Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Афганская и чеченская война в современной л-ре (на примере 1го пр-я).






В русск прозе кон 20 нач 21 тема войны продолжает существовать в контексте традиций реализма, преодолевшего в совр-й лит-ной ситуации «кризис и переосмысление», и явл-ся важным лит-ным материалом, требующим полного, детального рассмотрения и научного изуч-я. Новейшая военная проза – это 3и десятилетия, произв-я 2ой половины 80г 20 нач 21в, когда наряду с темой ВОВ («Прокляты и убиты», «Веселый солдат», «Связистка» В. Астафьева, «И ушел отряд» Л. Бородина, «Болят странные раны», «Среди валунов» А. Генатулина, «Сутки в пехоте» Е. Романовой, «Расстрел под Смоленском» Э. Скобелева, «Подвиг» В. Никифоровой и др.) возникает тема новых войн – Афганской и Чеченской, изменяется состав авторов (в лит-ру пришли новые авторы, большинство из них участвовали в военных кампаниях), появл-ся новые идейно-тематич-е акценты в произв-ях о войне: попытка понимания совр-го ч-ка в условиях новой войны, в условиях изменения хар-ра военного времени (война не как защита родины, а как способ решения экономич-х и политич-х проблем). В лит-ру о новой войне по-прежнему доминирует тему смерти, но не столько физич-я гибель, ско-ко смерть духовная, нравственная, психологич-я, гибель личностного начала, что объясняется особым хар-ром новых войн и тем, что в момент создания произв-й, как правило, еще сильна острота впечатлений автора от пережитого на войне. У совр-х новых войн, по сравнению с ВОВ, другая суть, иные идеология и пафос. Для новейшей военной прозы хар-на множественность точек зрения на совр-е военные конфликты. Тема бессмысленной войны, войны «спрятанной» от «посторонних» глаз – глаз россиян, тема абсурда и неприятия войны вообще принизывает практически каждое совр-е произв-е военной тематики. Эпизодич-е боевые задания («операции») на чужой территории, перестрелки, призыв в «горячие точки», участники войны, стремящиеся отсидеть положенные дни в бездействии, чтобы о них не вспомнили, - все это составляет реалии совр-й войны. Новейшую военную прозу и формируют произв-я молодых авторов, в лит-ру приходит новое поколение тех, кто воевал в Афганистане, Чеченской Республике, участвовал в межнац-ных конфликтах. Среди них следует отметить такие произв-я, как рассказы «Крещение», «Желтая гора», «Благополучное возвращение», «Афганские рассказы» (1989), «Последний рассказ о войне» (1995), «Колокольня» (1990), повесть «Возвращение в Кандагар» (2004), роман «Знак зверя» (1992) О.Ермакова; цикл рассказов-зарисовок «Десять серий о войне» (2001), повести «Алхан-Юрт» (2002), «Взлетка» (2005), рассказ «Аргун» (2006) А. Бабченко; «Афган. Рассказы и повесть» (1993) О. Болоцкого; рассказы и повести (1990-2004) В. Дегтева; «Рассказы» (2004), «Чеченские рассказы», рассказ «Ферзь» (2005) А. Карасева; рассказ «Батальон экстремистов» (2002) Е. Логинова; рассказ «Кавказский пленный» (1995) В. Маканина; рассказы «Кандагарская застава» (1989), «Родненький», «Мусульманская свадьба» (1989), романы «Дерево в центре Кабула» (1982), «Сон о Кабуле» (2000), «Чеченский блюз» (2001) А. Проханова; рассказы «Ловушка», «Перебежчик» (1992) К. Таривердиева; рассказ «Он был мой самый лучший друг» (1988) О. Хандуся; повесть «Жажда» (2002) А. Геласимова; повесть «Там, при реках Вавилона» (2004) Д. Гуцко; повести «Потерянный взвод» (2006) С. Дышева и «Разведрота» (2009) А. Дышева; повесть «На Балканах дороги узкие» (2003) А.Киреева; роман «Патологии» (2004) З.Прилепина; «Афганец. Роман в 35 главах» (1991) Э. Пустынина; роман «Дело Матюшина» (1997), повесть «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней» (2001) О. Павлова; повесть «Заблудившийся БТР» (1991) А. Сегеня; документальные повести – «Цинковые мальчики» (1990) – С. Алексиевич, «Война матерей» (2004) В. Бакина, «Спрятанная война» (1989) А. Боровика и др. «Афганские рассказы» Олега Ермакова в данном цикле объединяет общность военной тематики, образ «сквозного героя» и «единый сюжет» (И. Сухих) – уход на войну и возвращение, бесконечное возвращение к потерянной гармонии или возвращение в «цинковом гробу». Заключ-ся, что в своих произв-ях Ермаков обнаруживает однозначность неизбежность «не-возвращения» героя, неотвратимость итога войны. Тема унижения, насилия над ч-ком, вопрос о том, что делает с ч-ком армия, общ-во становится одним их основных в рассказе «Зимой в Афганистане», помогая раскрыть сопутствующую тему – тему веры в Бога среди молодых солдат и конкретно (шире) вопрос веры в Бога в советском гос-ве. Библейский мотив «Не убий!» скрыто, не явно звучит в этом рассказе Ермакова. Однако если война не убивает ч-ка морально, то это, по Ермакову, пытаются сделать сослуживцы. В конфликте этого рассказа цикла меняются акценты: Ермаков освещает не внешнюю, в внутреннюю грань военной темы, войны м-у своими, а не м-у врагами. Человеч0я вера в Бога, в религиозно-философскую эманацию добра и любви противопоставлена войне, насилию, злу, безверию. В рассказе «Желтая гора» центр-й мыслью становится онтологич-й вопрос о смысле жизни вообще, и о жизни после войны в частности. Образ нового потерянного героя своего времени, ч-ка, обреченного «познать тоску всех стран и всех времен» (И. Бунин «Собака»), не нов в русск л-ре, однако в данном рассказе образ рассм-ся ч-з призму события Афганской войны, бессмысленность и «безнаградность» (при наличии наград) кот-й формирует новое «потерянное» поколение. Доминирует мысль о разрушении человеч-й души, ранней душевной усталости, разочарования, изжитости. «Афганские рассказы» Павла Андреева свидетельствуют: жизнь для воевавших осталась на войне, в условиях мира «жизни для них не предусмотрено». Л-ра, фиксирующая картину общего обессмысливания реальности, сосредотачивается на отдельной личности, действующей в обстановке полного абсурда. Такова война у Аркадия Бабченко («Десять серий о войне», «Алхан—Юрт»). Война здесь обнажает «первичную физиологич-ю основу бытия», главные ее ощущения: холод, голод и страх. Герой переживает трансформацию личности: существовать в безумной реальности войны для него естественнее, чем в безумной реальности мирной жизни. Сегодня правдивая проза о войне – это уже не история целого народа, а личная история человеч-й особи, взгляд с самой нижней точки и описание самых низменных вещей. И хотя такой подход давно существовал в западноевр-кой л-ре, сегодня в России создается настоящая л-ра о войне. В произ-ях Александра Проханова тема войны дается с позиции нац-но-патриотич-й идеи. Что принимается не всей читающей публикой. («Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Господин Гексоген»).

В целом ряде произведений Чеченская война выступает поводом или отправной точкой для авторских размышлений по самым различным бытовым и бытийным вопросам - свободы и ответственности, дружбы и предательства, жестокости и милосердия. Подобные вопросы ставит в своей повести «Жажда» Андрей Геласимов. Какой будет жизнь тех, кто в лучшие годы попал в «кипящий котел»? Как жить с искореженной судьбой, с войной в раненых душах? Главный герой повести Константин воевал в Чечне, горел в БТРе, и теперь, в мирной жизни, у парня, что называется, нет «лица». Людям большого труда стоит смотреть на него. И только маленький соседский мальчик чувствует перемену в герое и указывает на нее: «...ты не страшный. Это у тебя просто такое лицо».

На гражданке он зарабатывает на жизнь евроремонтом квартир, а в перерывах между заказами пьет горькую – чтобы ни о чем не думать и ничего не вспоминать. Одна из главных сюжетных линий – поиск друга, который продал квартиру и исчез. В результате последовательно разворачивающихся событий герой постепенно возвращается к жизни – знакомится с новой семьей отца и своими новыми сестрой и братом, мирит рассорившихся друзей, снова начинает рисовать (до армии он учился на художника).

Само название повести прямолинейно заявляет о чувстве, которое возникнет у многих из нас после прочтения: жажда теплоты, ласки, жажда обретения самого себя. Да, у героя нет «лица», но есть сердце, друзья, потерянный и найденный отец, есть талант – пусть даже он изображает все его окружающее в духе «Капричос» Гойи – и есть будущее. Потому что парень обещал соседскому мальчишке приехать к нему на море. В одном из интервью Андрей Геласимов рассказал, как появилась эта повесть: «Момент был очень жесткий, связанный с моей педагогической деятельностью. К нам в университет начали возвращаться студенты – мальчики, которые воевали в Чечне. Они были моложе меня на десять-пятнадцать лет, но я видел, что они совершенно другие. Были моменты, когда я останавливал лекцию и начинал с ними разговаривать. И разговоры эти были очень непростыми. А потом я написал повесть «Жажда». Потому что должен был это сделать. Рассказать об этих парнях. Мы живем в совершенно другой жизни, в другом пространстве. Некоторые критики говорят: вот, Геласимов в Чечне не был, а книжку написал. Но я потом познакомился с журналистом Аркадием Бабченко, он воевал, две кампании прошел в Чечне, и он мне сказал: «У тебя парни в книге, как из моего взвода». Для меня это было самым главным».

В 2002 году повесть вошла в сокращенный список премии им. Ивана Петровича Белкина и была отмечена премией им. Аполлона Григорьева.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.