусского искусства. В том числе и зодчества. Позднее это направление определили как русско – византийский стиль.

Ярким его представителем был К. Тон, построивший храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве, а также ряд несохранившихся церквей в Петербурге, призванных «русифицировать» европейский Петербург.

Другим направлением стало необарокко. Его основоположником можно считать А.Штакеншнейдера. Многие дворцы и особняки Петербурга и окрестностей в середине 19 века «строились под Растрелли». (Дворец Белосельских – Белозерских в Петербурге, арх. Штакеншнейдер)

Не менее популярен был неоренессанс. Фасады были разнообразны: ордерные, безордерные, со сплошной рустовкой и частичной, с поэтажными тягами и без них. В этом стиле строил особняки архитектор Боссе.

Здание в стиле неогрек более редки. Например, здание Нового Эрмитажа Лое Кленце.

Бурное развитие капитализма во второй половине 19 века сопровождалось невиданным размахом частного городского строительстваК началу 1860 – х годов в архитектуре не только окончательно утратился единый и комплексный подход к городской застройке, но и были разрушены некоторые ансамбли. Так, в Москве был уничтожен созданный О.Бове ансамбль Театральной площади, а в Петербурге построенные в первой половине 1870 – х годов новые громоздкие доходные дома испортили ансамбль Александринского театра

И все же во второй половине 19 века в России работали одаренные архитекторы и умелые строители: А.И. Резанов (дворец великого князя Владимира Александровича на Дврцовой набережной в Петербурге), В.А. Шретер (в «барочном» духе перестроены фасады Мариинского театра, вокзал в Одессе, здание кредитного общества на площади Алексанринского театра в Петербурге); К. Быковский (здание государственного банка на Неглинной в Москве, библиотека и здание Зоологического музея Московского университета), Д. Гримм, строивший в русско – византийском стиле (храм в Херсонесе), петербуржцы А. Кракау, увлеченного итальянским Ренессанс (особняк Штиглица, Балтийский вокзал в Петербурге), А. Парланд (храм Воскресения Христова – «Спас на Крови»), Д.Н. Чичагов (здание Московской городской думы) и др.

Наиболее активно процесс освоения исторических стилей проходил в области внутренней отделки зданий. Здесь особенно ярко проявились неоготика (до середины 19 века), неогрек (1830 – 1640 – е гг)., часто смешивающийся с помпейским стилем. В 1940 – е годы во внутреннюю отделку проникает необарокко о неорококо. В 1850 – 1860 – х гг. осваивается французский классицизм («стиль Людовика XVI»). Часто наблюдается смешение стилистических мотивов.

Появление и смена в архитектуре псевдостилей самым непосредственным образом отразилось на характере мебели и других видах комнатного убранства.

При оформлении интерьеров в неоготическом стиле архитекторы распространяли его мотивы и на перекрытия, и на стены, и на предметы внутреннего убранства. Потолки оформлялись рельефными хрящевидными тягами, полы имели соответствующие рисунки паркета и т.п.

Художественная промышленность стран Западной Европы быстро отреагировала на новое течение. Изготавливались мебельные гарнитуры, а также и предметы из стекла, фарфора и металла. В них использовались мотивы в виде стрельчатых арочек, вимпергов, пинаклей, фиалов. В интерьерах стали использовались витражи.

Неогрек использовался, как сказано выше, в тесном сочетании с помпейским стилем. В стиле неогрек оформлялись преимущественно фасады, в помпейском – интерьеры.

Широкое распространение приобрело рококо. Этот декоративный стиль импонировал более широким социальным слоям – дворянству и бюргерству. Рококо сильнее проявился в мебели, в мебельных гарнитурах. Особой популярностью пользовались разнообразные диваны. Письменные столы, буфеты, шкафы отделывались резьбой в стиле рококо. Но и в мебели наблюдается смешение стилей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.