Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетные расходы на науку






Представленный к обсуждению в Федеральном Собрании Российской Федерации проект Федерального бюджета на 2016 г. демонстрирует, что в условиях сохранения кризисных явлений в экономике продолжается ощутимое сокращение расходов государства на поддержку исследований и разработок. Это касается всего объема ассигнований на гражданскую науку, а также расходов по отдельным направлениям расходов[2].

Общие ассигнования на гражданскую науку в представленном проекте бюджета на 2016 г. (примерно 304 млрд. руб.) лишь в 1.3 раза выше значений 2010 г., но заметно меньше объемов, которые выделялись в 2011-2015 гг. Доля ассигнований на гражданскую науку в расходах федерального бюджета по плану составит 2.32%.

С 2014 г. снижение финансовых потоков в фундаментальном сегменте науки составит менее 1%; по прикладным – 1.7 раза. При этом, по представленным данным, в 2016 г. планируется рост расходов федерального бюджета в целом (по сравнению с 2015 г. на 8% и предыдущими ориентировками на 2016 г. на 2.6%).

Что касается дополнительных сокращений [3], настораживает не столько сам их факт, который может восприниматься как «неизбежное зло», сколько не совсем понятная дифференциация масштабов секвестра по отдельным направлениям.

По проекту бюджета на 2016 г. наибольшие дополнительные сокращения предусматриваются как раз по фундаментальным исследованиям (на 10.6%), а также прикладным исследованиям в таких областях, как охрана окружающей среды и культура, где и раньше финансовая поддержка была минимальной. Запланировано некоторое увеличение расходов на прикладные исследования в целом (на 4.6%), в экономике (на 8.2%), в области социальной политики (на 21.2%), что, конечно, не компенсирует падение прошлых лет. Почти на 7% снизится поддержка исследований и разработок в здравоохранении.

Напомним, что параметры научной специализации России и мировых лидеров довольно сильно различаются, в том числе по тому вниманию, которое уделяется развитию и поддержке медицинских, биологических, других современных научно-технологических областей. Изменения, которые происходят или запланированы в масштабах и структуре расходов на науку, продуцируют дополнительные ограничения для улучшения научной специализации России, ее позиций в глобальном научно-технологическом пространстве.

3. Отметим, что дополнительные сокращения не всегда согласуются с некоторыми декларациями государственной политики. Так, в поручениях Президента России по итогам заседания Совета по образованию и науке (24.06.2015 г., Пр-1369) сформулирована задача усиления поддержки фундаментальной науки (доля таких расходов в ВВП с 2015 г. не должна уменьшаться). Риск невыполнения этого указания при запланированных расходах на науку очень высок. Сохраняется риск невыполнения положений «майских» указов Президента России №№597 и 599 в части науки. Отметим также, что существенные запросы к прикладной науке возникают в связи с реализацией в отраслях экономики программ импортозамещения. В условиях стагнации при решении ключевых проблем научно-технологического развития сложно соблюдать требования о не менее чем 50% софинансировании прикладных исследований за счёт средств внебюджетных источников.

Среди других, очевидно, нежелательных изменений – уменьшение на более чем 12% расходов федерального бюджета на Государственную программу «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. Дополнительные сокращения затронули все ее подпрограммы (кроме подпрограммы «Международное сотрудничество в сфере науки»). Почти вполовину урезаны средства подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора», в рамках которой, в том числе предусмотрено создание на территории нашей страны крупных установок мирового уровня класса «мега-сайнс».

Позитивным фактом является фактическое сохранение (пока) объемов финансирования в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.