Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты






Сущность денежно-кредитной политики раскрывается в ее определении как комплекса взаимосвязанных, скоординированных на достижение предвари-тельно определенных экономических и социальных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, которые осуществляет государство через центральный банк.
Таким образом, денежно-кредитной политике свойственны комплексность, вариа-тивность регулятивных мероприятий, направленность их на достижение предвари-тельно определенных общественных целей. Эти мероприятия реализуются централь-ным банком через денежный рынок. В такой трактовке денежно-кредитная поли-тика представляет собой организационно оформленный регулятивный меха-низм со своими специфическими целями, инструментами и ролью.
Объектами, на которые направлены регулятивные мероприятия монетарной по-литики, являются следующие переменные денежного рынка:
-предложение (масса) денег;
-ставка процента;
-валютный курс;
-скорость обращения денег и другие финансовые переменные.
В зависимости от экономической ситуации в стране объектом регулирования может быть выбрана одна или несколько переменных денежного рынка. Однако во всех случаях среди них обязательно должно быть предложение денег.
в формировании денежно-кредитной политики принимают участие другие органы государственного регулирования экономики – Министерство финансов, Министерство экономики, правительство, Верховная Рада. Органы исполнительной и законодательной власти определяют основные макроэкономические показатели, служащие ориентиром для формирования целей денежно-кредитной политики (объем ВВП, размер бюджетного дефицита, платеж-ный и торговый балансы, уровень занятости и др.). Решающая роль в разработке и реализации денежно-кредитной политики принадлежит ЦБРФ
Цели денежно-кредитной политики делят на три группы (уровня): стратегичес-кие, промежуточные и текущие (тактические). Стратегическими называют цели, которые определены как ключевые в общеэкономической политике государства. Сначала определяются цели регулирования непосредственно в сфере реальной эко-номики. Ими могут быть: рост производства, изменение динамики экономического роста (ускорение или торможение), изменение уровня занятости (увеличение или снижение), динамика уровня цен (стабилизация, снижение или увеличение), динами-ка состояния платежного баланса (поддержание сбалансированности, изменение дефицита или профицита), стабилизация валютного курса. Эти цели называются стратегическими для денежно-кредитной политики определенного периода. Эти цели согласовывают с целями экономической политики правительства. Без такого согласования регулятивная действенность денежно-кредитной политики существен-но снижается.
. Поэтому ЦБ вынужден определять промежуточные цели, достижение которых явля-ется доступным для его монетарных инструментов. Через достижение промежуточ-ных целей центральный банк опосредованно может влиять на достижение стратеги-ческих целей. Промежуточные цели монетарной политики состоят в таких измене-ниях определенных экономических процессов, которык способствуют достижению стратегических целей. Промежуточными целями могут быть: изменение предложе-ния денег, платежеспособного спроса, коррегирование в этой связи конъюнктуры рынков.
Для эффективного решения промежуточных целей формируются текущие или так-тические цели, направленные на выбор и использование самых эффективных моне-тарных инструментов центрального банка. Текущие цели монетарной политики – это оперативные цели центрального банка, которые определяют те финансовые пе-ременные, которые поддаются непосредственному влиянию со стороны централь-ного банка и обеспечивают достижение промежуточных целей. К таким перемен-ным относят объем банковских резервов, учетная ставка, ставка рефинансирования, валютный курс. Характерными признаками текущих целей является их краткосроч-ность, реализация их оперативными средствами и т.д. Достижение текущих целей – сложное задание, исполнение которого полностью пребывает в сфере компетенции центрального банка.
В зависимости от выбранных текущих целей определяются инструменты денежно-кредитной политики. Выбирает их центральный банк.
Инструменты денежно-кредитной политики – это определенное регулятивное средство центрального банка, направленное на изменение конъюнктуры денежного рынка, прежде всего предложения денег, вследствие чего меняется поведение экономических субъектов на иных сегментах денежного рынка (валютном, фондовом и др.)
Все инструменты денежно-кредитной политики можно разделить на две группы:
-инструменты опосредованного влияния на денежный рынок и экономические процессы;
-инструменты прямого влияния.
К первой группе относят: операции на открытом рынке; регулирование норм обя-зательного резервирования; учетная политика; рефинансирование коммерческих банков; регулирование курса национальной валюты.
Опосредованное влияние инструментов первой группы состоит в создании таких условий, которые усиливают или ослабляют стимулы экономических субъектов к определенному поведению, например, к накоплению или к уменьшению запасов денег в своем распоряжении и соответственно к уменьшению или увеличению спроса на них на товарных или финансовых рынках. Регулирование с помощью та-ких инструментов принадлежит к экономическим методам государственного управ-ления, имеющим существенные преимущества по сравнению с методами прямого воздействия, влияние которых имеет преимущественно директивный характер.
Ко второй группе относят: установление прямых ограничений на осуществление эмиссионно-кассовых операций; введение прямых ограничений на кредитование центральным банком коммерческих банков; установление ограничений или запре-щение прямого кредитования центральным банком потребностей бюджета; прямое распределение кредитных ресурсов ЦБ между отраслями, производствами, региона-ми.
По мере становления в Украине рыночных отношений сфера применения инстру-ментов опосредованного воздействия будет неуклонно расширяться, а сфера приме-нения инструментов прямого воздействия – сужаться.
Операции на открытом рынке – это наиболее используемый инструмент
денежно-кредитной политики в странах с высокоразвитыми рыночными отношения-ми. В странах с переходными экономиками использование этого инструмента огра-ничивается недостаточным развитием рынка ценных бумаг, недостаточной ликвид-ностью государственных ценных бумаг. Эти сдерживающие факторы достаточно ощутимо проявляют себя в условиях Украины.
Сущность операций на открытом рынке состоит в том, что, покупая ценные бума-ги на фондовом рынке, центральный банк дополнительно направляет в оборот соот-ветствующую сумму денег и этим увеличивает банковские резервы..

Продавая ценные бумаги из своего портфеля, центральный банк изымает соответствующую сумму средств из банковских резервов, со временем уменьшается и общая сумма де-нег в обращении. В результате таких операций соответственно увеличивается или уменьшается предложение денег, что влияет на конъюнктуру товарных рынков.
Операции на открытом рынке бывают динамичные и защитные. Динамичные операции используются для увеличения или уменьшения общего пред-ложения денег при условии, что другие факторы не влияют на массу денег в обра-щении. Защитные операции состоят в поддержании общего предложения денег на неизменном уровне в условиях влияния на массу денег других факторов. Если эти факторы уменьшают предложение денег, то следует на определенную сумму купить ценные бумаги на открытом рынке, чтобы стабилизировать объем предложения, и наоборот.

Регулятивного эффекта можно достичь куплей-продажей любых ценных бумаг на открытом рынке.
В условиях высокоразвитого рынка ценных бумаг этот инструмент монетарной политики имеет существенные преимущества:
1)он имеет высокую оперативность и четкость действий;
2)на действие этого инструмента не могут влиять никакие иные субъекты денежно-го рынка, кроме центрального банка, что делает его регулирующее влияние доста-точно значительным, точным и эффективным;
3)этот инструмент монетарной политики имеет свойство (способность) «торможе-ния». То есто, если допускается ошибка при проведении определенной операции, то можно немедленно исполнить операцию противоположного воздействия и исправить ситуацию с предложением денег.
Недостатком этого инструмента является то, что для его эффективного использо-вания необходимо не только желание центрального банка, но и согласие контраген-тов на открытом рынке (продать или купить ценные бумаги).
Регулирование норм обязательных резервов – мощный инструмент влияния на предложение денег, имеющий необратимое и немедленное действие.
Значительные недостатки этого инструмента монетарной политики обусловили очень осторожное его использование.

Рефинансирование коммерческих банков – инструмент, используемый в тесной взаимосвязи с учетной политикой. Кроме изменения процентной ставки, централь-ный банк может регулировать спрос на свои кредиты со стороны коммерческих банков изменением иных условий предоставления кредита – изменением их ассортимента, ограничением целевого назначения, лимитированием объемов отдельных кредитов и установлением процентных ставок по каждому кредиту. Такими способа-ми центральный банк может более четко и целенаправленно влиять на изменение банковских резервов и, как следствие, на предложение денег. Поэтому данный инструмент монетарной политики имеет определенные преимущества перед учетной политикой. Однако для его широкого использования не всегда складываются необходимые условия, а именно: в портфелях коммерческих банков нет достаточных






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.