Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семантика портрета в культуре Древней Греции и Древнего Рима






 

Древнегреческое искусство занимает в истории культуры человечества особо важное место. По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока, греческие города – государства – полисы – были малы. Но именно здесь совершился великий перелом в судьбах культуры и искусства. Произведения греческого искусства поражают реализмом и гармоническим совершенством, утверждением высокого нравственного начала, красоты силы, достоинства человека. Софокл: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».

Человек – гражданин полиса мыслился как всесторонне развитая личность. Возникло представление о гармоничной человеческой личности, об идеале. Особое внимание уделяли греки воспитанию мужественного человека – гражданина, его духовных и физических качеств.

Искусство Древней Греции было связано с религиозным культом, с мифологией. Греки чтили память предков – героев.

До второй половины 6 в. до н.э. греческое искусство не выработало интереса к конкретной человеческой индивидуальности, ее высшие достижения были в разработке образа человека в статуях богов и богинь (кор), героев, а также воинов – куросов. Обобщая свои наблюдения, художник выражал их в типических образах, органически объединяя частное и общественное, жизненное и идеальное.

Со второй половины 6 в. до.н.э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистически целостные представления об образе человека, свидетельствующие о приближении глубоких перемен в общественной жизни и художественной культуре, центром которой становится Аттика.

Ранняя классика (первая пол. 5 в до н.э.), заостряя все атипичное и личностное, доходит до создания портретов. Один из наиболее известных памятников, хотя дошедших в копии, - портретна статуя Фемистокла из Ости (сохранилась голова). В отличие от протопортретных опытов архаики(фрагмент стел с дискоболом и кулачным бойцом) ранняя классика строит свой образ на основе типа – типа Геракла, одной из наиболее характерных в искусстве Греции. Голова имеет плотную кубическую структуру, она покоится на мощной шее, лицо широкое, тяжелый подбородок. Облик полководца дополняет выражение некоторой растерянности в лице. Сохранились и оригиналы. Например, голова бородатого мужчины из Портчелло. В портрет не только входит идея состояния – грусти, скорби, меланхолии и т.п., но и идея мышления, внутреннего созерцания, стремление к дифференцации телесного и чувственного.

Портретность усматривается и в изображенных на мемориальных стелах фигурах. Безвестные усопшие часто изображаются как живые люди. Человек достоин увековечивания не потому, что он был доблестным гражданином, а просто потому, что он человек. Впервые появляются памятники с изображением детей. Ранняя классика создала свой мир – мир сосредоточенных, разобщенных, ушедших в себя индивидуалистов. Высокая классика формирует новое представление о мире, в котором стирают полярные начала – большого мира и малых индивидуальностей. Художники стремятся ко все более цельному отражению мира в искусстве, взаимодействуя с драматургами, философами, риторами. С течением времени, в последние десятилетия 5 в. до н.э., в развитии искусства происходит перелом. Идеал, утвержденный в искусстве Фидия и Поликлета, отразивший надличностные установки века Перикла, приобретает значение нормы, воспроизводимой по всей Элладе. Такому «классицизму» отдал дань и Кресилай – создатель единственного дошедшего до нас (в копии) портрета Перикла. (около 425 г.до. н.э.). Посмертное изображение главы Афинской демократии представляет его с правильными чертами лица, в идеальном образе стратега. Перикл был хорош собой, но в копии он изображен совсем имперсональным, без малейших примет личности. Даже его физический недостаток, вытянутой формы череп, скрашен: на голову одет шлем.

Эпоха поздней классики – последняя, самая драматическая и вместе с тем просветленная глава эллинского творчества. 4 век до н.э. – особая эпоха, в которой все построенное ранее – великий космос и рожденный им великий человек – входят в фазу глубокой деструкции. Искусство уходит в область мысли. Былое равновесие между телом и духом все более нарушается в пользу идеального. В жизни Эллады господствует философия. Общая тенденция в искусстве скульптуры заключается при сохранении классицизирующего («нормативного») идеала Фидия, в размежевании стиля на «героический» и «лирический», а также в усиленной персонализации мужского образа (формирование портрета) и его максимального приближения к исторической действительности.

Важную роль в этом смысле сыграл Скопас. Фрагментарно дошедшие до нас работы свидетельствуют о том, что он первым стал изображать «страсти». Для передачи мимики лица, он создал новый тип головы – кубической, сидящей на мощной шее, с небольшими, сильно запавшими глазами. Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины Алеи в Тегее. Ранее воины так не изображались. Они могли быть в движении, но лица сохраняли невозмутимость. Лицо атлета (Апоксиомен) другого знаменитого мастера Лисиппа также утратило черты героики - в нем появилось нечто простецкое, мирское. В Стамбуле храниться оригинальное произведение – портрет Александра Македонского, приписываемый Лисиппу, создавшему, согласно историческим свидетельствам, несколько портретных статуй великого полководца. Портрет выполнен в романтическом ключе. (взлохмаченные волосы, поворот головы, приоткрытый рот).

Поздняя классика – время расцвета греческого портрета. Высокая классика с ее нивелированием всего личностного не приветствовала портрет. Греки, уверенные ранее, что люди делятся на «благородных» и «плохих» и что в прекрасном теле живет прекрасная душа, а в безобразном – безобразная, пережили ломку этих представлений, столкнувшись с личностью Сократа. Портрет – это всегда отклонение от общего, выявление черт, свойственных только данному конкретному человеку. Сократ был чрезвычайно некрасив. Но при этом он был воплощением мудрости и благородства. Позднеклассический портрет формирует свое представление о неповторимом человеке.

В категорию портретируемых, как и раньше, входит только интеллектуальная элита общества – политики, философы, драматурги, поэты, риторы, ораторы, историки и, конечно же, правители. Причем любопытной греческой чертой является имажинарный облик портретируемых – изображают тех, кто давно покинул земной мир. Почти все портреты – посмертные.

Еще одна характерная черта – запечатленных в них идеал мудрого старца. Состав моделей исключительно мужской. В них аккумулируется весь пройденный опыт, они как бы оставляют завещание живым; по духу они – учителя.

Греки мыслили портрет только в целостном телесном образе; у них не было портретных изображений только лица, как у римлян. Сохранилось незначительное количество работ, да и то в копиях. Самый необычный - портрет Гомера. Вся форма текуча, передает образ слепого аэда как существа, открытого звукам космоса. Гомер живет внутренней жизнью и видит внутренними очами.

Портрет Сократа, дошедший в виде гермы, представляет афинского мудреца в антиидеальном облике: с глазами навыкате, с приоткрытым ртом, курносым носом, высоким лысеющим лбом. Но в некрасивой голове мыслителя горит высокий дух – взгляд направлении влево и вверх, резкая морщина пересекает лоб.

Портрет Софокла представляет афинского трагика стоящим в гиматии, заложив одну руку за складку плаща и скрыв другую сзади, - поза, харакетерная для мужских статуй 4 в до н. э. Портрет Еврипида исполнен трагического ощущения мира. Поэтика волос приобретает большое значение: волосы текучи и обрамляют лицо, как бы обегая его. Это идеал мудреца, прекрасного и благородного.

К концу 4 в до н.э. на развалинах громадной державы Александра Македонского возникли государства нового типа – деспотические монархии, которые вступили в новый период исторического и культурного развития, получившего название эллинизма.

При всей сложности и пестроте общей картины эллинистического искусства его основные достижения связаны с дальнейшим развитием образа человека. Обобщенный образ идеального героя окончательно уступил место образам более индивидуализированным, в которых подчеркивалось преувеличенное героическое начало, утрата душевного равновесия. Портрет Аттала Первого из Пергама, камея Гонзага из Александрии, школа Боэфа, мастера которой создавали статуарные изображения детей.

Сохраняя свойственные классическому периоду принципы типизации, художники значительно индивидуализируют образы, внешние черты облика и душевного сотояния. Образ неизвестного философа, так называемый Сенека (3 – 2 вв до н.э, Неаполь) дан в момент остроэмоционального напряжения, раскрывающего трагический надлом, который характеризует не только героя, но и кризисный дух эпохи.

Настоящего расцвета портретное искусство достигает в Риме. Впитав в себя многие достижения культуры Греции и этрусков, оно воплотило их в художественной практике колоссальной Римской державы.

Практический склад римской культуры сказался во всем – в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразности миропорядка, в примитивной конкретности религии. Особенности трезвого, рационалистического восприятия действительности римлянами выражены в веризме (документальной точности), в остром и суровом реализме, который составил основу римского искусства и впоследствии восхищал мастеров итальянского Возрождения.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греки. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, создали разнообразные портреты.

В республиканский период древнейшие произведения скульптуры еще исполнялись этрусскими мастерами из бронзы и терракоты, причем большую часть наследия составляют портреты, некоторые из которых можно причислить к памятникам высочайшего мастерства исполнения (так называемый «Капитолийский Брут», портрет мальчика, статуя оратора Авла Метелла) Статуя оратора овеяна духом республиканских форумов. Этот портрет как бы завершает линию этрусских портретов и кладет начало развитию портрета чисо римского, поражающего беспощадной правдивостью, интересом к воспроизведению некрасивых, но индивидуальных лиц.

В республиканском Риме зарождается и собственно римский портрет. Снимая и сохраняя маски с лиц усопших, римляне стремились к сохранению максимальной конкретности облика усопшего родственника. Первые портретные изображения сохраняли мертвенность и безжизненность маски, натуралистичность в воспроизведении черт лица. Восковые маски. Снятые с лиц умерших членов рода, украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процессии.

Портрет – лучшее достижение римской скульптуры. Как самостоятельное и своеобразное явление он прослеживается с начала 1 века до н.э. В Риме возникло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров римские художники пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами, следуя в этом традициям этрусков. В портретном жанре наиболее полно проявляется самобытный реализм, острая наблюдательность, историческое чутье римлян, их умение обобщить наблюдения в ясной и сжатой форме. Люди, запечатленные в портрете позднереспубликанского времени, сдержанны, серьезны, в лицах отражена напряженная жизнь мысли. Римские мастера работали в местном камне, мраморе и бронзе.

Стиль римских портретов эволюционировал, последовательно отражая изменение облика людей, их внутреннего склада, нравов, идеалов. Идеалом эпохи был мудрый и волевой римлянин Катон – человек практического склада ума, хранитель строгих нравов.

Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост – статуях Тогатус (облаченных в тогу).

Скульпторы эпохи республики создавали не только портретные бюсты и статуи отдельных лиц, но и групповые портреты в рост. Их возникновение связано с культом строгого семейного уклада древнеримских знатных родов. Образ человека в портрете эпохи республики сохраняет внутреннюю замкнутость. Взгляд изображаемого обычно остается безразличным к окружающей среде. В 1 в до н.э. наряду с портретами, продолжающими этрусскую и раннеиталийскую традицию веристического портрета, появляется новое направление, в котором ощущается влияние греческого и эллинистического портрета. Скульпторы не ограничиваются передачей внешнего сходства, а стремятся показать характер портретируемого. Сухой линеарно – графический стиль вытесняется живописно – пластическим, обобщающим детали. (Голова Цезаря, мрамор, Рим)

Портрет будет занимать ведущее место и в императорском Риме. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название

«августовский классицизм». В век Августа (конец 1 века до н.э.) резко изменился характер образа – в нем отразился идеал строгой классической красоты, это тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились парадные придворные портреты в рост, исполненные сдержанного величия. Мраморная статуя Августа из Прима Порта (Рим, Ватикан) изображает его в виде полководца, понявшего руку в призывном жесте. Поза атлетически сложенного императора спокойна и значительна.

Строгий стиль портретов эпохи Августа сменился при династиях Юлиев – Клавдиях и Флавиях. (69 – 96 гг н.э). Установился обычай обожествлять личность правителя, восходящий к традициям древневосточных монархий и эллинистических государств (статуя императора Клавдия в виде Юпитера). Однако идеализированная трактовка тела часто сочетается с реалистической трактовкой лица. Вместе с тем (при Флавиях) создаются произведения исключительной жизненной убедительности и портрет достигает одной из вершин своего развития (портреты Веспасиана Флавия, ростовщика из Помпей Цецилия Юкунда и др.) Среди портретируемых появились представители среднего сословия, богатые вольноотпущенники.

Рождаются новые художественные приемы. В отличие от сухого графического стиля республиканского портрета, классической строгости портрета времени АвгустаЮ художники достигли большой пластической выразительности формы, усиливали ее объемность и живописность. Восприятие мира стало более обостренным, эмоциональным. Характеристики модели многограннее, обобщеннее. (портрет Нерона) Художники отказываются от традиционных фронтальных композиций, акцентируя объем и более свободно располагают скульптуру в пространстве. (портрет римлянки, Рим, Капитолийский музей). В пору кризиса античного мировоззрения при Антонинах (2 в н.э.) в портрете углубился индивидуализм. Появились черты одухотворенности, утонченности или усталости. Люди представали гуманными, полными скрытого обаяния, но они исполнены тревоги, их грустные взгляды устремлены вдаль. Меланхолическое настроение подчеркивалось трактовкой глаз – резко врезанными зрачками, полуприкрытыми верхними веками. Тщательная полировка мрамора создавала тонкую светотеневую игру. («Сириянка», ГЭ) К этой эпохе относится конная бронзовая статуя Марка Аврелия (ок. 170 г.) Проживший жизнь в походах, Марк Аврелий изображен в тоге – одежде римлянина, без императорских отличий. Образ «философа на троне» - образец гражданственного идеала и гуманности. Это автор «Размышлений наедине с собой», безразличный к славе и богатству.

Третий век - эпоха расцвета римского портрета, все более освобождавшегося от традиционных идеалов и обнажавших самую сущность портретируемого. Это время разложения империи, изживания форм высокого античного искусства, но вместе с тем зарождение нового общественного порядка, новых творческих тенденций. В образе императора Каракаллы (ок. 211 – 217 гг., Неаполь), человека сильного, активного, но вместе с тем властолюбивого, преступного, римский реализм достиг своей вершины.

Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением форм и повышенной духовной экспрессией. Филипп Аравитянин (ГЭ) - суровый солдат, сын разбойника, ставший римским императором. Это яркое воплощение образа «варварского» Рима. Грубое крупное лицо, грозный взгляд, тяжелый подбородок. Борода и волосы (бороду и прическу на «греческий» манер ввел в моду император 2 в н.э. Адриан, большой поклонник всего греческого) намечены лишь насечками. В «Женском портрете» (4 в., ГЭ) в широко открытых глазах, в застывшем взоре духовный порыв предвосхищает иконные лики ранневизантийского искусства. Воля к жизни исчезает, начинает доминировать покорность судьбе.

В римском искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи. Но живописных портретов мало сохранилось. О них можно судить по фрескам (Портрет поэтессы). Об их характере можно судить по фаюмским портретам. Это портреты 1- 3 вв, найденные в некрополе оазиса Эль – Фаюм в Египте, восточной римской провинции. Формировался под воздействием эллинистическо – римского искусства. Сохранял культовое назначение, продолжая традиции древнеегипетского портрета. Исполненные на тонкой дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставлялся в забинтованную мумию или расписную пелену с изображением Осириса. Но иногда портрет выставлялся в раме в атриуме. В фаюмских портретах не было египетской статичности. Изображаемые равернуты в три четверти. Плоскостная декоративная раскраска сменилась живописной лепкой форм. Получила распространение техника энкаустики (земляные краски, соединенные с воском и смолой). Применялась и чистая темпера, а также смешение этих красок. Фаюмские портреты – это галерея людей с различными характерами и темпераментом. Много таких портретов и у нас - в государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве (Портрет юноши в золотом венке). Но в конце 2 – 3 вв. в фаюмских портретах нарастает схематизм, усиливаются традиции древнеегипетского искусства.

Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. Его достижения в области портрета будут использоваться мастерами мирового искусства последующих эпох.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.