Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как преодолеть дефицит духовности? Тут множество ответов.






1) Необходимо восстановить прерванную, разрушенную связь поколений. Распутин «Прощание с Матёрой» (старухи, которых забывают на острове).

2) Нужно совершать конкретные добрые поступки, а не рассуждать о абстрактных теориях добра и справедливости. Высшие ценности – сострадание и милосердие.

3) Нужно попытаться сохранить дом. Образ дома – центральный в деревенской прозе. Образ символический. Дом – это не только точка на географической карте, дом – нравственная константа человеческой жизни. Дом – связь с прошлым, с предками. Именно с домом и с отношением к нему связана сюжетная ситуация нравственного испытания, которое проходит герой. Дом на новом месте символизирует новую мораль молодого поколения.

К концу 70х гг деревенская проза заходит в тупик. Повторяются основные сюжеты, образы, все больше рассуждений о том, кто виноват, чем на тему что делать. Преодолеть тупики деревенской прозы удается Валентину Распутину: образ старух, Шукшин «Чудики», Екимов «Фетисыч» – образы детей. Распутин «Прощание с Матёрой» Дарья и другие старухи не ослеплены благами городской цивилизации. Напротив, в рассказе Дарьи о поездке в город возникает образ квартиры, «антидома». В ней нет жизни, в ней нет души, т.к. квартира не нуждается в хозяйской заботе и потому человека к себе не привязывает. Улучшение бытовых условий делает человека ленивым, избавляет от необходимости трудиться, служить своему жилью. Человек в условиях многоэтажки чувствует себя одиноким – не сближает, а разделяет людей. Забота о доме подменяется заботой об удобствах. Дарья противопоставлена к своим младшим родственникам в отношении к дому. Жена ее сына Павла легко покидает деревню – в городе ей удобнее, а внук Дарьи идет работать на ГЭС, т.е. он и будет затапливать Матёру. Люди так легко расстаются с жизненным укладом, потому что стремятся к новизне и потому что утратили память о предках. Трагически развивается тема утраты дома в сцене разорения кладбища. Кладбище – последний дом. Разрушая его людей лишают последнего пристанища. Петруха Зотов, житель Матёрой сам сжигает свой дом, т.к. за это пообещали деньги. Человек, который убивает свой дом, бросает на произвол судьбы и родных людей. Дарья объясняет это Настасье, матери Петрухи так: «Он живую избу спалил, он и тебя живьем в землю зароет». Знаменательна сцена подготовки Дарьей избы к смерти. Она готовит свой дом как к празднику и сравнивает его с человеком: не обмыв, не обрядив во все лучшее, покойника в гроб не кладут. И Дарья белит избу, вымывает, вычищает ее. Судьба избы и ее хозяйки оказываются слиты: обе остаются на острове, в ожидании наступления воды – т.е. смерти.

Дети в деревенской прозе. Рассказ Бориса Екимова «Фетисыч». Яков Фетисыч – 9ти летний мальчик. Действие рассказа начинается осенью, грустной пейзажной зарисовкой: время к полудню, а на дворе – ни свет, ни тьма. Это время начала рождественского поста. В прежние времена, в деревне, все в это время вели себя строго: работа, ни капли спиртного. Теперь же деревенские жители пребывают в безверии и безделье. Пример – отчим Фетисыча (мотив безотцовщины), который пьет, сквернословит, вместе с др мужиками разворовали все колхозное добро. Украдены рамы из медпункта (лечиться негде), полы из клуба (развлекаться негде), даже колхозный свинарник разобрали на доски и шифер (работать нет). Осталась только школа, где учит ребятишек старенькая учительница. Но вот, в эти дни, умирает учительница. Детей должны перевести на учебу в большое село, а эта школа тоже погибнет от рук пьяниц. Девятилетний Фетисыч собирает детишек в заброшенной школе и начинает их учить. Он требует от взрослых найти учительницу, а сам приводит детей в школу, топит ее, поливает цветы. Рассказ заканчивается пробуждением мальчика: катарсис, очищение слезами. Он плачет, переживает о школе.

Рассказ имеет открытый финал. Но важна пейзажная зарисовка, которой заканчивается произведение: «Заря вставала уже зимняя, розовая. К рассвету прояснилось. Хутор лежал в снегу». Некоторая надежда на возможное исцеление, возрождение природы.

 

37. Постмодернизм в РЛ. Общ х-ка. Особ-сти поэтики (по пр-ях В.Ероф., С.Соклова, Т.Толстой и др)

Умберто Эко: Постмод-зм - это мех-зм смены одной культурной эпохи другой, ответ модернизму. Если прошлое невозможно уничтожить, то его нужно иронично, без наивности переосмыслить. Жан Француа Лиотар: Постм-зм - это уникальный период культуры 2й пол 20в, в основе кот-го лежит установка на восприятие мира как хаоса.

Основоположник рус-го Постмод-зма - то В.Набоков (р-н «Дар»), то М.Булгаков («Мастер и Маргарита» (р-н написан в 30е гг 20в, но появляется в 80х)), то А.Битов («Пушкинский дом»), то В.Ерофеев (поэма «Москва – Петушки»).

Черты постмодернизма:

Принцип подмены реальности. Постмодернисты отвергают понятие космос, т.к. считают, что объективной реальности нет, это фикция. Худ мир строят на системе культурных знаков «симулякров». Симулякр – это копия без оригинала, образ без референций, источников. В итоге, мир заменяется текстом. В классической системе текст строится как мир.

Пр. интертекстуальности. Происходит заимствование сюжетов, персонажей, фрагментов из пр-ний прошедших лет и веков. Популярен «ремейк», т.е. какое-либо классическое пр-ние буквально переписывается заново, переориентируется на 180°, или иронически переосмысливается.

Пр. коллажА. Сочетание разнородных уровней и жанров, когда соединяется массовая культура с элитарной, высокий стиль и мат, философская притча и детектив, исторические реалии и суперсовременная речь и поведение героев.

Пр. иронии. Явная или тонко скрытая ирония, в т.ч. авторская самоирония. Иронически воспринимается всякая глобальная истина, претендующая на высокий смысл.

Для постм-зма т.ж. характерны особый тип героя и особая роль автора. Герои постм-зма, как правило, это люди толпы, люди из захолустья, обитатели задворок и помоек. Это представители низовых слоев общ-ва. Их личности деформированы, черты аморфны, характеры аномальны.

В постм-зме изменена позиция автора. Дистанцированность м-у автором и героем снимается, их голоса сливаются. Автор «маскируется» в герое-рассказчике. В результате оценочность, т.н. позиция автора, стирается, исчезает. Автор переходит от роли учителя и наставника к роли летописца.

Образ реальности в постмодернизме лишен порядка вещей. Реальность хаотична. В ней урАвнено высокое и низкое, истинное и ложное, совершенное и безобразное. Ведущая черта реальности - абсурд.

Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки» Произведение написано в 1970г. впервые было опубликовано в России – 1988-1989гг. Поэма написана от 1го лица, со множеством биографических и автобиографических деталей. Сферой раскрытия личности Ерофеев делает не социум, а случайную приятельскую компанию. Условием оценки реальности становится не здравый смысл, а сомнения и отчаяние. Ерофеев строит свое произведение с опорой на традиционные приемы построения романа. Ч-з поэтику намека, аллюзии, ассоциации, он опирается на классические худож-ные тексты, использует привычные лит-ные формулы-цитаты и языковые штампы.

Жанр– поэма указывает на традицию гоголевского повествов-я: поэму «МД». В основе построения «М-П» - гоголевская традиция правдивого изображения ч-ка «взятого из нашего же гос-ва». Жанр поэмы-путешествия отсылает еще к 2м классическим пр-ниям: роману А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

ГГ – Венечка, алкоголик, спившийся интеллигент, отправляется на электричке из Москвы в Петушки в поисках упоения. Если в литературе предшествующего периода Москва являлась центром, к которому устремлялись герои, то для Венечки таким сакральным местом становятся Петушки. Москва ассоциируется с дьявольским началом.

На сюжетном уровне текст - похмельная исповедь философствующего алкоголика. Алкоголь - стержень, на который нанизан сюжет Ерофеева. Герой проходит все ступени опьянения. И в соответствии этого пути выстраивается композиция. По мере продвижения к Петушкам в тексте нарастают элементы бреда и абсурда. Параллельно этому ч-з монологи, диалоги раскрывается сокровенная душа героя. Образ главного героя не соответствует литературным канонам 70х гг.: он лишен социальной детерминированности, общественно значимой мотивированности, он политически неграмотен, но именно эти черты делают его положительным героем, ч-ком непонятым, отвергнутым. Его характер создается как хар-р ч-ка, смиренно принимающего несправедливость мира. Его пьянство – это мученичество, страдание, возложенное героем на себя сознательно и добровольно. Тип поведения героя - это форма юродства, шутовства (по Липовецкому); традиция русского скоморошества (Виктор Ерофеев); это не собственно ирония, а противоирония, т.е. выворачивание иронического наизнанку и восстановление серьезности, но без прямоты и однозначности (по Муравьеву и Эпштейну). На это указывает обилие библейских цитат и реминисценций. Пародийно-иронический персонаж становится воплощением больной совести человечества. Подобно Христу он берет на себя грехи и расплачивается за них собственной жизнью. Виктор Ерофеев пишет о главном герое поэмы: «Алкоголик оказался трезвее трезвого мира. Его наркотическое путешествие стало благой вестью о несовместимости советизма с русской душой».

После поэмы в 1988 г. были опубликованы письма, записные книжки Ерофеева, которые вышли под общим названием «Моя маленькая Ленимиана», а т.ж. пьеса «Вальпургиева ночь или Шаги Командора». Ерофеевым была замыслена трилогия, в к-ю входила «Вальпургиева ночь». 1 часть – Фани Каплан. 2 ч. – «Вальпургиева ночь», 3 ч. - «Ночь перед рождеством» не опубликована вообще.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.