Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Болгарский национальный костюм






Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет»

Им. М. Акмуллы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

Костюм и сценическое оформление танца

 

2015г.

   

Содержание

I. Введение в дисциплину «Сценический костюм».....................................

II. Программы учебной дисциплины …......................................................

1.1 Пояснительная записка …..................................................................

1.2 Извлечение из ГОС ВПО …...............................................................

1.3 Объем дисциплин и виды учебной работы ….................................

1.4 Содержание дисциплины...................................................................

1.4.1 Разделы дисциплин и виды занятий, примерное распределение учебного времени …..........................................................................................

1.4.2 Содержание разделов дисциплин.................................................

1.5 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.6 Учебно — методическое обеспечение дисциплин …......................

1.7 Материально — техническое обеспечение дисциплин...................

1.8 Примерный перечень вопросов к экзамену........................................

1.9 Примерная тематика рефератов.........................................................

 

III. Содержательный компонент теоретического материала …................

IV. Словарь терминов (глоссарий)...........................................................

V. Изменения в рабочей программе которые произошли после утвержденной программы …...........................................................................

Список используемой литературы- 1.............................................................

Список дополнительной литературы-2 …....................................................

 

1. Введение в дисциплину - «Сценический костюм».

Изучением народного творчества занимались всегда. На основе изученного создавались новые произведения искусства. В них художественная правда находила свое специфическое воплощение, свой конкретно-чувственный облик, обусловленный выразительными средствами данного вида искусства. В музыке – выразительное средство сочетания звуков и ритмов, в поэзии – слово, в живописи – сочетание красок, света и тени. В хореографическом же искусстве выразительным средством является совокупность всего вышеперечисленного с пластикой человеческого тела: движениями, позами, жестами, мимикой.

Искусство хореографии наших дней тесно связано со своими истоками, с реалистическими традициями народного искусства. В его основе лежит стремление людей отразить окружающий мир. Возникнув еще на ранних этапах человеческого развития, танец эволюционировал вместе с развитием человеческого общества. «Эволюция форм народного творчества, в том числе и хореографии, всегда протекала в зависимости от изменений административного, хозяйственно-бытового и религиозного порядка». (Голейзовский К.Я. «Образцы русской хореографии». М.: Искусство, 1964. С. 7).

В современную эпоху для танцевального фольклора открывается широкий доступ на сцену. Никогда прежде сцена не видела искусства более яркого, вдохновенного, чем искусство народного фольклора. Создание современного народного танца, его сценическая обработка были бы невозможны без глубокого изучения народного творчества.

При сценической обработке танца балетмейстер должен создать новые художественные произведения, созвучные нашей эпохе, поднять их на более высокую ступень и не растерять тех жемчужин, которые создал народ. Первое время, когда не было еще отправных моментов в обработке танца, балетмейстер просто переносил его на сцену либо в бытовом этнографическом виде, либо в очень измененном.

Танец для зрителя не может быть каплей житейской пляски. Появляется зритель, а с ним появляется театр, законы которого нужно соблюдать. Прежде, чем приступить к созданию народного танца на сцене, балетмейстер должен изучить обычаи и обряды, образ жизни и быт этого народа, характер занятий, экономику и географическое положение. При создании сценического танца на основе фольклора важно сохранить его идею, мысль, заложенную в танце, стилевую гамму исполнения; а также, что немаловажно, учесть особенность и колорит национальной одежды, украшений и соответствующей атрибутики.

Народный танец в наши дни является одним из популярнейших видов творчества. В нём находят отражение исторические и социальные особенности жизни народа, его национальный характер, трудовые навыки, обычаи, обряды, фольклор. Учитывая всё это, участники творческих коллективов при исполнении того или иного народного танца стремятся передать его как можно ближе к оригиналу. Успех танца в большей степени определяет хорошо и правильно выполненный костюм, который придаёт ему яркую, эмоциональную окраску и подчёркивает его национальную самобытность.

Сценический костюм создаётся на основе национальной одежды. Национальная одежда – своебразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Будучи одним из устойчивых элементов материальной культуры, она издавна отражала не только этническую принадлежность и географическую среду; в ней сказывался уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность.

Хореографические коллективы, представляющее своё искусство за рубежом, часто исполняют танцы той страны, где они выступают. Это налагает особую ответственность на создателей костюма.

Костюм в народном танце исторически изменялся в связи с эволюцией самого хореографического искусства. На первых этапах он почти не отличался от бытовых одежд. В начале двадцатого века большое значение имело создание сценических вариатов народного костюма, в связи с широком распространением ансамблей народного танца, национальных балетных трупп и народно-массовых сцен в балетных спектаклях.

Костюм в народном танце - один из важнейших компонентов оформления номера, отвечающий требованиям как конкретного идейно-образного содержания, так и специфике хореографического искусства в целом. Роль костюма в народном танце значительнее, чем влюбом другом виде искусства, так как танец лишён словесного текста и его зрелищная сторона несёт повышенную нагрузку.

Как и в других жанрах хореографии, костюм в народном танце характеризует персонажей, выявляет их исторические, социальные, национальные, индивидуальные особенности. Вместе с тем, он должен отвечать требованиям танцевальности, то есть быть лёгким и удобным для танца; не скрывать, а выявлять структуру тела; не сковывать движения, а помогать им и подчёркивать их.

Требования образно-характеристической конкретности и танцевальности нередко вступают между собой в противоречия. Как чрезмерное «обытовление», так и схематичное обеднение костюма в танце являются крайностями, которые могут быть оправдвны в отдельных случаях только особым содержанием и сюжетом того или иного концертного номера. Мастерство руководителя коллектива народного танца, как художника, состоит в преодолении этих противоречий и крайностей, в достижении органичного единства образности и танцевальности.

Костюм в народном танце, будучи одеждой конкретных персонажей, независимо воодушевлённых или нет, вместе с тем есть элемент целостного художественного решения всего номера, что выдвигает задачу его колористически-цветового согласования с декорациями, «вписывания» в единую изобразительную картину. Костюм – это «подвижный» элемент изобразительного оформления танца. Поэтому, он может вносить в него динамическое начало, наполнять ритмами, соответствующими ритмам музыки. В этом смысле костюм является как бы соединительным звеном в синтезе изобразительного искусства и музыки всей хореографической постановки.

С народным костюмом надо обходиться бережно. Осуществляя сценическую обработку, постановщик должен сохранить все, что касается покроя и принадлежности одежды, повода и актуальности одевания. И в то же время необходимо развить и обогатить рисунок, украсить и, насыщая, переоформить, но таким образом, чтобы не испортить того главного, что было заложено в первооснове. И ни в коем случае нельзя вносить в народный костюм чуждые элементы и мотивы, которые не свойственны данному народу, исполнять их не в том стиле и не с теми национальными особенностями, которые были в первооснове.
Основные трудовые процессы влияют как технику танцев, манеру исполнения, так и на бытовую одежду, а, соответственно, и на сценический костюм. Для балетмейстера эти впечатления могут дать толчок для постановки и помочь в решении образов. «Разве, – спрашивал Ж.Ж. Новер, – он (балетмейстер) не встретится с множеством разнообразных картин в жизни ремесленников? У каждого из них своя поза в зависимости от положений и движений, определяемых характером их труда. Он должен уловить их походку, манеру двигаться и держаться, всегда сходную с их ремеслом». Условия жизни и климат откладывают свой отпечаток на внешний вид костюма, используемый материал для пошива, разноообразие и количество украшений. Одежда во многом подсказывает определиться с характером и манерой в лексике танца. На Севере России, например, самая строгая манера. Подпрыгивание девушек считалось неприличным. Ход девушек плавный, голова поворачивается вместе с корпусом. Юноши очень внимательны к девушкам. У них нет хлопушек и присядок. Здесь свое влияние как раз оказал костюм.

Конечно, не все из жизни приемлемо для сцены. Надо выбирать самое интересное: своеобразные рисунки и орнаменты в вышивке; необычную манеру в технике исполнения оформления костюмов и украшений; какие-то особенности в форме и фасоне кроя.

Один из способов работы создателя костюма для народного танца с фольклорно-этнографическим материалом основан на соединении танца с другими видами искусства или народного творчества.

Балетный театр, например, за свою вековую историю, активно привлекая в союзники литературу, скульптуру, живопись, получал великолепные результаты: обогащались чертежи и крой одежды, появлялись новые темы в оформлении костюма, познавались новые способы художественной обработки тканей и используемых материалов. Создатели народного сценического танца в своей работе меньше использовали другие виды искусства. Может, только в последние десятилетия, как в профессиональном, так и в любительском танцевальном искусстве, стали появляться такие хореографические произведения, в основу костюмов которых легло народное творчество: кружево, вышивка, ткачество, игрушка и т.д. Но большинство сценических костюмов на основе народного творчества, к сожалению, носит чисто внешнее сходство, которое достигается примитивным пошивом и оформлением. Народное творчество должно быть неотъемлемой частью в создании сценического костюма для народного танца, основным в художественном замысле создателя.

Изучая народное творчество, приглядимся к кружевам, вышивке, ткачеству. Здесь и стиль, и орнамент, и художественное решение. Все имеет множество рисунков: геометрических, растительных, изображающих животных и птиц. Переведя их на ткань в плоскостное решение, можно получить оригинальное живописное произведение в виде костюма. Каждый из этих видов народного творчества имеет свои названия, образы. Отсюда и неисчерпаимый источник для полёта фантазий постановщика танцев. При переносе рисунка с вышивки, кружева или ткачества необходимо обратить внимание:

- на название традиционных элементов рисунка: древо счастья, медвежья лапа, вазон, павлин и т.д.;

- на симметрию и асимметрию рисунка. Иногда в одном рисунке сочетается внешняя асимметрия с внутренней симметрией;

- на то, чтобы рисунок в оформлении костюма был узнаваем в рисунке кружева, вышивки, ткачества;

- на используемую технику и материалы в изготовления предметов народного творчества - всё это может быть применимо в создании сценической одежды;

- на то, чтобы взятый с вышивки рисунок в дальнейшем давал возможность балетмейстеру и создателю костюма его разработать, но так, чтобы при разработке не терялся основной рисунок, взятый с первоисточника.

Для успешной работы над претворением народных первоисточников в сценический костюм необходимо овладеть навыками поисково-исследовательской работы (собирание и запись материала); знать основные закономерности развития быта, соответсвенно, временные измения в одежде; овладеть методикой обобщения и обработки художественного воссоздания фольклора.

Приступая к собиранию и зарисовкам народной одежды, участники научных экспедиций должны, прежде всего, ознакомиться с географическим расположением и природными условиями, бытом и национальными особенностями исследуемого района. Знакомясь с хореографической культурой какого-либо района необходимо изучить все виды национальной одежды как существующие в настоящее время, так и сохранившиеся в памяти старшего поколения. Это и старые местные костюмы, одеваемые в быту, на праздниках, массовых гуляньях, а также костюмы, созданные в результате творческого процесса на местном музыкальном, песенном и танцевальном фольклоре.

Искусство народного танца в наше время развивается повсюду: в крупных городах и отдалённых районах. Часто руководители коллективов перефериийных районов попадают в затруднительное положение при разработке костюмов из-за отсутствия необходимого этнографического и исторического материала и невозможности выехать и познакомится лично в места сохранения фольклора. Это приводит к неправильному, искажённому решению костюма, нерациональному использованию средств.

Сталкиваясь с подобными проблемами, руководителям таких коллективов необходима помощь, которую можно найти в специальной литературе, в этнографических музеях, прибегнуть к советам специалистов и, наконец, использовать услуги интернета.

В вышеперечисленных источниках обычно можно найти информацию о костюмах для тех танцев, которые наиболее часто встречаются в репертуаре коллективов народного танца. К каждому описанию обычно дана этнографическая справка об особенностях народной одежды, о различных её вариантах.Это позволяет руководителям и участникам танцевальных коллективов увидеть насколько близок предлагаемый вариант костюма к подлинно народному, и в связи с этим, может быть, даже внести свои коррективы при создании костюма.

Изображения костюмов обычно в таких источниках дополняются чертежами, а также описанием различных способов художественной обработки тканей, которые дают возможность использовать при создании сценического костюма не только дорогие, но и дешёвые материалы, заменять подлинники на подделки, не теряя внешних сходств с оригиналами.
Общий стиль костюмов в постановке народного танца выбирается балетмейстером, когда он чётко представляет себе, что данным танцем хотел бы сказать зрителям и как лучше всего за это взяться. Практически любой костюм можно сделать стилизованно. Однако следует помнить, что стиль и стилизация – разные вещи. Когда говорят о «стилизованном костюме», имеют в виду необходимость подобрать некоторые детали, подчеркнув особенно характерные. В некоторых случаях эти детали можно упростить или изменить. Большую роль здесь играет вышивка, трафарет или роспись. Во всех случаях стилизации здесь нужно следить за правильной орнаментацией рисунка. Выполняя узоры не следует мельчить рисунок, так как сцена имеет свои законы; расстояние многое меняет и искажает. Для народных сценических костюмов характерен крупный орнамент ярких тонов.

Стилизация позволяет осуществить постановку с меньшей затратой средств (это ни в коем случае не означает, что она должна стать хуже), если детали будут подобраны удачно.Любая стилизация требует сотрудничества с исполнителем, так как костюм нужно уметь носить так, чтобы усилить эффект от него, а это требует от танцора и создателя костюма взаимопонимания. Исполнителю необходимо привыкнуть к костюму, чтобы он получал удовольствие, надев его, тем самым глубже проникся духом и характером исполняемого номера.

Выбор цветового решения для костюма в каждой постановке определяется несколькими факторами: атмосферой танца, географией, историческим периодом, описываемым классом общества. Необходимо с самого начала решить, какой цвет в постановке будет ведущим и нужно ли сокращать или расширять цветовую гамму в соответствии с развитием динамики танца. Костюм в массовых танцах может быть выдержан в одном цвете, не выделяя отдельные образы. А может, наоборот, быть у всех разным по цвету или разделённым на пары, тройки и так далее. Также за счёт цветового решения без труда можно сделать акцентирование на отдельные образы (солисты).Не следует забывать, что цвета часто при сценическом освещении выглядят совершенно не так, как при дневном или под лампами дневного света. Очень яркое освещение бледные тона делает совершенно выцвевшими, а если освещение танца требует быть приглушённым, тёмные тона станут практически неразличимыми. И в том и другом случае освещения чисто белый цвет будет сильно бросаться в глаза и нарушать общую сценическую композицию, если это не является целью в постановке танца. Всё это надо учитывать при выделении светом солистов, затемнении в начале или середине номера и т.п.

Что касается отделки костюма народного танца, то её подлинную, характерную для предметов определённого исторического периода, иногда можно найти в лавках старых вещей. В этих лавках и магазинчиках можно также подобрать необходимые кружева, пуговицы, различные аксесуары. У старых костюмов, уже совсем износившихся и пришедшим в негодность, часто бывают ещё крепкие кружева и тесьма, годные для использования. Можно, не стесняясь, использовать их, обновляя сочетанием вместе канта и тесьмы; их можно комбинировать с бисером и стеклярусом, вышивкой простыми и шерстыными нитками, пайетками и так далее.

Тесьму можно использовать для создания рисунков в полоску или клетку, для подчёркивания силуэта, отделки швов и окантовки. Её неплохо пропустить через крупное кружево, эффектно нашить кружево на тесьму. Хороший результат может дать перекручивание тесьмы, завязывание узелков и заплетание косичек. Отделку иногда красят, делают менее яркой, чтобы она лучше сочеталась с костюмом, и, наоборот, яркая краска поможет, если необходимо, отделку подчеркнуть.
Содержательность хореографического образа тесно связана со сценическим костюмом, который в процессе создания обогащается в соответствии с образом художественными и живописными характеристиками, и вместе с ними предстает в новом единстве музыки, пластики, драматургии. В том случае, если это единство не нарушает целостности пластического образа, а, напротив, создает необходимые предпосылки для его художественного восприятия, мы имеем дело с таким синтезом, в котором ни одна сторона образной специфики не доминирует за счет другой.

Сценический танцевальный костюм должен помогать, а не мешать движениям исполнителей. Это влияет на безпрепятственное раскрытие образа: в определённые моменты за счёт сценической одежды балетмейстеру легче донести до зрителя тот или иной образ. Для этого обращают внимание на особенности кроя и структуру используемых тканей, тщательно работают над созданием головных уборов и обуви.

Создателю костюма неоходимо учитывать характер и динамику движений в танце. Если танец быстрый и насыщенный технически сложными трюками, костюм не должен быть тяжёлым и сковывать движения (учитывается структура ткани, используется минимум украшений, упрощаются головные уборы и т.д.); а в медленных, лиричных номерах появляется возможность показать всю красоту и богатство народного костюма. Например, русскую задорную пляску с должной динамикой исполнения не выдашь в каркасном высоком кокошнике и длинном расписном, с аппликациями из парчи и вышивкой жемчугом сарафане. Но если этим костюмом украсить плавный девичий хоровод, то зритель успеет разглядеть и восхититься каждым завитком, исполненном мастерами своего дела.

Профессиональный подход к созданию костюма решает задачу и показа возраста задуманного образа. Если учесть особенности национальной одежды, то зритель без особого труда, лишь взглянув, сможет отличить где молодёжь, а где более взрослое поколение. Так, в постановке казахского танца, показывающего массовое гуляние, можно за счёт лишь головного убора раскрыть ряд образов. Например, исполнительницам, обыгрывающим обряд «Шашу» (бросание конфет), сделать акцент на головном уборе – кемешек, который характерен женщинам пожилого возраста; исполнительниц, учавствующих в народных играх, обозначить в круглой невысокой по форме шапке с укы, что свойственно молодым девушкам; а показать невесту уже можно, надев длинный высокий головной убор – саукеле.

Также с помощью использованных тканей, наличия и количества украшений можно передать сословные принадлежности задуманных образов. Если на исполнителе лапти, то это, наверняка, крестьянин или батрак, а если расписные сапожки – то не иначе, как барыня или удалой купец.
Если в постановке народного танца используются сольные партии, то костюмы этих исполнитетей обычно более индивидуализированы, чем костюмы исполнителей массовых партий. Унификация костюмов массовки подчёркивает его эмоциональное, а не изобразительное значение, соответствует единству и общности всей танцевальной композиции. Различием в цвете, а иногда и в форме костюмов нередко является контраст различных групп исполнителей в массоовом танце и солистов. Костюмы последних обычно согласуются по крою и цвету с костюмами остальных, сочетаются по принципу единства или контраста в зависимости от конкретного образного содержания танца.
Итак, старинная одежда у каждого народа богата разнообразием форм, отделкой и вышивкой. На этой основе, изучив национальные особенности фольклора, можно создавать на современном этапе сценические костюмы для народных танцев. Рассмотрим несколько вариантов на примере болгарской женской, чешской мужской, испанской женской и мужской национальной одежды.

 

Примерные ответы по вопросам;

 

Болгарский национальный костюм

Болгарский национальный костюм в прошлом, особенно в течение пятисотлетнего турецкого ига, был почти единственным объектом массового художественного творчества и является одним из самых ярких памятников культуры болгарского народа. Ему присущи черты, свойственные славянской одежде: здесь сказалось влияние народов, с которыми болгары имели соприкосновение, главным образом влияние средиземноморской культуры. Но перенимая отдельные мотивы своей одежды у других народов в разные эпохи, болгары разрабатывали их совершенно самостоятельно и своеобразно, в соответствии со всвоим традиционным укладом жизни.

После освобождения от пятисотлетнего рабства, под влиянием глубоких изменений в народном быту много старинных костюмов исчезло совсем, уступив место новым, не менее своеобразным, но более современным.
На территории Болгарии можно увидеть самую разнообразную национальную одежду.

Типы женских костюмов различаются по форме платья, надеваемого поверх рубахи: двойные передники и верхняя одежда (сукман и сая).

При «двухпередничном» женском костюме поверх рубахи пристёгиваются два передника: один спереди, другой сзади. Сукман – длинная ожежда, спускающаяся ниже колен (с рукавами или без рукавов), спереди закрытая. Сая – открытая спереди, длинная, с длинными или короткими рукавами или без рукавов. С саей и сукманом носят также передники, надевая их спереди.

Мужские костюмы подразделяются по цвету (белые и чёрные) и основному крою штанов и верхнего платья. Характерные особенности белого мужского костюма следующие: белый цвет материи, узкие штаны, клинообразный расклешённый покрой куртки. Шаровары в костюме из чёрной материи постепенно суживаются книзу, куртка короткая, до пояса, прямого покроя.

Мужской костюм дополняется всякого рода поясами и широкими румнями, шапкпми и фесками, лаптями, а женский – платками, поясами и украшениями в виде монист и бус. До последнего времени болгарский костюм видоизменяется, появляются новые народные ткани, что свидетельствует о богатых творческих возможностях болгарского народа.

Для исполнения болгарского танца на основе вышеизложенного можно рекомендовать следующие костюмы.

В женском костюме рубаха прямого покроя до колен из штапельного или льняного полотна, с длинными рукавами, сильно раскошенными книзу от локтя, и отложным воротником. Грудь рубахи, воротник и рукав до локтя украшены крестообразным рисунком из вьюнов красного, белого и чёрного цвета и вышитой бейки. Отделка рукава у локтя заканчивается чёрной шерстяной бахромой. Низ рукава от локтя отделан орнаментальным рисунком из вьюна чёрного и красного цвета и красной отделочной бейкой. По низу рубахи положены вьюн красного цвета и белое кружево ручной вязки.

Поверх рубахи надевается сукман из шерстяной ткани коричневого цвета, раскошенного покроя, с большим квадратным вырезом и маленькими, приспущенными на рукав рубахи плечиками, отделанными по краям разноцветными шерстяными кисточками. По длине сукман должен доходить до отделки из красного вьюна на подоле рубахи. Низ сукмана отделан гладкими бейками красного и зелёного цвета и разноцветными шерстяными кисточками. У выреза нашиты гладкие бейки жёлтого и зелёного цвета и монеты.

Передник этого костюма выполнен из шерстяной ткани красного цвета. Он украшен вьюнами чёрного, зелёного и белого цвета. Низ передника красочно орнаментирован крестообразным рисунком из вьюнов и отделочной бейки и заканчивается разноцветными шерстяными кисточками. Верх собран на пояс шириной 12 см. из шёлковой ткани в разноцветную вертикальную полоску. Длинные концы пояса завязываются сзади.

Головной убор – платок из цветной шёлковой ткани, сбоку поверх него прикалывается яркий цветок. Концы платка завязываются сзади. Обувь – войлочные туфли-лапти красного цвета, надеваются на шерстяные чулки в широкую разноцветную полоску.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.