Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет судебно-психологической экспертизы






Известно, что предмет любой судебной экспертизы опреде­ляется предметом той науки, которая для нее является базовой, а также задачами, решаемыми в ходе процессуальной деятель­ности правоохранительных органов. По мнению В.В. Романова [43, с. 78], «предметом исследования судебно-психологической экспертизы являются психические процессы, состояния, свой­ства психики здоровых людей, участвующих в уголовном и гражданском процессах, особенности их психической деятель­ности, временные (не болезненные) изменения сознания под влиянием различных фактов, экспертная оценка которых имеет значение для установления объективной истины по делу. То есть предметом экспертизы являются индивидуально-своеоб­разные черты психологического отражения участниками про­цесса различных явлений окружающей действительности, ко­торые имеют значение для правильного разрешения уголовных и гражданских дел».

Понятия общий объект и общий предмет судебно-психоло­гической экспертизы в целом совпадают с подобными понятиями общей психологии. Тем не менее в литературе по психологии единого мнения по их определению не выработано. Наибольшее распространение и признание получили две точки зрения.

Согласно одной из них «объектом психологии как науки (и, соответственно, объектом психологического исследования) явля­ется сам человек как носитель высокоразвитой психики. В таком случае предметом психологического исследования выступает психика (или психическая деятельность) человека. Эта позиция характерна для фундаментальной психологии» [50, с. 16].

В практической (экспериментальной) психологии общий объект психологического исследования определяют иначе: либо как психику человека в целом, либо как психическую деятель­ность, взятую в совокупности и единстве. Что касается общего предмета психологической экспертизы, то под ним понимают отдельные психические свойства, состояния и процессы

В психологии выделяют различные «уровни изучения чело­века, а именно: в системе общественных связей; анализ структу­ры личности; отдельные системы различных психических про­цессов, состояний, свойств. На данном уровне исследуются ме­ханизмы формирования и функционирования ощущений, вос­приятий, памяти, логики мышления, эмоций, воли. Собственно экспертному психологическому исследованию соответствуют второй и третий уровни» [50, с. 17].

Таким образом, психологический критерий частного предмета судебно-психологической экспертизы формируется путем конкре­тизации общего предмета психологического исследования в соот­ветствии с конкретной экспертной задачей. Однако для судебно-психологической экспертизы необходимо учитывать и юридиче­ский критерий. В чем его суть и значение9 Не всякое психологи­ческое исследование может дать доказательный материал по делу, а лишь такое, в ходе которого установлены значимые для дела обстоятельства. Правовую значимость обстоятельств определяет суд исходя прежде всего из наличия объективной связи с фактами предмета доказывания. Можно сказать, что юридическим крите­рием формирования частного предмета судебно-психологической экспертизы выступают нормы материального права В них в той или иной форме содержатся психологические элементы, тем са­мым признается их юридическое значение. Выявление таких эле­ментов становится необходимым в ходе судебного доказывания для правильной квалификации спорного правоотношения, став­шего предметом судебного рассмотрения.

Как отмечает М.В. Костицкий [20], психологическая экспер­тиза неразрывно связана с общей психологией и ее прикладны­ми отраслями, которые являются для психологической экспер­тизы базой развития, своеобразной «питательной средой» В свою очередь, развитие психологической экспертизы как свое­образной формы психологической практики способствует обо­гащению и совершенствованию ее «базовых наук».

Объектом науки психологии является психика как свойство высокоорганизованной материи, представляющее особую форму отражения субъектом объективной реальности

Предметом психологии являются факты, закономерности развития и механизмы психики. Таким образом, объект и пред­мет психологии и объект и предмет психологической эксперти­зы на уровне теории совпадают.

Вместе с тем вид психологической экспертизы может опреде­ляться потребностями практики, а практическое применение пси­хологического знания в значительной мере может стимулировать развитие соответствующей отрасли психологического знания.

Так, психология труда служит теоретической базой психо­логической трудовой экспертизы. Предметом изучения психологии труда являются психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду, трудовая деятельность в производственных условиях и условия воспроизводства рабочей силы человека.

Предмет трудовой психологической экспертизы представляют психические проявления личности в сфере трудовой деятельно­сти, ее способности к определенному виду труда, различные формы компенсаций имеющихся отклонений, ошибки, допус­каемые в процессе труда.

Предметом психологической экспертизы является не установле­ние достоверности показаний, что относится к компетенции сле­дователя и суда, а выяснение возможности допрашиваемого в си­лу индивидуальных особенностей протекания психических про­цессов правильно воспринимать, сохранять в памяти и воспроиз­водить сведения о фактах, входящих в предмет доказывания.

Это определение предмета судебно-психологической экспер­тизы в определенной степени верно, но слишком узко, посколь­ку охватывает лишь частную цель судебно-психологического ис­следования — установить особенности и способности свидетеля адекватно воспринимать, запоминать и воспроизводить значи­мую для дела информацию.

Как правило, задачи судебно-психологической экспертизы, которые в каждом конкретном случае определяются уполномо­ченными на то органами (следствием и судом), бывают значи­тельно шире.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.