Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многообразие современного отечественного детектива: Б.Акунин, Д.Корецкий, А.Маринина, Д.Донцова и др.






(+ к экзамену (или) Устинова, Маринина, Донцова, Корецкий).

Исторические романы-детективы Б.Акунина. Б, А. называют создателем новой литературной традиции в жанре детектива и постмодернистом. Романы о Фандорине и Пелагее определяют как своего рода римейк постмодернистских взглядов «мир как хаос», «мир как текст», мир как открытое произведение.

С т.зр. жанровой циклизации произведения Акунина называют романами-сериалами. Исследователь Е.М.Тюленева полагает, что постмодернистский текст, повторяющий другие тексты, понизанный цитатами, сделавший своей основой интертекстуальность по своей сути является текстом-сериалом. Здесь важно, что сериал всегда рассчитан на массовое сознание. Бориса Акунина можно считать приемником традиции Умберто Эко, его философским идеям, идеям Фаулза и Исигуро. Понимание мира как хаоса, где нет и не может быть порядка завершает роман Эко «Имя розы». Главный герой, Вильгельм Баскервильский, носитель этой идеи. Он разочарован в своих дедуктивных способностях, поскольку не смог спасти аббатство и рукопись. Эта же философия, но только в легко доступной форме, транслируется в романе «Коронация», когда Фандорин обнаруживает ту же неупорядоченность, хаотичность мироустройства и объясняет дворецкому свое жизненное кредо: «Жизнь есть ничто иное, как хаос. Нет в ней никакого порядка, и правил тоже нет». Но трагизм филоскофского высказывания в романе снимается тем, что эта фраза адресована дворецкому, который, по всей вероятности, чужд всякой философии. В каждом из романов есть трагедия, которая становится доказательством торжества хаоса. В романе «Азазель» гибнет в день свадьбы жена Фандорина, в романе «Алмазная колесница» гибнет возлюбленная О-юми и умирает сын. В романе «декоратор в монастырь уходит другая возлюбленная. В «Статском советнике» высокопоставленный чиновник из Петербурга оказывается провокатором, двойным агентом, создавшим террористическую организацию. Но, если в романе Умберто Эко главный герой, Вильгельм Баскервильский, и его помощник Атсон, пережив жизнь как хаос событий, как движение к смерти, не находит в ней ни логики, ни правил, то Борис Акунин предлагает и правила, и логику: своеобразный кодекс поведения, которым руководствуются Фандорин и Пелагея. Суть в том, что, в отличие от Вильгельма Баскервильского, Фандорину и Пелагее удается восстановить справедливость и наказать преступника.

В своих романах БА обращается к особому типу героя, реккурентному персонажу. Важнейший признак такого персонажа – повторяемость узнаваемых черт в герое. Характерными и неизменными приметами Эраста Фандорина становятся седые виски, заикание, блестящее владение дедуктивным методом, безразличное отношение к славе и успеху, неопределенность в личной жизни, владение боевыми искусствами, умение до неузнаваемости изменять свою внешность, фатальное везение в безвыходных и опасных ситуациях.

БА использует в своих романах мотивы классической русской литературы. Создается своего рода калейдоскоп чужих текстов, которые органично вплетаются в тексты акунинских романов и начинается литературная игра с читателем. Здесь можно найти мотивы и образы из р-нов Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы». Узнается стиль Гоголя и т.п. Реминисценции, которые использует А, позволяют ему создать исторический колорит, иллюзию реальности России 2й пол 19в.

Кроме этого акунинские произведения строятся на детективной интриге. И здесь уже наблюдается художественная апелляция к образцам зарубежной детективной классики. Н-р, образ Эраста Фандорина представляет собой сплав черт Шерлока Холмса, принца Флоризеля, Вильгельма Баскервильского. Образ монахини Пелагеи соединяет в себе черты отца Брауна и мисс Марпл.

Детективный пласт представляет собой каноническое начало массовой литературы. И это одна из важнейших черт в новой беллетристике Акунина. Особый колорит детективному сюжету придает исторический фон. Н-р, в р-не «Коронация» реальное событие – коронация Николая Второго является фоном детективной интриги, в основе которого лежит похищение младшего сына Георгия Александровича Романова. Сочетание вымышленных героев и вымышленных исторических лиц с реальными историческими личностями и событиями создают иллюзию правдоподобия. Фандорин, согласно созданной схеме Акунина, появляется в решающие моменты подлинной истории, так, н-р, в р-не «Турецкий гамбИт» он не дает возможности русской армии войти в Константинополь, где ее ждет неминуемый разгром. Или, в р-не «Коронация» герой становится свидетелем Ходынских трагических событий, произошедших в Москве в 1896 году.

Писатель создает своего рода миражную историю России. И при этом непринужденно интерпретирует с важнейшими историческими фактами. Т.е. реальные исторические события становятся сюжетным и композиционным стержнем, на который нанизываются события, мотивы, образы. В этом случае Акунин следует методу А.Дюма.

Важнейшим объединяющим началом романов-сериалов является детективный сюжет. Он окчует из одного пр-я в другое и меняет характер в зависимости от жанра. Так, н-р, наряду с использованием жанров классического криминального р-на в проекте о Фандорине, Акунин создает свои жанры: 1)Конспералогический детектив. «Азазель». 2) Герметичный детектив. «Левиафан». 3)Детектив о наемном убийце «Смерть Ахилесса». 4)Великосветский р-н «Коронация». 5)Декадентский детективный р-н «Любовница смерти». 6)Диккенсианский р-н «Любовник смерти».

Акунин оч часто стилизует манеру письма того или иного писателя. Н-р, в «Любовнике смерти» он кодирует сюжетные ходы «Оливера Твиста», в р-не «Декоратор», в основе которого лежит история о маньяке, Акунин обыгрывает сюжет р-на Зюскинда «Парфюмер». Исследователи отмечают двойственность р-нов Акунина, размывание границ между элитарной и массовой литературой. В ней можно увидеть 2 пласта: верхний – детективная история; второй, более сложный – включение исторического фона и контекста мировой литературы.

Детективы А. Марининой как разновидность традиционного детектива. (настоящее имя – Марина Анатольевна Алексеева, р. 1954). Создавая свою сериальную героиню Анастасию Каменскую, А. Маринина наделила ее запоминающ-ся физическими и душевными качествами, характерными привычками (подчеркиваются ее приверженность к удобной одежде, блестящие математические способности, нежелание заниматься бытом). А. Маринина учла некоторые особенности российского читателя. Поскольку в ее романе отсутствуют традиционные коллизии, связанные с восстановлением справедливости или выяснением мотивов преступления (убийства в английском романе, например, чаще всего происходят из-за денег), нужно было найти свои мотивационные ходы. Для этого ей пришлось изменить схему традиционного детектива. Перед читателем стала разворачиваться история обычного рядового сотрудника милиции А. Каменской. Со временем героиня превращается в одного из ведущих деятелей уголовного розыска. И одновременно автор прописывает биографию героини, последовательно разворачивая ее роман с А. Чистяковым, сообщая попутно и некоторые факты из ее прошлого. Отдельные элементы биографии Каменской и ее создательницы совпадали, поскольку подобная особенность также отвечала законам современной формы, склонной к автобиографичности повествования. Подобные серийные персонажи хорошо известны в мировой литературе: в английской литературе появился образ Шерлока Холмса (детективы А. Конан Дойла), в американской – Перри Мейсона (произведения Р. Стаута), во французской – Сан-Антонио (книги Ф. Дарк). Несмотря на передачу психологических переживаний героини, А. Марининой не удалось подняться на уровень романного повествования. Здесь снова сказались законы жанра, в котором построение внутреннего мира определяется клишированными фразами и выражениями. Несколько разнообразят сюжет мелодраматические элементы, свойственные «женскому» роману. На протяжении нескольких романов герой уговаривает героиню выйти за него замуж, эффект ожидания создает определенную интригу и держит читателя в напряжении. Не случайно А. Маринина вводит своеобразного двойника Каменской, следователя Т. Полякову. История ее очередного замужества усиливает основную интригу. Впрочем, схема построения сериального детективного романа предполагает постепенное расширение круга действующих лиц. Поэтому А. Маринина и предлагает читателю историю следователя из Петербурга. Кроме того, последовательно вписывая биографию героини в определенный социальный контекст, действительность 1990-х годов, А. Маринина фиксирует перемены в обществе этого времени. Социальные события привели к изменению в психологии, сознании людей. Поэтому практически в каждом своем новом произведении А. Маринина смогла описывать явления, которые рядовой читатель стремился понять и осмыслить (в шоу-бизнесе, издательской сфере, криминальных структурах). В течение длительного времени интерес к произведениям А. Марининой поддерживался именно из-за разнообразия возникавших в обществе коллизий. Создавалось и подобие производственного романа, развивавшегося на протяжении десятилетий. Использование устоявшихся формы и схемы развития конфликта также поддерживало интерес к творчеству А. Марининой. В начале XXI в., когда бытовая реальность 1990-х годов оказалась описанной, причем не только А. Марининой, но и другими авторами (в частности, П. Дашковой), стал ощущаться своеобразный дефицит сюжетов. В будущем он может привести к повторяемости, возвращении к уже отработанным схемам и мотивам. Пока (в романе «Незапертая дверь», 2002) ощущается статичность образа Каменской. Любовная линия завершилась регистрацией отношений. Очевидно, что авторам приходится искать новые повороты в развитии сюжета. А. Маринина более стереотипна, часто пользуется клишированными выражениями, даже речевыми штампами, распространенными оборотами.

 

35. Изображение трагической судьбы ч-ка в тоталитарном гос-ве (по произведениям А. Солженицына, В. Шаламова, Ю. Домбровского, Г. Владимова и др). Сталинские годы — один из трагических периодов в истории России. Многочисленные репрессии, доносы, расстрелы, тяжелая, давящая атмосфера несвобо­ды — вот лишь некоторые приметы жизни тоталитар­ного государства. В. Шаламов — свидетель и участник тех ужасных событий, которые переживала тоталитарная страна. Он прошел и ссылку, и сталинские лагеря. Инакомыслие жестоко преследовалось властью, и за жела­ние говорить правду писателю пришлось заплатить слишком дорогую цену. Опыт, вынесенный из лаге­рей, Варлам Тихонович обобщил в сборнике «Колымские рассказы». «Колымские рассказы» — па­мятник тем, чья жизнь была загублена в угоду культу личности. Показывая в рассказах образы осужденных по пятьдесят восьмой, «политической» статье и образы уголовников, также отбывающих наказание в лагерях, Шаламов вскрывает многие нравственные проблемы. Оказавшись в критической жизненной ситуации, люди показывали свое подлинное «я». Были среди заключенных и предатели, и трусы, и подлецы, и те, кого «сломали» новые обстоятельства жизни, и те, кто сумел в нечеловеческих условиях сохранить в себе человеческое. Последних было меньше всего. Самыми страшными врагами, «врагами народа», были для власти политические заключенные. Именно они находились в лагере в самых жесточайших усло­виях. Уголовники — воры, убийцы, грабители, которых рассказчик иронично называет «друзьями народа», как это ни парадоксально, вызывали у лагерного начальства куда больше симпатии. Они имели разные поблажки, могли не ходить на работу. Им многое схо­дило с рук. В рассказе «На представку» Шаламов показывает игру в карты, в которой выигрышем становятся личные вещи заключенных. Автор рисует образы блата­рей Наумова и Севочки, для которых жизнь человека ничего не стоит и которые убивают инженера Гаркунова за шерстяной свитер. Авторская спокойная ин­тонация, с которой он завершает свой рассказ, гово­рит о том, что такие сцены для лагеря — обычное, будничное явление. Рассказ «Ночью» показывает, как у людей стира­ются грани между плохим и хорошим, как главной целю становилось — выжить самому, чего бы это ни стоило. Глебов и Багрецов ночью снимают одежду с мертвеца с намерением добыть себе вместо нее хлеб и табак. В другом рассказе осужденный Денисов с удо­вольствием стягивает портянки с умирающего, но еще живого товарища. Жизнь заключенных была невыносимой, особенно тяжело им приходилось в жестокие морозы. Герои рассказа «Плотники» Григорьев и Поташников, ин­теллигентные люди, ради спасения собственной жиз­ни, ради того, чтобы хотя бы один день провести в теп­ле, идут на обман. Они отправляются плотничать, не умея этого делать, чем спасаются от лютого мороза, получают кусок хлеба и право погреться у печки. В рассказе «Дождь» показывается, что работа «врагов народа» проходит в невыносимых условиях: по пояс в земле и под непрекращающимся дождем. За малейшую оплошность каждого из них ждет смерть. Великая радость, если кто-то покалечит сам себя, и тогда, может быть, ему удастся избежать ад­ской работы. Заключенные и живут в нечеловеческих условиях: «В бараке, набитом людьми, так тесно, что можно было спать стоя... Пространство под нарами было на­бито людьми до отказа, надо было ждать, чтобы при­сесть, опуститься на корточки, потом привалиться куда-нибудь к нарам, к столбу, к чужому телу — и за­снуть...».

Солженицын как и Ш. был арестован. Был осуждён на восемь лет лагерей за резкие отзывы об И. В. Сталине в письмах к другу. Повесть “ Один день Ивана Денисовича ” - повесть о сопротивлении человеческого духа насилию, где описываются сутки из жизни заключенного Щ-854, Ивана Денисовича Шухова, крестьянина-колхозника, представителя трудового народа. Для него характерна высокая степень приспособляемости, но она не имеет ничего общего с униженностью и потерей человеческого достоинства. Солженицыну важно не только описать лагерную жизнь, но и дать возможность читателю осознать истинную реальность. Уже с первых двух фраз мы окунаемся в тяжелую жизнь заключенных: день лагерников начинается в пять часов утра, спят они в ледяном помещении. И сразу же мы узнаем о волчьих законах, которые позволяют выжить в этих нечеловеческих условиях, законах унизительных: «богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку», «пробежать по каптеркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь». Кормят заключенных плохо, только чтобы не умерли с голоду. Прием пищи для лагерников – процесс очень важный. Тут хоть «крыша гори – спешить не надо». Потрясает до глубины души сцена, когда Шухов ест свою жалкую порцию хлеба, смакуя ее. Жизнь лагеря, воссозданная Солженицыным в этом рассказе, организована таким образом, чтобы подавить человеческую индивидуальность. Но лагерники, несмотря на все усилия начальников, остаются людьми. Они не только не превращаются в послушные «винтики» жестокого государственного аппарата, но даже оказываются способными на скрытые формы сопротивления. Вспомним, как Иван Денисович выливает зимой на дорожку, по которой ходит начальство, воду или таинственные убийства предателей – «стукачей».Сам герой рассказа, Иван Денисович, живя в страшных лагерных условиях, не озлобился, не ожесточился душой. Но лагерная жизнь все-таки накладывает свой ужасный отпечаток. Людей доводят здесь до такого состояния, что все их интересы сводятся к минимуму: к мыслям о том, как бы более или менее сытно поесть. Шухов разделил судьбу миллионов других людей, воевавших за Родину, и по окончании войны из пленников немецких лагерей перекочевавших в разряд «врагов народа». Домбровский Юрий - автор романов «Хранитель древностей» (1964) и «Факультет ненужных вещей» (1978), которые часто называют «дилогией свободы». Главный герой, Зыбин, – человек, вступивший в напряжённый поединок со слугами тоталитаризма и одерживающий нравственную победу над ними. Факультетом ненужных вещей Домбровский именует юридический факультет, ибо все достижения, которые были сделаны в отношении законодательства, начиная с римского права и заканчивая современной Англией, в советскую эпоху оказались отброшенными. Судили не по законам и не за преступления, а по политический мотивам, отчего и оказались репрессированы многие безвинные люди. Зыбин – человек образованный, умный и думающий, прекрасно знает историю и законы, так что ставит в тупик следователей: обвинения, которые к нему предъявляются, абсурдны и аморальны. На него оказывает давление вся атмосфера тюрьмы. Но для Зыбина основополагающую роль играет пример Христа. Характерная примета структуры произведения – введение в повествование библейских сцен и эпизодов; в восприятии главного героя появляются фигуры Христа и доносчиков, с которыми он соотносит некоторых своих современников. Домбровский принципами христианского гуманизма проверяет бесчеловечность той системы, которую он описал в романе. Зыбину удаётся оправдаться и выйти из тюрьмы. Однако финальная сцена символична: здесь Зыбин показан сидящим на скамейке, справа от него сидит его следователь, а слева – доносчик. Вот характерная триада сталинской эпохи. Пока Зыбин на свободе – это просто советские граждане. Владимов. Главные темы ранних произведений писателя – личность и социум, личность и коллектив, трагическая расплата личности за стремление к независимости. В повести «Верный Руслан» (в России опубл. в 1989) на примере лагерной собаки, гибнущей от соприкосновения с фальшивым миром людей, писатель прослеживает методы идеологической муштры, «воспитания» людей в эпоху культа личности. «Лагерная» тема осмысляется через судьбу конвойной собаки, живущей в атмосфере ненависти и страха, изуродованной и погубленной лагерной системой. Через восприятие Руслана писатель передаёт полную трагизма жизнь, находя в чёрствых, опустившихся, спившихся людях какие-то человеческие чёрточки, позволяющие думать, что в иных условиях эти люди были бы совсем другими. Основные темы романа «Генерал и его армия» (опубл. в 1994) – цена победы, ответственность генералов за солдатскую кровь, за жизнь человека как главную ценность и в мирной жизни, и на войне, единство народа в отпоре врагу. В романе чётко прослеживается преемственность писателем толстовских традиций в изображении войны, автор утверждает народность войны, подчёркивает, что русские люди, весь народ защищали в Великой Отечественной войне не сталинский режим, а своё отечество.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.