Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексная психолого-сексологическая экспертиза






Комплексная психолого-сексологическая экспертиза (КПСЭ) — это наиболее эффективная процессуальная форма реализации общенаучного комплексного подхода к экспертному исследова­нию имеющих значение для дела сторон, свойств и функцио­нальных особенностей психической деятельности определенного лица (подэкспертного), основанная на интегративном использо­вании научных и методических возможностей судебно-психоло-гической и судебно-сексологической экспертиз.

Как и при судебно-психиатрической экспертизе, при КПСЭ эксперты компетентны оценивать нозологическую природу и степень выраженности психических отклонений, распознавать их патологический или неболезненный характер. Однако в от­личие от судебно-психиатрической экспертизы, устанавливаю­щей лишь наличие или отсутствие принципиальной способности лица к волеизъявлению, рефлексии и правильному пси­хическому отражению, КПСЭ позволяет более дифференци­рование определять конкретную меру проявления этой спо­собности у лиц с болезненными пограничными психическими отклонениями в зависимости от актуального созревания лич­ности, ее структурно-динамических и содержательных осо­бенностей, наличия ситуационных эмоциональных сдвигов

(реакций).

Возможность одновременного учета перечисленных психо­логических причин (обстоятельств) и сопутствующих им психо­патологических условий, опосредующих эти причины у лиц с психической патологией, — важная функциональная особен­ность, специфическая черта КПСЭ.

Предмет КПСЭ — фактические данные, обстоятельства, имеющие значение для дела, устанавливаемые на основе приме­нения специальных познаний экспертов. Предмет экспертизы того или иного рода (вида) определяется предметом соответст­вующей науки, используемой в качестве базовой в экспертном

исследовании.

Необходимость в комплексном психологическом и сексо­логическом исследовании потерпевших чаще всего возникает при расследовании или рассмотрении в судах дел об изнаси­ловании. Одним из квалифицирующих признаков этого пре­ступления является использование виновным беспомощного состояния потерпевшей. Согласно уточнению, внесенному постановлением пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. № 7, состояние потерпевшей признается беспомощ­ным в тех случаях, когда она «в силу физического или психи­ческого состояния (физические недостатки, душевные рас­стройства и иное болезненное либо бессознательное состоя­ние и т. п.) не могла понимать характера и значения совер­шаемых с нею действий или не могла оказывать сопротивле­ния виновному».

Задача КПСЭ по делам об изнасиловании и иных половых преступлениях, при которых вопрос о беспомощном состоянии приобретает юридическую значимость, состоит в установлении наличия или отсутствия медицинского (расстройство душевной деятельности, иное болезненное состояние психики) и (или) психологических (актуальное состояние и мера достаточности рассматриваемых психических способностей) критериев беспо­мощного состояния потерпевших в ситуациях посягательства на их половую неприкосновенность.

Решение этой задачи требует предварительного раскрытия психологического содержания ключевых юридических понятий, определяющих беспомощность.

Категория понимания потерпевшей значения действий ви­новного охватывает главным образом смысловой аспект отра­жения этих действий в сознании потерпевшей, раскрывает ре­зультат их смыслового оценивания по трем важнейшим на­правлениям:

• осознания отношения своих мотивов и целей в крими­нальной ситуации к мотивам и целям сексуальных дейст­вий преступника, его намерениям;

• отношения последствий совершаемых с нею действий к ее будущему, целям дальнейшей жизни, их перспективе;

• отношения этих действий к морально-этическим и право­вым нормам.

Психологическая реализация первого аспекта смыслового оценивания во многом зависит от способности правильно разга­дать истинные намерения виновного. Для того чтобы на основа­нии внешних поведенческих признаков сделать вывод о намере­ниях (мотивах и целях) другого человека, необходим определен­ный житейский опыт общения, развитое чувство эмпатии, а также способность логически связывать между собой отдельные проявления поведения, целостно осмысливать ситуацию. Суще­ственно, на каком этапе развития ситуации потерпевшая смогла понять сексуальный характер и истинное личностное значение действий виновного.

Раскрытие второго аспекта смыслового понимания потер­певшей значения действий виновного, касающегося перспек­тивной оценки последствий его преступного поведения, требует достаточного созревания базовых личностных структур, прежде всего иерархии мотивационных линий и самосознания.

Реализация третьего, нравственного аспекта смысловой оцен­ки, отражающего личностное значение принятых в обществе норм поведения, предполагает хорошее развитие морального сознания личности, способного выполнять роль регулятора поведения.

В различной степени и соотношениях могут быть нарушены также способность понимать характер и значение действий ви­новного и способность оказывать сопротивление. Отсутствие понимания характера и значения криминального поведения ви­новного всегда влечет за собой и неспособность оказывать ему сопротивление, а не наоборот. Это связано с тем, что понимание и реализующие его механизмы (обращение к смысловому опыту, предвидение, оценки) лежат в основе целенаправленного волевого поведения, определяющего возможность сопротивле­ния. Однако волевая регуляция деятельности может быть нару­шена и в другом звене: на уровне организации поведения, в зве­не целедостижения.

Закон требует установления не только принципиальной спо­собности, но и выяснения реальной возможности потерпевшей понимать характер и значение действий виновного и оказывать ему сопротивление.

Конечная цель КПСЭ требует учета меры актуальной реали­зации потенциальных способностей в конкретной ситуации. Это предполагает оценку новизны и внезапности ее развития, делает необходимым принимать в расчет динамику состояния личности в процессе ее взаимодействия с ситуацией (наличие аффекта страха, острой растерянности с дезорганизацией мышления и поведения), заставляет обращать внимание на сохранность энергетических психических ресурсов (быстроту истощаемости).

Уточнение границ смыслового сексуального опыта, диагно­стика форм проявления и места полового влечения в мотивационной структуре личности — важная составная часть определе­ния у потерпевшей способности к пониманию значения пре­ступных действий виновного, возможности прогнозировать раз­витие криминальной ситуации и предвидеть ее последствия для себя в актуальный период и в будущем. Знакомство с этим опы­том позволяет также судить о диапазоне имеющихся у потер­певшей поведенческих средств сдерживания сексуальных притя­заний, стереотипов избежания нежелательных контактов, разре­шает оценить их достаточность с учетом конкретных приемов преступника и ситуации насилия.

Характер сексуальных действий и понимание их значения. Центральное место в экспертной оценке возможности потер­певшей сознавать значение действий виновного и оказывать ему сопротивление занимает анализ сознания и самосознания. Важ­но установить характер самооценки потерпевший, раскрыть со­держание идеального и реального, настоящего и будущего «я-образа», определить составляющие этот образ важнейшие цен­ности субъекта.

Особое значение при этом имеет выяснение личностных со­ставляющих морального сознания потерпевшей. Сформированность у нее таких важнейших нравственных чувств, как чувство долга, ответственности, чести и достоинства, говорит о возмож­ности дифференцированного оценивания действий виновного, является мерилом достаточной развитости внутреннего и внеш­него контроля, позволяющего эффективно регулировать свое поведение, целенаправленно организовать сопротивление. Несформированность, неразвитость морального сознания — крите­рий невозможности правильной оценки значения преступных действий виновного, признак неспособности оказывать осоз­нанное сопротивление.

Существенное значение для определения возможности по­терпевшей оказывать сопротивление, кроме анализа ее осведом­ленности, способности к прогнозу и смысловым оценкам, имеет рассмотрение качества опосредования деятельности, общего стиля реализации обеспечивающих ее смысловых и целевых ус­тановок. В этом плане большую роль играет выяснение того, насколько сознательно актуальные потребности у нее опосреду-ются высшими ценностями, насколько сознательно и направ­ленно она способна соподчинять мотивационные линии, осуще­ствлять выбор между мотивами, насколько независимо от ситуа­ции она может строить свое поведение, разграничивать сиюми­нутные ситуационные и перспективные жизненные цели.

Исследование черт характера может иметь и самостоятельное экспертное значение, освещая возможность потерпевшей оказы­вать сопротивление в ситуации психологического давления. Особенно важно такое выяснение у потерпевших старших воз­растных групп, достаточно осведомленных в содержании поло­вых отношений.

Первой группе исследованных могут быть свойственны чер­ты тормозимого типа: внушаемость, подчиняемость, нереши­тельность, несамостоятельность, робость, доверчивость, эмоцио­нальная неустойчивость, трудности прогнозирования последст­вий своих действий, тормозимые реакции в экстремальных ус­ловиях, легкость развития дезорганизации мыслительной дея­тельности с реакцией растерянности в стрессовых условиях. Этим потерпевшим присущи позитивная социальная направлен­ность, хорошая или удовлетворительная успеваемость, положи­тельные характеристики в школе и семье.

Вторая группа потерпевших могла характеризоваться иными признаками: педагогической запущенностью, несформированностыо морально-этических установок, повышенным интересом к интимным отношениям, возбудимостью, расторможенностью, слабостью волевого контроля поведения.

Для потерпевших первой группы характерным является пас­сивное подчинение требованиям виновных, реакция сильного страха и острой растерянности в ответ на угрозы с неспособно­стью предпринять активные действия. В отдельных случаях дей­ствия таких потерпевших носят неадаптивный характер, свиде­тельствующий об отсутствии учета жизненно важных обстоя­тельств, прогноза, невозможности выбора альтернативных линий поведения. Возможность отмеченных личностных черт сущест­венно влиять в условиях криминальной ситуации на поведение потерпевших первой группы, в частности лишать или резко ог­раничивать их способность к активным действиям, сомнений, как правило, не вызывает.

Нарушение произвольности действий в таких случаях обу­словлено главным образом состоянием сильного эмоциональ­ного напряжения, глубокой дезорганизацией мыслительной дея­тельности и проявляется в трудностях актуального выбора вер­ной линии поведения, средств сопротивления, в неспособности волевой организации направленных к цели действий. При этом смысловая оценка ситуации и понимание характера действий виновного могли быть в целом достаточными. Наиболее резко рассмотренные механизмы выражены у несовершеннолетних с психопатиями тормозимого круга.

Произвольность действий потерпевших второй группы в ряде случаев также ограничена, однако психологические механизмы здесь иные. Эти потерпевшие иногда сами инициируют сексу­альные притязания виновных. Однако реализация их растормо­женных примитивных влечений под влиянием непосредствен­ных побуждений, без достаточного прогноза и оценки последст­вий своих поступков, без культурного опосредования и учета общих моральных норм, требований ситуации не позволяет счи­тать такое их поведение полностью осознанным и произволь­ным, основанным на понимании подлинного значения совер­шаемых с ними действий.

Описанные психологические и психопатологические меха­низмы особенно присущи потерпевшим с выраженной степенью олигофрении (глубокой дебильностью), а также с тяжелыми ор­ганическими поражениями психики, проявляющимися в очер­ченных психопатоподобных синдромах, расстройствах влечений и задержке интеллектуального развития. Такие потерпевшие не могут своевременно и правильно раскрыть истинные намерения преступников, предвидеть общий ход развития ситуации, учесть признаки актуализации угрозы, ближайшие и отдаленные ее по­следствия для себя. Существенные внутренние стороны и связи происходящего для них остаются скрытыми. Неспособность правильно осознавать внутреннее содержание действий винов­ного и своих действий, как правило, сопровождается и непони­манием их социального и нравственного значения.

Способность потерпевшей оказывать сопротивление винов­ному в ситуации правонарушения зависит от понимания ею ха­рактера и значения его действий, значения собственных дейст­вий, способности к выбору необходимых действий, средств ока­зания сопротивления в стрессовой ситуации, а также от уровня волевого контроля поведения.

Установление степени созревания и достаточности актуаль­ного функционирования обеспечивающих эти способности структур и личностных механизмов — обязанность эксперта-психолога. В комплексной экспертизе с участием психолога, сексолога, а в некоторых случаях и психиатра основным вопро­сом является определение способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение совер­шаемых с ними действий.

Как показывает практика, судебно-психологическая экспер­тиза может иметь чрезвычайно важное значение в делах о сексу­альных преступлениях. В УК РФ указывается, что изнасилова­нием является не только половое сношение с применением фи­зического насилия или угрозы, но и использование беспомощ­ного состояния потерпевшей.

Психолог, сексолог и психиатр должны определить, что не­понимание характера совершаемых действий может иметь место в следующих случаях:

• хронического психического заболевания и болезненного состояния психики в момент совершения с потерпевшей полового акта (если эта болезнь или болезненное состоя­ние препятствовали ей понимать происходящее);

• силу возрастных особенностей потерпевшей;

• отставания психического развития (дебильность в нижних границах, педагогическая запущенность и др.).

В первом случае (психическая болезнь и болезненное со­стояние) непонимание потерпевшей сексуальных действий сле­дует устанавливать с помощью психиатрической экспертизы, а при наличии дебильности — комплексной психолого-психиат­рической экспертизы. Педагогическая запущенность потерпев­шей устанавливается в процессе психолого-педагогической экс­пертизы.

Вопросы о возможности оказания сопротивления насильнику также могут быть поставлены на разрешение комплексной психолого-сексологической, комплексной психолого-психиатри­ческой или медико-психологической экспертизы. Невозмож­ность оказания сопротивления насильнику может быть связана с непониманием сущности преступного посягательства, с частич­ным или полным неосознанием происходящего.

Кроме того, препятствием для оказания сопротивления насиль­нику, кроме физических моментов (физическая слабость, соматиче­ская болезнь и др.), могут выступать и психологические факторы (страх, стресс, фрустрация, постаффективное состояние и др.).

Проведение комплексной психолого-сексологической экс­пертизы необходимо и для установления беспомощности по­терпевшей в момент совершения преступления. Беспомощ­ность определяют по объективным и субъективным показате­лям. Объективные показатели — малолетний возраст потер­певшей (до 14 лет), перенесенные или наличные психические и соматические заболевания, мешающие ей понять происхо­дящее и оказать сопротивление, другие психические и физиче­ские состояния. Для установления этих объективных особен­ностей может быть проведен ряд экспертиз, в том числе и су-дебно-психологическая (в данном случае речь идет о ком­плексных психолого-психиатрических и медико-психологичес­ких экспертизах), с помощью которой можно установить, как перенесенные или наличные физические или психические за­болевания сказались на возможности потерпевшей понимать совершаемые с нею деяния.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза должна проводиться в отношении лиц, перенесших психические болез­ни или болеющих психическими болезнями, а также лиц с диаг­нозом олигофрения на стадии дебильности.

Специальные психологические знания могут быть исполь­зованы и по другим, кроме изнасилования, категориям дел. В частности, с помощью комплексной медико-психологической экспертизы должна устанавливаться половая зрелость потер­певшей.

В соответствии с действующими Правилами судебно-ме­дицинской акушерско-гинекологической экспертизы опреде­ляющими показателями половой зрелости являются биологи­ческие признаки организма, свидетельствующие о готовности к функции материнства. Кроме биологических и психологи­ческих признаков половой зрелости, учитывается достижение должной степени умственного развития, способности к вос­питанию детей.

Применение лишь биологических критериев определения половой зрелости ведет к тому, что в случаях, когда несовер­шеннолетняя потерпевшая по своему умственному развитию не могла полностью понимать характер и значение совершаемых с ней действий, действия виновного квалифицируются как изна­силование, совершенное с использованием беспомощного со­стояния потерпевшей.

Представляется, что здесь понятие «беспомощное состояние» толкуется расширительно. По нашему мнению, указанное со­стояние включает в себя неспособность, невозможность руково­дить своим сознанием и поведением, мобилизовать физические и психические усилия для преодоления препятствий, осуществ­ления целенаправленной деятельности.

При таком подходе только невменяемая потерпевшая заве­домо является находящейся в беспомощном состоянии. В случа­ях половых сношений с лицами, не достигшими 18 лет и не полностью понимающими характер, значение и последствия со­вершаемых с ними действий, такие лица на основании ком­плексной медико-психологической экспертизы должны призна­ваться не достигшими половой зрелости, а виновные отвечать за свои действия.

Следующий вопрос для комплексной психологической экс­пертизы — определение способности несовершеннолетних обвиняе­мых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психи­ческими заболеваниями, полностью осознавать и отдавать себе отчет в своих действиях.

Как известно, нести уголовную ответственность может лишь лицо, достигшее установленного в законе возраста. Определяя возрастную градацию, законодатель исходит из того, что, дос­тигнув указанного возраста, лицо в достаточной мере может сознавать характер своих действий, предвидеть их результаты и руководить ими.

Невозможность осознавать свои действия или невозможность руководить ими являются основанием для признания лица не­вменяемым и непривлечения его за совершенное к уголовной ответственности.

Однако между полярными состояниями вменяемости и не­вменяемости имеется ряд промежуточных состояний, особенно характерных для несовершеннолетних, где наряду с нормальным развитием личности могут иметь место процессы акселерации или ретардации, определяющие ускоренное или замедленное физическое и психическое развитие, т.е. отклонение от нормы в одну или в другую сторону.

Осознание несовершеннолетним своих действий включает в себя правильное понимание им объективного содержания собст­венного поведения, целей совершаемых действий, предвидение прямых и косвенных последствий, оценку собственного поведе­ния с точки зрения действующих в обществе социальных норм, в первую очередь права и морали.

Способность руководить своими действиями состоит из воз­можности свободно выбирать цели действий, способы, с помо­щью которых они достигаются. Способность полностью осозна­вать характер и значение своих действий, возможность руково­дить ими приобретаются человеком в процессе достижения им высокого уровня интеллектуального развития, зрелости лично­сти и одновременно являются показателями состояния психиче­ского развития. Задержка психического развития несовершенно­летних может проявляться на уровне общего развития, оценки себя, своих действий и других людей, формирования отношений с ними и др. Это может иметь важное значение, иногда решаю­щее, и в связи с конкретными проявлениями или направленно­стью личности, в частности при склонности к аффективному поведению.

Имеют место случаи, когда суд или следователь наряду с во­просом об общем уровне психического развития ставят перед экс­пертами вопрос (если речь идет о посягательстве на личность), не имел ли место в момент совершения преступления физиологиче­ский аффект, и если да, то не проявилось ли в нем отставание в психическом развитии?

Комплексная судебно-психологическая экспертиза помогает также устранить возможные сомнения в решении вопроса об отставании уровня психического развития несовершеннолетнего или вскрыть симуляцию с его стороны.

Возможна ли экспертиза гомосексуализма? По данным неко­торых исследований, пока небесспорным, примерно в 60% слу­чаев характер сексуальности определяется генетическими при­чинами. Но она может быть и результатом индивидуального раз­вития, генетически не запрограммированного. В обоих случаях осознание подростком своей непохожести на окружающих, как правило, становится одним из напряженных и драматичных пе­реживаний юности. Он не хочет признаться себе в своем откры­тии, нередко сомневается, не зная точно, кто он. А как все-таки это уточнить? Частый и житейский психологически определяемый показатель — это то, что рисуют ему его мастурбационные фанта­зии: воображает ли он себя с мужским или с женским телом? Когда образы смешанные, то неизвестно, в какую сторону пой­дет развитие. Если преобладают мужские образы, то приходится говорить о гомосексуальной ориентации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.