Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэзия Солона






Солон — один из первых аттических поэтов, писавший элегии и ямбы.
Эти гордые слова принадлежали глашатаю афинской славы поэту Солону (640-560 гг. до н.э.), все творчество которого проникнуто верой в высокое назначение его родины:

Родина наша не сгинет вовеки по воле Зевеса

И по желанью других, вечно бессмертных богов

Ибо над нею Афина Паллада, могучая сердцем,

Гордая мощным отцом, руки простерла свои.

Стихи Солона являются его публичными политическими выступлениями. Но его поэзия теснейшим образом связана со всем обликом поэта - государственного деятеля, делившегося со слушателями-согражданами своими планами и размышлениями.

В дни молодости поэта основным соперником и конкурентом Афин был соседний город Мегары, где жители рано свергли власть родовой аристократии и где в те времена процветали ремесла и торговля. Во время военного столкновения с соседями афиняне потеряли остров Саламин, а с ним свободный выход в открытое море. Все попытки вернуть Саламин оказались неудачными. Был издан закон, запрещающий под страхом тяжелого наказания всякое упоминание о Саламине. После этого Солон покинул Афины и отправился путешествовать. Но однажды на городской площади у каменного возвышения, откуда обычно обращался к народу глашатай с различными важными известиями, появился незнакомый странник. Заинтересованные афиняне обступили его, он попросил внимания и вдруг стал читать стихи, призывающие к битве за Саламин:

Вестником я прихожу с желанного нам Саламина,

Но вместо речи простой с песнею к вам обращусь..

Свое стихотворение странник закончил призывом:

На Саламин мы пойдем, сразимся за остров желанный,

И прежний стыд и позор с плеч своих снимем долой!

 

С первых же слов афиняне узнали Солона и слушали его, боясь проронить слово. А затем, воодушевленные его призывом, переправились на Саламин и разбили застигнутого врасплох противника. Из ста стихов знаменитой " Саламинской элегии" дошли до нас всего шесть.

О государственных преобразованиях, проведенных Солоном, мы узнаем из его стихов. Поэт переносит нас в суд Времени, куда враги вызвали Солона. Но в защиту последнего выступает сама Мать Земля, так как Солон исцелил ее израненное тело, приказав извлечь из него позорные залоговые столбы. Он разыскал ее несчастных детей-афинян, проданных в рабство за долги, и вернул их родной земле. В другом стихотворении Солон, вновь полемизируя со своими недругами, приписывает себе заслугу предотвращения столкновения между демосом и аристократами в Афинах. Своих врагов поэт образно сравнивает со стаей лающих псов, окруживших исполина-волка.

В своих элегиях Солон неоднократно обращается к гомеровскому наследию. Одно его стихотворение начинается призывом к Музам, но поэт просит у богинь не песен, а счастья. Неожиданная просьба объясняется тем, что поэзия, по словам Солона, лишь часть его деятельности, направленной на завоевание счастья и достижение справедливости.

Солон стремится все понять и объяснить. Как и его современники, он противопоставляет ограниченным возможностям человека беспредельное могущество божественных сил. Но мировоззрение его оптимистично, и основным мировым законом он утверждает Справедливость, отождествляемую им с образом Зевса. По мнению Солона, люди часто забывают о мере, а чрезмерность и пресыщение порождают заносчивость и надменность, за которыми неизбежно следует преступление. Но во имя установления справедливости ни одно преступление не остается ненаказанным, хотя зачастую за преступления предков расплачиваются их потомки. Эти этические догмы, впервые четко сформулированные Солоном, впоследствии найдут полное выражение в трагедиях Эсхила и Софокла.

Поэзия Солона неотделима от его практической деятельности и обращена к согражданам и современникам. Солон считает, что разумная и полезная обществу деятельность не прерывается с наступлением старости. И если Мимнерм пределом человеческой жизни называл 60 лет, Солон считает своим долгом вступить в полемику с ним: " Смерть пусть приходит, когда минет десяток восьмой". Старость несет с собой мудрость, и поэт не стыдится признаться: " В старости с каждым я днем многому снова учусь". Но афинский общественный деятель и поэт никогда не был бесстрастным моралистом или аскетическим проповедником. Все его творчество проникнуто любовью к жизни, принимаемой им во всем ее многообразии.

Поэтому на склоне лет поэт признается:

Любы мне и теперь Афродита, Дионис и Музы,

Все те, кто людям несут радость - источник утех.

Имя Солона стало у греков нарицательным именем носителя светлого и жизнеутверждающего мировоззрения. С образом поэта связывались представления об идеальном эллине, гражданине и человеке. Солон был включен после смерти в число семи замечательных греческих мудрецов и стал героем многочисленных легенд и преданий.

До нашего времени дошел сборник небольших элегий, предназначенных для исполнения на пирах, то есть своего рода застольный песенник. Большинство элегий (около 1400 строк) принадлежит поэту-аристократу Феогниду из Мегар (середина VI в. до н.э.). После поражения аристократической партии у себя на родине Феогнид скитался по всей Элладе. Его стихи в основном сочинены в годы изгнания и проникнуты лютой ненавистью к демократам, ко всем тем, кто не отмечен печатью " благородного" происхождения. Поэзия является для Феогнида лучшим средством увековечить свою ненависть и завещать ее новым поколениям. Он верит в силу и бессмертие стиха:

Песня людская бессмертна. И есть, и была, и пребудет

Песнь у людей, пока Феб всходит над черной землей.

Непосредственный адресат Феогнида - юный Кирн, ученик и любимец поэта. По словам Феогнида, только происхождением определяется моральный облик человека. Аристократов он называет " добрыми"; всех остальных - " подлыми". Поэтому с наставлениями в правилах " подлинной доблести" можно обращаться только к аристократам, и лишь им одним доступно обучение. Аристократ должен презирать всех неравных ему по рождению:

Твердой ногой наступи на грудь суемыслящей черни,

Бей ее медным бодцом, шею пригни под ярмо!

Но власть денег развращает аристократов, заставляет их вступать в браки с " подлыми" и уподобляться им. Поэтому нередко в стихах Феогнида непримиримая ненависть уступает место беспредельному отчаянию, мыслям о суете " всего земного" и мечтам о смерти. ФЕОГНИД [Теогнид] из Мегар — греческий лирик VI в. до н. э., отразивший в своем творчестве ожесточенную классовую борьбу периода революций, к-рые положили конец родовому строю и привели к созданию античного общества. Представитель родовой аристократии, Ф. был изгнан из родного города и скитался по разным областям Греции. Пессимизм и отчаяние разбитой аристократии, ненависть к демосу — " подлым", к богатеющим горожанам и их вождям — " тиранам" Ф. облек в форму коротких нравоучительно-политических " элегий", застольных стихотворений. Элегии эти обращены к мальчику Кирку, к-рого Ф. по старинному дорийскому обычаю " наставляет" в основных принципах аристократической этики, но традиционные нравоучения греческой гномики перемежаются с острыми взрывами политической озлобленности и жажды мщения. Лирика Ф. являет собою один из ярчайших в мировой лит-ре образцов аристократической классовой ненависти и презрения к " черни". Призывая к консолидации аристократии, Ф. ополчается против браков между разоряющейся знатью и богатыми представителями " худородного" демоса, в результате чего " порода граждан тускнеет", биологически " ухудшается" — " эвгеническая" теория, обратившая на Ф. внимание Фр. Ницше и фашистских теоретиков " расизма". Элегия Ф. пользовалась широкой популярностью у афинской аристократии и служила материалом для застольного пения; имя автора стало почти собирательным для " застольной" поэзии, и дошедший до нас сборник представляет собою в сущности " пировой песенник", который содержит очень большое количество стихотворений, не принадлежащих Феогниду и относящихся к разному времени.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.