Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расходы в целях социальной защиты населения






 

В условиях экономического кризиса, сопровождающегося негативными тенденциями в области доходов населения, усиливается роль институтов социальной защиты населения.

Федеральный бюджет реализует свои обязательства в отношении социальной защиты граждан путем расходования средств на:

- финансирование публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета;

- финансирование других полномочий Российской Федерации в области социальной поддержки населения через межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов и бюджетам субъектов РФ;

- межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, на компенсацию выпадающих доходов и обеспечение сбалансированности их бюджетов.

Опосредованно на выполнение социальных обязательств влияет объем межбюджетных трансфертов нецелевого характера (дотаций), передаваемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

В проекте федерального бюджета на 2016 год заложены следующие решения и параметры, нацеленные на замедление темпов роста расходов в рассматриваемой сфере:

1) сохранены на уровне 2015 г.:

- величина материнского (семейного) капитала (453 026, 0 рубля),

- размер ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» (12 373, 0 рубля),

- размер годового накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (245, 88 тыс. рублей);

2) отсутствует норма об индексации на 2016 год размеров других социальных денежных выплат и мер социальной поддержки (информация о планируемой с 1 февраля 2016 г. доиндексации ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, и другим категориям граждан указана только в пояснительной записке к проекту федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год»);

3) приостановлено действие нормы, устанавливающей ежегодную индексацию окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций.

С учетом этих параметров объем бюджетных ассигнований, запланированных на реализацию государственной программы «Социальная поддержка граждан», в 2016 г. только на 3% больше уровня 2015 г. (Таблица 7). Из наиболее крупных статей стоит отметить сокращение на 2, 6% в номинальном выражении объема средств, предназначенных на предоставление материнского (семейного) капитала. В условиях повышенных темпов потребительской инфляции «замораживание» размеров социальных пособий и компенсаций ведет к обесцениванию их экономической значимости для получателей и снижению уровня социальной защищенности отдельных групп населения.

В то же время на фоне 5-процентного уменьшения общего объема ассигнований на государственную программу «Содействие занятости населения» почти на 8% увеличено финансирование социальных выплат безработным гражданам, что отражает ожидания постепенного роста безработицы в 2016 г. Основное сокращение планируемых расходов в абсолютном и относительном выражении затронуло подпрограмму «Внешняя трудовая миграция» (Таблица 7).

Кроме того, на снижение объема расходных обязательств федерального бюджета направлены такие предложенные меры, как:

- продление моратория на взносы в накопительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования в 2016 году,

- индексация страховых пенсий и фиксированной выплаты к ней в 2016 г. на 4%,

- отмена индексации пенсий работающим пенсионерам.

Несмотря на эти меры, рост расходов на непрограммное направление деятельности «Развитие пенсионной системы» запланирован более значительный (на 7, 8%), чем на социальную поддержку. Максимальный прирост (на 14-17%) приходится на трансферты, позволяющие сбалансировать бюджет Пенсионного фонда (на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное пенсионное страхование) (Таблица 7).

Вместе с тем, в проекте федерального бюджета на 2016 год значительно увеличен такой параметр, как размер прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в целом по Российской Федерации, устанавливаемого для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии. На 2016 г. его величина составит 8 803 руб., или 123% от уровня 2015 г. От соотношения федеральной и региональной величины ПМП зависит источник финансирования социальных доплат к пенсии неработающих пенсионеров – федеральный бюджет или бюджет субъекта РФ. Увеличение федерального ПМП, адекватное реальному росту стоимости минимальной потребительской корзины за 2015 г., позволит подавляющему большинству субъектов РФ так же повысить региональные величины ПМП, чтобы по-прежнему выплачивать социальную доплату за счет средств федерального бюджета. В то же время в условиях повышенных темпов инфляции и запланированной сдержанной индексации страховых пенсий предполагаемое увеличение только на 1% ассигнований на федеральную социальную доплату (Таблица 7) может оказаться недостаточным.


 

Таблица 7.Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в целях социальной защиты населения, запланированный на 2015 и 2016 годы

Наименование показателя Объем запланированных расходов, млн руб. Темпы роста, 2016 г. к 2015 г., %
2015 г. (роспись на 1 октября) 2016 г. (проект)
ГП «Социальная поддержка граждан» 1 165 630, 5 1 201 343, 2 103, 0
в том числе:      
подпрограмма «Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» 731 720, 3 764 071, 9 104, 4
из них: выплата федеральной социальной доплаты к пенсии 43 893, 7 44 334, 0 101, 0
подпрограмма «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» 463, 7 423, 9 91, 4
подпрограмма «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» 426 958, 5 431 433, 6 101, 0
из них: предоставление материнского (семейного) капитала 312 236, 9 304 258, 5 97, 4
подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» 1 651, 1 160, 3 9, 7
подпрограмма «Старшее поколение» 5 956, 8 5 150, 2 86, 5
подпрограмма «Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» 104, 4 103, 4 99, 1
ГП «Содействие занятости населения» 84 508, 6 80 254, 8 95, 0
в том числе:      
подпрограмма «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» 43 088, 3 48 359, 2 112, 2
из них: субвенции бюджетам субъектов РФ на социальные выплаты безработным гражданам 38 371, 7 41 371, 4 107, 8
подпрограмма «Внешняя трудовая миграция» 35 081, 2 26 295, 1 75, 0
подпрограмма «Развитие институтов рынка труда» 3 676, 8 3 200, 7 87, 1
подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» 2 662, 3 2 399, 8 90, 1
Непрограммное направление «Развитие пенсионной системы» 2 758 847, 0 2 968 160, 5 107, 6
в том числе:      
трансферт бюджету ПФР на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 342 898, 3 392 036, 8 114, 3
трансферт ПФР на обязательное пенсионное страхование* 689 919, 0 810 510, 9 117, 5
Примечание: * До 2015 г. – трансферт на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР.

 

В проекте федерального бюджета 2016 года предусмотрено небольшое (на 5, 5%) увеличение объема поддержки бюджетов субъектов РФ с помощью дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, хотя число регионов, не получающих этот вид трансфертов выросло с 12 в 2015 г. до 14 в 2016 г. (Таблица 8). О динамике дотаций на сбалансированность судить по запланированным объемам сложно, т.к. этот вид поддержки региональных бюджетов выделяется очень ситуативно и, как правило, сильно корректируется в течение финансового года в зависимости от фактической ситуации в регионах. Так, в 2015 г. их объем в бюджетной росписи был снижен на четверть от предусмотренного первоначальным вариантом закона о бюджете. Одним из источников для экономии средств федерального бюджета, судя по двукратному сокращению планируемых ассигнований, были выбраны дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы бюджетам субъектов РФ. Поскольку оснований ожидать увеличения объема поддержки региональных бюджетов из федеральных средств нет, многим субъектам РФ придется самостоятельно балансировать свои социальные обязательства и бюджетные возможности.

 

Таблица 8. Объем некоторых видов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ

Наименование показателя Объем запланированных расходов, млн руб. Темпы роста, 2016 г. к 2015 г., %
2015 г. (роспись на 1 октября) 2016 г. (проект)
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ 487 772, 3 514 599, 7 105, 5
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ 114 017, 5* 91 549, 0 80, 3
Дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы бюджетам субъектов РФ 60 000, 0 30 000, 0 50, 0
Примечание: * Расчетные данные.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.