Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расходы на образование






По отношению к объему ВВП расходы раздела «Образование» федерального бюджета (далее - ФБ) составляют в 2016 году 0, 7 процента. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2015 годом (4, 1%) уменьшилась и составит 3, 6 процента.

С учетом прогноза в реальном выражении сокращение расходов на государственную программу «Развитие образования» на 2013-2020 годы в 2016 году составит 10, 3% по сравнению с 2015 годом.

Бюджетные ассигнования в 2016 году по разделу «Образование» запланированы в объеме 578 654, 0 млн. рублей.

Объем бюджетных ассигнований в 2016 году по сравнению с уровнем 2015 года меньше на 53 381, 3 млн. рублей, в том числе за счет уменьшения бюджетных ассигнований на:

- осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства на 2 303, 4 млн. рублей;

- мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования в объеме 30 000, 0 млн. рублей (в связи с завершением их реализации в 2015 году);

- мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в объеме 1 620, 0 млн. рублей.

- завершение реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (3 079, 8 млн. рублей).

В 2016 году в государственную программу «Развитие образования» на 2013-2020 годы включено 6 подпрограмм - на одну подпрограмму меньше, чем в 2015 году. По отмеченным подпрограммам наиболее приоритетной является федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016 - 2020 годы. Бюджетные ассигнования в 2016 году на данную подпрограмму составят 1 130, 6 млн. рублей, что на 258, 7% больше, чем в 2015 году. При этом на реализацию самой большой по финансовому обеспечению подпрограммы профессионального образования выделено по сравнению с 2015 годом всего на 2, 2% меньше. Самым динамичным по темпам ростам расходов федерального бюджета следует назвать программу «Русский язык» на 2016 - 2020 годы. Однако общий объем расходов по этой программе незначительный, поэтому общая динамика расходов ФБ на образование остается негативной.

В структуре федерального бюджета предусмотрены субсидии не только на реализацию программ высшего образования, но и отдельная субсидия доведения заработной платы зафиксированных в документах, регулирующих выполнение Указов президента по переходу на эффективный контракт. В 2015 году целевой показатель установлен на уровне 137% по отношению к средней заработной плате регионов, в которых расположены высшие учебные заведения. На 2016 год целевой показатель установлен на уровне 147%. По состоянию выполнения федерального бюджета за 9 месяцев 2015 г. выявлено, что целевой показатель 2016 г. уже достигнут. Тем самым специальная субсидия на доведение заработной платы ППС до целевого уровня была снята, а планируемые на 2016 г. расходы ФБ сокращены на 24, 1 млрд. рублей. Это привело к общему снижению планируемых расходов государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы в 2016 году.

В проекте федерального бюджета предусмотрено повышение стипендий пропорционально планируемым темпам инфляции, это не позволяет сохранить стипендии на уровне прожиточного минимума в регионах, где расположены учебные заведения. Особенно это относится к городам с высокой стоимостью жизни, в частности, в Москве, где обучается 25% студентов по программам высшего образования. Тем самым в федеральном бюджете общий объем стипендиального обеспечения не снижается, но его динамика отстает от взятых обязательств по стипендиальному обеспечению.

В связи с закупкой дорогостоящего оборудования, в первую очередь, ведущими вузами, уровень энергопотребления заметно вырос, поэтому выполнение программы энергосбережения на 5% ежегодно в течение трех лет находится под угрозой. Дополнительные риски связаны также с ростом коммунальных платежей в различных регионах России. Специальных коэффициентов, которые могли бы компенсировать возросшие расходы вузов по энергопотреблению в методиках расчета общего объема субсидии на основе нормативных затрат не предусмотрено. Тем самым возросшие расходы возлагаются на сами университеты.

Это может негативно повлиять на эффективное использование дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, выполнение научных исследований, проектных работ, и тем самым подрывает позитивную тенденцию повышения мест российских университетов в международных рейтингах, многие из которых включают показатели о результатах научных исследований и научной деятельности.

Частичное снижение общего объема расходов в 2016 году по сравнению с 2015 годом объясняется уменьшением численности выпускников общеобразовательных организаций. Однако изменение приоритетов при формировании контрольных цифр приема в сторону более дорогих инженерных, технических и технологических направлений подготовки (многие из которых относятся к 3-ей стоимостной группе) перекрывает снижение численности абитуриентов в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Следует отметить набирающие обороты тенденции перехода к реальному двухуровневому образованию и роста числа претендентов продолжить образование по магистерским программам.

В 2015 году был сокращен объем субсидии на выполнение прикладных и фундаментальных научных исследований в пределах 1 553 млн. рублей. Представленные материалы не позволяют сделать однозначный вывод об объемах расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования, однако общее снижение расходов позволяет с большой вероятностью сделать вывод о том, что на 2016 год увеличение по этому направлению не предусматривается. Таким образом, складывается тенденция замораживания в университетах фундаментальных и прикладных научных исследований, которые являются основой интеграции науки и образования в университетах.

В соответствии с п. 1 26) перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 5 декабря 2014 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 2145-р от 23 октября 2015 г. утвердило программу «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы. Соответствующая программа направлена на создание для обеспечения обучения в первую смену к 2025 году 5 365, 2 тыс. мест, а также 2, 024, 7 тыс. мест в связи с задачей для перевода детей из зданий, имеющих высокую степень износа.

Согласно п. 2 соответствующего распоряжения Минфину России поручено при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период предусмотреть Минобрнауки России бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Программы. С учетом масштабов потребности во вводе новых мест в сфере общего образования целесообразно предусмотреть в проекте федерального бюджета ассигнования на «запуск» соответствующей программы (формирование во всех субъектах Российской Федерации необходимой базы типовых проектов с учетом специфики географического положения и климатических особенностей в субъектах Российской Федерации; проведение необходимых аналитических мероприятий по планированию сети образовательных организаций с учетом особенностей расселения на территории регионов и т.д.), а также на начало реализации соответствующих мероприятий в субъектах Российской Федерации, в которых к настоящему моменту проведены в полном объеме необходимые подготовительные аналитические мероприятия, подготовлена необходимая нормативная база, проектно-сметная документация.

Расходы федерального бюджета на высшее образование сокращаются в 2016 году по сравнению с 2015 годом на величину в пределах 3 процентов. Соответствующие сокращения обусловлены ожидаемым снижением численности студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета.

При формировании проекта федерального бюджета Минфином России предлагалось существенное сокращение программ, направленных на развитие высшего образования – запущенной в 2013 году программы повышения международной конкурентоспособности российских университетов, программ развития отдельных образовательных организаций. С учетом высоких результатов, продемонстрированных ведущими российскими университетами в части развития научно-публикационной деятельности, расширению академических контактов с академическими институтами, а также развитие партнерских отношений в сфере высшего образования и научной деятельности в том числе с университетами стран БРИКС, Правительство России приняло решение продолжить реализацию программы. Вместе с тем, в представленном проекте федерального бюджета на 2016 год финансовое обеспечение программ развития, например, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета не предусмотрено.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.