Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение общества






 

Что такое общество? Хотя это слово с легкостью используется в повседневном общении (мы говорим об " американском", " французском" или " японском" обществе, не пытаясь объяснить, что под этим подразумевается), ученые с трудом, определяют сущность этого понятия. Прежде всего, у него много различных значений. Когда мы говорим о " профессиональном обществе", то имеем в виду группу людей, имеющих одинаковую профессию, Которые создают организацию на основе общих интересов. Говоря о " высшем обществе" или " обществе завсегдатаев кафе", мы подразумеваем стихийно организованную группу людей, представителей определенного социального слоя, имеющих общие ценности и образ жизни. Но это понятие приобретает совершенно иное значение, когда мы говорим об " американском обществе", имеющем определенные географические границы, общую законодательную систему и некое национальное единство. В ходе дальнейшего изложения мы сосредоточим внимание именно на последнем значении данного термина. Анализируя его, Марш (1967) пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:

1) постоянная территория - например, Франция в своих государственных границах;

2) пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;

3) развитая культура - модели культуры могут быть до--статочно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни (основные элементы культуры рассматриваются во 2-й главе);

4) политическая независимость - общество не является субсистемой (элементом) какой-то другой системы, это допустимо лишь в очень небольшой мере. (В соответствии с данным критерием, такие колониальные общества, как Бельгийское Конго до получения этой страной независимости, нельзя считать таковыми.)

Как отметил Марш, даже такое обстоятельное определение общества кажется несколько спорным. Что значит критерий " развитая культура"? Можно утверждать, что страны, где проживают представители различных религиозных верований и этнических групп, например США, Индия и Югославия, в действительности не имеют общих ценностей и идеалов, воспринятых всем населением, а являются лишь совокупностью субкультур, с огромным трудом связанных воедино политической и законодательной властью (см. 2-ю главу, где рассматриваются вопросы политической интеграции и многообразия культуры). Понятие " политическая независимость" также вызывает некоторые вопросы. Например, Канада и Мексика считаются политически независимыми от США, но, поскольку для развития их экономики необходимы значительные инвестиции, поступающие в основном из Америки, в действительности они не являются независимыми. В еще большей мере это относится к странам Центральной Америки, таким, как Панама и Сальвадор.

Другие социологи (Аберле, Коэн, Дэвис, Леви и Саттон, 1950; Парсонс, 1966) считают, что определяющей характеристикой общества является " самообеспеченность". Этот критерий близок к " политической независимости", упомянутой Маршем. Однако его также следует прояснить. Самообеспеченное общество необязательно само производит все товары и услуги. Многие общества, включая Японию, Великобританию и Норвегию, в большей мере зависят от внешней торговли. Однако каждое государство (т.е. его правительство) должно обладать валютой, необходимой для оплаты импорта. Таким образом, говоря о " самообеспеченном" обществе, мы имеем в виду сохранение его платежеспособности и возможность оплачивать долги.

Несмотря на трудности, различные критерии в самом дел помогают нам хотя бы приблизительно определить сущность понятия " общество". Следует отметить также, что оно частично совпадает с понятиями " культура", используемым социальными антропологами, и " национальное государство, которым пользуются ученые - политологи. Однако " культура необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о " еврейской культуре", хотя лишь малая часть евреев проживает в государстве Израиль; в этом случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланизийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

С другой стороны, термин " национальное государство", близкий понятию " общество", обязательно предполагает наличие таких элементов, как формальный правительственный аппарат и некое национальное единство. Но в то же время можно назвать такие общества, которые не являются государствами - например, кочевые племена на территории Ближнего Востока.

 

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.