Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительные жизнеописания






Своей огромной литературной славой Плутарх обязан не эклектическим философским рассуждениям и даже не сочинениям по вопросам этики, а жизнеописаниям (которые, впрочем, имеют к этике самое прямое отношение). Свои цели Плутарх очерчивает во вступлении к жизнеописанию Эмилия Павла (Aemilius Paulus): общение с великими людьми древности несёт в себе воспитательные функции, а если не все герои жизнеописаний привлекательны, то ведь отрицательный пример тоже имеет ценность, он может воздействовать устрашающе и обратить на путь праведной жизни. В своих биографиях Плутарх следует учению перипатетиков, которые в области этики решающее значение приписывали действиям человека, утверждая, что каждое действие порождает добродетель. Плутарх следует схеме перипатетических биографий, описывая поочередно рождение, юность, характер, деятельность, смерть героя. Нигде Плутарх не является историком, критически исследующим факты. Доступный ему огромный исторический материал используется очень свободно («пишем биографию, а не историю»). Прежде всего Плутарху нужен психологический портрет человека; чтобы зримо его представить, он охотно привлекает сведения из частной жизни изображаемых лиц, анекдоты и остроумные изречения. В текст включены многочисленные моральные рассуждения, разнообразные цитаты поэтов. Так родились красочные, эмоциональные повествования, успех которым обеспечили авторский талант рассказчика, его тяга ко всему человеческому и возвышающий душу нравственный оптимизм. Биографии Плутарха имеют для нас и чисто историческую ценность, ибо он располагал множеством ценнейших источников, которые впоследствии были утрачены.

Писать биографии Плутарх начал ещё в юности. Вначале он обратил свое внимание на знаменитых людей Беотии: Гесиода, Пиндара, Эпаминонда. Впоследствии он стал писать и о представителях других областей Греции: спартанском царе Леониде, Аристомене, Арате Сикионском. Есть даже биография персидского царя Артаксеркса II. Во время пребывания в Риме Плутарх писал биографии римских императоров, предназначенные для греков. И лишь в поздний период он написал свое важнейшее произведение «Сравнительные жизнеописания» (Bioi paralleloi; лат. Vitae parallelae). Это были биографии выдающихся исторических лиц Греции и Рима, сопоставленные попарно. В настоящее время известны 22 пары и четыре единичных жизнеописания более раннего периода (Арата Сикионского, Артаксеркса II, Гальбы и Отона). Среди пар некоторые составлены удачно: мифические основатели Афин и Рима — Тесей и Ромул; первые законодатели — Ликург Спартанский и Нума Помпилий; величайшие полководцы — Александр Великий и Гай Юлий Цезарь; величайшие ораторы — Цицерон и Демосфен. Другие сопоставлены более произвольно: «дети счастья» — Тимолеонт и Эмилий Павел, или пара, иллюстрирующая превратности человеческих судеб — Алкивиад и Кориолан. После каждой пары Плутарх предполагал, видимо, дать сравнительную характеристику (synkrisis), краткое указание общих черт и главных различий героев. Однако у нескольких пар (в частности, у Александра и Цезаря) сопоставление отсутствует, то есть не сохранилось (или, что менее вероятно, не было написано). В тексте жизнеописаний встречаются перекрёстные ссылки, из которых мы узнаём, что первоначально их было больше, чем в дошедшем до нас корпусе текстов. Утрачены жизнеописания Леонида, Эпаминонда, Сципиона Африканского).

Недостаток исторической критики и глубины политической мысли не мешали, и до сих пор не мешают биографиям Плутарха находить многочисленных читателей, интересующихся их разнообразным и поучительным содержанием и высоко ценящих теплое гуманное чувство автора.

Диадор Сицилийский

Диодор Сицилийский (около 90–30 до Р. Х.), античный историк, грек, уроженец Сицилии, как и показывает его прозвище.

Диодор посвятил 30 лет созданию своих исторических сборников (Bibliotheca Historia) и предпринял для этого ряд путешествий. В 50-х годах до н. э. он посетил птолемеевский Египет, где стал свидетелем расправы толпы над одним римским гражданином, случайно убившим священное в тех краях животное — кошку. Только через 25 лет, уже после смерти Диодора, император Октавиан превратит Египет в римскую провинцию. Практически одновременно с Диодором, пишущем на греческом и в основном о греках, создавал историю своего народа римлянин Ливий.

«Историческая библиотека» Диодора состояла из 40 книг, разделенных на 3 части:

  • Первые 6 книг обзорные, описывают географию, культуру и историю древних государств: Египта (книга I); Месопотамии, Индии, Скифии (книга II); Северной Африки (книга III); Греции и Европы (книга IV—VI).
  • В следующей части (книги VII—XVII) Диодор излагает историю мира от Троянской войны до смерти Александра Великого.
  • Последняя часть имеет дело с эпохой диадохов (книги XVIII—XX) и до галльской войны Юлия Цезаря (сохранились фрагменты до XXXIII кн.), то есть до событий, очевидцем которых был сам Диодор.

Диодор собрал сведения от многих авторов, известны Гекатей из Милета, Геродот, Гиероним из Кардии, Дионисий, Дурис (историк), Клитарх, Ктесий Книдский, Мегасфен, Полибий, Посидоний, Тимей из Тавромения, Феопомп, Эфор и др. — всего известно 87 имен древнегреческих авторов, на которых он ссылается в своем труде. В своем сочинении он не слишком увлекался анализом, скорее монотонно перечислял последовательность событий, вставляя целые фрагменты оригинальных авторов. Но «Историческая библиотека» не является сочинением компилятивного характера. В ходе изучения трудов Диодора было доказано, что в большинстве случаев полученный из оригинальных источников материал подвергался литературной обработке. Диодор является единственным источником сведений о продолжительных исторических периодах и служит хорошим дополнением к периодам, освещённым другими авторами. Эпоха диадохов у него отражена наиболее полно, как и история Древней Греции после персидских войн до Пелопонесской войны. Диодор допускает ошибки в римской хронологии, что не удивительно для человека, для которого латинский не родной язык.

«История» Диодора выжила частично, полностью дошли до нашего времени книги I—V и с XI по XX, а также фрагментарно книги IX и X. Последнее полное собрание сочинений исчезло, когда турки разграбили византийский Константинополь в 1453 году. Остальные книги известны по фрагментам, которые цитировали в своих трудах византийские авторы. Европа открыла для себя Диодора в середине XVI века, когда его книги (на языке оригинала) были напечатаны в Швейцарии.

Полный русский перевод сочинения Диодора Сицилийского был опубликован в 1774—1775 гг. тиражом 300 экземпляров, причем в 1808 году 237 оставшиеся книги (не удалось продать) были проданы на вес как бумага. С тех пор публиковались лишь отдельные главы и книги. Сделанный в конце XX века новый перевод пока не опубликован

Аристотель

В Стагире, фракийской колонии греков, в 384 году до нашей эры, в семье благородного происхождения, родился мальчик, названный Аристотелем (384 до н. э., Стагира, Фракия — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея). Отец его, Никомах, занимал должность придворного врача у Аминты III – македонского царя. Мечтавший, что однажды сын займет ту же должность или даже превзойдет его в искусстве врачевания, Никомах сам преподавал сыну врачебное искусство, а также философию. В те времена философия была неотделима от медицины.

Аристотель рано потерял родителей и отправился после их смерти в Атарней (Малая Азия), а достигнув восемнадцатилетнего возраста, переехал в Афины, где прожил около двадцати лет. Именно в Афинах Аристотель слушал лекции Платона, изучал его сочинения и был в этом настолько прилежен, что уже скоро смог занять самостоятельное положение.

Многие более поздние писатели утверждали, что разрыв между Платоном и Аристотелем носил характер неблагодарности ученика по отношению к учителю. Однако почтительный и уважительный тон полемики Аристотеля против учения Платона об идеях решительно отметает эти подозрения. Более того – в одной из своих элегий Аристотель прямо говорит, что человек дурной даже не имеет права хвалить Платона. Однако различие в философских взглядах вело к частым и упорным спорам между двумя мыслителями, и все же, если следовать восточным канонам, Платон должен был быть счастлив – его ученик превзошел своего учителя. Другое свидетельство уважения Аристотеля к Платону – это факт переезда в Атарней вместе с учениками непосредственно после смерти в 347 году до н.э. Платона. Обладай Аристотель хотя бы частью приписываемой ему ненависти к Платону, он наверняка остался бы в Афинах и насладился падением школы великого философа.

В Атарнее, находясь под покровительством тирана Гермия, Аристотель женится на его родственнице, Пифиаде, и поселяется в Метилене. Именно отсюда в 343 году до н.э. Филипп, царь Македонии, вывозит Аристотеля для преподавания философии своему тринадцатилетнему сыну Александру, будущему великому полководцу. Возможно, именно Аристотель вдохнул в Александра благородство, развил в нем щедрость, уважение к искусствам и науке. Образ Аристотеля сохранен под именем мудреца Арасту в цикле восточных поэм об Искандере. Несомненное и положительное влияние философа было настолько явным, что благодарный Филипп и сам Александр по достоинству наградили философа. Филипп полностью восстановил его родной город – Стагиру. Александр же преподнес учителю 800 000 талантов – совершенно невообразимая сумма по тем временам. Эти деньги Аристотель потратил на поиск образцов животного мира, которые послужили материалом для создания знаменитого труда «история животных».

Однако дружеские отношения ученика и учителя расстроились после казни племянника философа, Каллисеена, который жестко высказал порицание недостойным поведением царя и стал жертвой придворных интриг, обвиненный в покушении на Александра. Аристотель в то время уже переехал в Афины и основал Лицей - собственную философскую школу. Доступа в афинскую Академию у Аристотеля не было, так как там главенствовала философия циников Киносарга и Ксенократа. Школа Аристотеля называлась также «Перипата», так как занятия философ проводил, прогуливаясь. Отсюда же пошло именование его последователей: перипатетики, «прогуливающиеся». Школа действовала одновременно в двух режимах: утро философ посвящал научным занятиям со своими ближайшими учениками, а во второй половине дня читал лекции, на которые мог явиться каждый желающий.

Именно Аристотелю, изучавшему практически все вопросы развития общества и природы, принадлежит честь создания системы научной терминологии, которая существует до сих пор. Отнюдь не разделявший идеалистических воззрений своего учителя Платона, Аристотель установил, что любой вещи в мире свойственны качество и количество, время и место, отношение и образ действия. Огромный интерес представляет сочинение «Поэтика», утверждавшее, что литература должна отражать действительность. Аристотель был первым, поставившим вопрос о воздействии литературы на психологию читателя. Не менее фундаментальны и труды философа «О небесах» и «Физика», в которых установлено, что все материальное состоит из воды, огня, земли и воздуха и не исчезает бесследно. Несомненно, и то, что Аристотель оказал серьезное влияние на религию – поддержав и развив идею Платона о существовании в природе «неподвижного перводвигателя», он зародил представление о единобожии, основном постулате христианства. Мысли греческого философа развивали многие ученые Европы и Востока. К примеру, Коперник, доказавший, что Земля движется вокруг Солнца, следовал аристотелевскому описанию небесных светил.

Однако ритмичные и мирные занятия наукой не продлились долго, так как жители Афин относились к Аристотелю с подозрением из-за его близких отношений с Александром Македонским. Особенно явным давление на философа стало после смерти царя, в связи с тем, что философское учение пользовалось большим интересом молодежи, а афинская знать не желала подобного направления в воспитании подрастающего поколения. Аристотеля не любили еще и по той причине, что он не отличался физической привлекательностью. Рост его был невелик, телосложение сухощавым, а речь картавой. С ним страшились ступать в спор из-за того, что в логике Аристотель был ловок, а на губах постоянно играла язвительная полуулыбка. Каждый из его оппонентов мог рассчитывать на саркастическое и остроумное замечание в любой момент дискуссии. Но даже противники философии Аристотеля вынуждены были признавать его ясный ум, искреннюю любовь к истине и огромную работоспособность.

Но никакие достоинства Аристотеля не помешали обвинению его в безбожии, и шестидесятидвухлетний философ, понимая шаткость своего положения, покинул Афины. При этом он высказал довольно явный намек на то, что не хочет подвергать афинян очередному преступлению против философии, имея в виду смерть Сократа. Аристотель и все его ученики переселяются в Халкис, где через несколько месяцев, в 322 году до н.э. философ умер от болезни желудка. Свою богатейшую библиотеку и руководство школой Аристотель передал Феофрасту Эрезийскому.

Именно под влиянием Аристотеля вся греческая философия перешла от идеализированной восторженности эпохи юности к трезвым и рассудительным взглядам зрелости. К сожалению, все оригиналы рукописей Аристотеля были утрачены, как и большая часть его библиотеки. Существует легенда, что в результате гонений на его школу уже после смерти философа последователи спрятали бесценные рукописи в погребе, где они вначале пострадали от плесени и сырости, а позже были проданы за огромные деньги книголюбу Апелликону. Апелликон попытался восстановить их и заместить утерянные части своими собственными вставками, далеко не всегда удачными. Впоследствии сочинения Аристотеля попали в Рим, где Андроник и Тиранниан издали их. Именно в этом виде, вероятно, они и дошли до современной эпохи.

Труды Аристотеля, отразившие практически весь духовный и научный опыт древнегреческой цивилизации, стали эталоном философской мысли, оказав огромное влияние на развитие современной цивилизации.

Ксенофонт (430 г. до н.э.-354 г. до н.э.)

Древнегреческий писатель, историк, афинский полководец и политический деятель, главное сочинение которого — «Анабасис Кира» — высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на латинскую прозу

Родился он в Афинах около 444 до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. С молодых лет сделался последователем Сократа.

Крушение могущества демократических Афин вследствие проигранной Спарте Пелопонесской войне в 404 г. до н. э. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последующих за тем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 г. до н. э. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира. После смерти Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, Ксенофонт с большой смелостью и уменьем руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Вместе с греческими наемниками он проделал весь поход: наступление на Вавилон, битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме Ксенофонт, который еще в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна — спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом. Сам Ксенофонт вместе со спартанским царём Агесилаем отправился в Грецию.

Осуждённый в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа, он подвёргся конфискации имущества. Это определило его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против Афин. Был вознаграждён спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта.

Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбою фиванцев со Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 г. до н. э., бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своею родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменён, но вскоре Ксенофонт умер.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.