Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль 1. Трудовое право как самостоятельная отрасль права и характеристика субъектов трудового права.






Учебно-методическое обеспечение

По дисциплине «Трудовое право».

Планы практических занятий

Для заочной и очно-заочной форм обучения)[1].

Практическое занятие. (для групп Юс, Ют, Юв, Вюв).

Модуль 1. Трудовое право как самостоятельная отрасль права и характеристика субъектов трудового права.

 

1) Основной перечень вопросов для коллоквиума (с элементами дискуссии):

1. Характеристика трудового права в правовой системе РФ (дискуссия: самостоятельно ли трудовое право?).

2. Структура предмета трудового права.

3. Особенности и уникальность методов трудового права (на примерах их проявления).

4. Понятие и предназначение правовых принципов труда (дискуссионный вопрос: применяются ли на практике принципы, неотраженные в Трудовом кодексе РФ?).

5. Международные стандарты и ориентиры в сфере труда.

6. Содержание основных принципов правового регулирования труда и особенности их применения (на примерах).

7. Международно-правовое регулирование труда: понятие, сущность, значение, формы, источники и принципы. Дискуссия: место общепризнанных на территории РФ международно-правовых актов в иерархии источников трудового права. Международные трудовые стандарты.

8. Соотношение источников трудового права и правовых актов, регулирующих применение трудового законодательства.

9. Значение судебных прецедентов, трудоправовых обычаев и трудового договора (Дискуссия: реальная роль актов высших судебных органов власти и судебных решений в правоприменительной деятельности?)

10. Разграничение компетенции федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Соотношение законодательства РФ и законодательства субъектов РФ.

11. Действие источников трудового права в трех значениях: во времени, в пространстве и по кругу лиц.

12. Общее и специальное законодательство о труде. Виды специальных норм(на примерах).

13. Юридические факты в трудовом праве (на примерах).

14. Работник и работодатель как главные субъекты трудового правоотношения.

 

2) Задание для СРС и его проверка преподавателем:

Составить в табличном варианте отличия трудовых правоотношений от смежных правовых отношений (сравнить с гражданскими и административными отношениями).

 

3) Работа малыми группами при решении кейса задач по модулю №1 (задачи раздаются и распределяются преподавателем непосредственно на занятии).

 

4) Обсуждение проблемы: «Заёмный труд в России и за рубежом» (дискуссия: «за» и «против» в форме деловой игры).

Группа делится на 3 подгруппы (непосредственно на занятии с ориентиром на желание студента и равной численности первых 2 подгрупп):

  • «за» заемный труд – с четким обоснованием позиции в выступлениях;
  • «против» заемного труда – аргументированное отражение в кратких сообщениях студентов;
  • два независимых эксперта, которые подводят итоги дебатов между 2-умя оппонентами.

При подготовке к деловой игре обратите внимание на рекомендуемую в рабочей программе литературу, желателен также самостоятельный поиск информации по обсуждаемой проблематике. Заблаговременная подготовка к деловой игре ОБЯЗАТЕЛЬНА!

 

Практическое занятие. (для групп Юс, Вюв).

Тема «Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения»

1) Основной перечень вопросов для коллоквиума (с элементами дискуссии):

1. Элементы социального партнерства.

2. Принципы и поэтапный порядок заключения коллективных договоров в организации, у индивидуального предпринимателя (дискуссия: нужен ли для трудовых отношений коллективный договор? Его наличие обязательно?).

3. Содержание и структура коллективного договора (на подобранном студентом примере. При этом подборка коллективного договора может осуществляться через официальный сайт органа, который регистрирует договор, либо по месту работы студента).

4. Регистрация коллективных договоров: значение и порядок (дискуссия: где регламентируется данный вопрос?).

5. Общетеоретические положения о соглашениях социального партнерства. Сроки действия актов социального партнерства.

6. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. Ответственность сторон социального партнерства (с подборкой норм КоАП РФ).

2) Презентация студентами коллективных договоров с правовым заключением (на соответствие его текста действующим нормам трудового законодательства РФ). После завершения презентаций подводятся итоги по типичным ошибкам и нарушениям, допускаемым работодателями в сфере коллективно-договорного регулирования.

3) Работа малыми группами при решении кейса задач по теме (задачи раздаются и распределяются преподавателем непосредственно на занятии).

 

Практическое занятие. (для групп Юс, Ют, Юв, Вюв).

Тема «Трудовой договор»

1) Основной перечень вопросов для коллоквиума (с элементами дискуссии):

1. Основания возникновения и порядок оформления трудовых отношений (регламентирует ли закон конкретный последовательный порядок возникновения трудового отношения? Какова юридическая роль заявления о приеме на работу, с подтверждением нормы права?).

2. Определение, значение и виды трудовых договоров.

3. Испытание как средство защиты работодателя от недобросовестных работников? (можно ли привести примеры современного злоупотребления институтом испытания работника?). Законодательные границы применения испытания. Особенности заключения и прекращения трудовых договоров с испытательным сроком (ссылка на какую норму права должна осуществляться при увольнении работка как не прошедшего испытание? Какая запись делается в трудовую книжку, с подтверждением?).

4. Изменение условий трудового договора. Виды переводов на другую работу. Отличия перевода от перемещения работника.

5. Реализация работодателем аннулирования трудового договора (каков его механизм? Как оформить аннулирование трудового договора? Какова правовая природа данного института трудового права?)

6. Общая характеристика отстранения от работы, прекращения и расторжения трудового договора. Порядок оформления прекращения трудового договора.

7. Правовые последствия незаконного увольнения работника.

 

2) Задание для СРС: в сравнительной таблице представить разграничение трудовых договоров и смежных с ними договоров гражданско-правового характера (с указанием критериев такого разграничения).

 

3) Кейс задач [2] :

16-летний Михайлов подал заявление в ресторан «Белые ночи» о приеме его на работу в качестве кухонного работника. Работодатель потребовал у него предоставить трудовую книжку, паспорт, характеристику с предыдущего места работы и справки о состоянии здоровья, наличия жилплощади и семейном положении. Установив, что Михайлов не имеет трудовой книжки и характеристики, так как после окончания 9 классов школы долго болел и нигде не работал, и что он вместе с матерью проживает в качестве члена семьи нанимателя в доме, принадлежащем наймодателю на праве личной собственности, работодатель отказал ему в приеме на работу.

Михайлов обратился с жалобой в городскую прокуратуру.

Какие документы необходимо предоставлять гражданину при оформлении его на работу?

Прав ли работодатель – директор ресторана «Белые ночи»?

Что может предпринять прокурор? (следует вспомнить формы реагирования прокурора из курса «Правоохранительные органы» - Закон «О прокуратуре РФ»).

 

С несовершеннолетним работником заключили трудовой договор на год для определения объема работы. После выполнения работы с ним заключили новый трудовой договор на год. Приказ об увольнении и приеме на работу не издавался.

Прокомментируйте ситуацию.

В организации при ее создании были приняты правила внутреннего трудового распорядка, в которых было указано, что организация принимает работников только на условиях срочного трудового договора.

Соответствует ли это положение российскому трудовому законодательству?

 

Тимофеев был принят на работу в автокомбинат №5 водителем легковой автомашины. Приказом по автокомбинату он был перемещен для работы на автобусе. Тимофеев отказался от работы на автобусе.

Правомерен ли отказ Тимофеева?

Является ли законным данный перевод на другую работу?

Приказом директора городского комбината бытовых услуг 23 марта 2002г. мастер мужской стрижки салона-парикмахерской № 3 была переведена в салон-парикмахерскую №7 того же комбината, расположенного в другом районе города. Онищенко от перевода отказалась и обратилась в суд с иском о восстановлении ее на прежней работе. В исковом заявлении она указала, что работа в салоне-парикмахерской № 7 связана для нее с длительными поездками.

Определите, о чем идет речь в задаче: о переводе или о перемещении?

Также определите правомерность действий работодателя.

 

Маслова обратилась с письменным заявлением 10 февраля 2003г. к работодателю организации, где она работала счетоводом, с просьбой уволить ее по собственному желанию, так как она намерена перейти на работу в другое учреждение, где ей предлагают работу бухгалтера. 25 марта того же года работодатель издал приказ об увольнении Масловой по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ). Маслова обжаловала увольнение в комиссию по трудовым спорам (КТС), при этом, объяснив, что в феврале у нее действительно была возможность поступить на новую работу, но теперь у нее такой возможности нет.

Подлежит ли требование Масловой удовлетворению?

Каков порядок расторжения трудового договора по собственному желанию работника?

 

4) Задание для СРС:

письменно составить (подготовить) пакет юридических документов: трудовой договор (работник – студент, выполнивший работу, должность указывается по выбору студента), приказ о приеме на работу, приказ об изменении трудового договора (по выбору студента), приказ о прекращении трудового договора (основание определяется студентом) с соответствующими записями в макете трудовой книжке[3].

Практическое занятие. (для групп Юс, Юв, Вюв).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.