Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социокультурная ситуация 1980-2000х гг. особенности литературного процесса на современном этапе.






Хронологические рамки: от сегодняшнего дня – 25 лет (т.е. к.80гг 20в – наст вр)

К середине 80х гг РЛ приходит с большими эстетическими возможностями. В свет стали выходить произведения 60х-70х гг, в особенности постмодернистического х-ра (В.Ерофеев «Мосвка-Петушки, А. Битов «», С.Соколов «Школа для дураков»). Все эти пр-я опублик-ны на стр-х лит-ных журналов, оказали сущ-ное влияние на форм-е постмодерна 90х гг.

Общественно-полит и эк перемены, начавшиеся в 1985 году, привели к переоценке ценностей, в т.ч. в л-ре. В «толстых» журналах стали публиковаться пр-я советских писателей, созданные в 70е гг и ранее, но не опубликованные в свое время по идеологическим соображениям.

В свет вышли р-ны Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», Александра Бека «Новое назначение», Владимира Дудинцева «Белые одежды», Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Широко публикуются рассказы Варлама Шаламова, проза Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», «Хранитель древностей».

Журнал «Новый мир» публикует «Архипелаг Гулаг» Солженицына. Так лагерная тема, тема сталинских репрессий стала чуть ли не основной. В 1988г здесь же публикуется скандальный роман Пастернака «Доктор Живаго». Все это были произведения, написанные задолго до 80х гг, т.н. «задержанная» литература.

«Роман-газета», журналы: «Новый мир», «Октябрь», «Нева», «Знамя», «Юность», «Смена»; альманах «Парус».

Второй поток литературного процесса 2 пол 80х-н 90х гг составили пр-я писателей 20-30х гг. Впервые в России были опубликованы пр-я Андрея Платонова «Котлован», «Чевенгур», Замятина «Мы», Василия Аксенова, наконец появилось русское зарубежье: Иван Шмелев «Пути небесные», «Лето господне», Борис Зайцев «Житие Сергея Радонежского», Алексей Ремезов, Марк Алданов, Владимир Ходосевич, Аркадий Аверченко.

Таким образом, «возвращенная» литература и коренная л-ра сливаются в единую РЛ 20в. Впервые формируется феномен: несовпадение понятий современный литературный процесс и современная литература. Понятие ЛП намного шире, т.к. включает в себя «ту» литературу. На фоне этого литературного процесса современная литература оказалось несколько вытесненной на периферию.

Основные направления современной русской литературы. 1) Неоклассическая проза. Обращается к социальным и этическая проблемам, для нее характерны поиски гуманистических идеалов, утверждение христианской морали.

Выделяется философская ветвь неоклассической прозы. Л. Бежин «Калоши счастья», «Приватный наблюдатель», В. Кантор «Записки из полумертвого дома», Юрий Малецкий «Физиология духа».

Религиозная ветвь. А. Ким «Остров Ионы», В. Назаров «Круги на воде», ШарОв «Воскрешение Лазаря»,

Историческая ветвь. (В. Ладинский «Последний путь Владимира Мономаха», А.К. Толстой «Князь Серебрянный» начало века) Борис Васильев «Утоли мои печали», А. Сегень «Тамерлан», В. Личутин «Раскол», Дмитрий БалашОв «Степной пролог», «Сергий Радонежский», «Ветер времени».

Возобновляется тенденция связанная с дерев-ой прозой. Они развиваются в поздних произв-х В.Распутина, Василия Белова, Бориса Екимова и соврем-го писателя Алексея Варламова. Выделяют направление Жестокой прозы – жестокий реализм. С этим течением связаны произ-я написанные на тему ВОВ, нр р-н Георгия Владимова «Генерал и его армия», и произв-я на тему афганской и чеченской войны: Олег Павлов «Земляная душа, Митина каша, Дело Матюшина, Олег Ермаков, афганские рассказы. 2) Условно – метафорическая проза. Здесь доминирует филос-ая проблематика, тема будущего человеческой цивилизации. 3) Другая проза. Постмодернист-е произвед-я. Иронический авангард. 4) Женская проза. Возникает на рубеже 20-21 веков. Представители: Людмила Улицкая, Виктория Токарева, Дина Рубина, Галина Щербакова, Марина Полей, Светлана Василенко. Автор: женщина, доминирует тема семьи, и главная героиня женщина. 5) Современная массовая литература. Детективы, иронические детективы, кримин-ые детективы – Маринина, Устинова – соц-но-психолгич-й детектив, исторический детектив – Акунин. Гламурная литература – литература связанная с жизнью рублевки, «День счастья – завтра», «Жизнь заново», «Устирцы под дождем», «Рублевская кухня Оксаны Робски» - Оксана Робски. Антигламурная литература – сюжеты, высмеивающие эту жизнь. Сергей Минаев – «Духless», «Повесть о ненастоящем человеке», р-н «Z телки. Повесть о ненастоящей любви» 2008 год, 2009 год «Р.А.Б. Антикиризисный роман». Романы-расследования: Юлия Латынина «Повесть о Святом Граале» - фентези, «Дело о пропавшем Боге» («Иров День»), «Инсайдер» 1999год. Фентези – Сергей Лукьяненко, Мария Семенова – «Волкодав», «Валькирия», Вадим Арчер – «Огненный волк». 6) Современная поэзия. Поэты постмодернисты – Юрий Арабов. 7) Поэзия куртуазных маньеристов. 8) Рок - поэзия.

2. Роль «возвращенной лит-ры» в осмыслении героич-го и трагич-го пути России в 20веке. Понятие «возвращенная литература» появилось на закате советской эпохи, и оно связано с не самыми лучшими сторонами нашей истории. Как известно, до революции большевики активно выступали за свободу слова и демократические права. Придя к власти и опасаясь контрреволюции, они жестоко подавляли всякое сопротивление, пресекали публичную демонстрацию недовольства и создали механизмы контроля за литературой, намного превосходящие своею жесткостью царскую цензуру. (В 1917 году был введен печально известный «Декрет о печати», в 1920-е годы существовало главное управление по делам литературы, позднее тотальный контроль осуществляло партийное руководство всех уровней). Вводя запрет на свободу слова, большевики утверждали, что эта мера временная. Однако в дальнейшем давление власти на печать не ослабевало. В этих условиях многие писатели, не принимавшие советскую власть или ее методы, писали почти без надежды быть услышанными современниками. Лишь со второй половины 1980-х годов (и отчасти в 1960-е годы) в связи с потеплением политического климата эти произведения стали возвращаться к читателю. Среди них встречаются подлинные шедевры, и вся возвращенная литература была для людей глашатаем горькой правды.

Публикация авторов и произведений, находившихся под цензурным запретом, получивших название «возвращённая литература»:

• литература первой волны эмиграции: И. Бунин, В. Набоков, Н. Берберова, М. Алданов, И. Одоевцева.

Запрещённые произведения известных русских писателей:

• «Собачье сердце», «Роковые яйца» М. Булгаков;

• «Реквием» А. Ахматова;

• «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», А. Платонов;

• «Мы» Е. Замятин;

• «Повесть непогашенной луны», «Красное дерево» Б. Пильняк;

• «Доктор Живаго» Б. Пастернак;

• «Жизнь и судьба», «Всё течёт» В. Гроссман.

Обратимся к основным темам возвращенной литературы. Прежде всего это тема революции и строительства нового мира. Становясь свидетелями жестокой революционной ломки, многие писатели сомневались в ее необходимости или сатирически изображали ее результаты. В связи с этим можно указать на роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» (1955), за который его исключили из союза писателей и вынудили отказаться от нобелевской премии. Если Пастернак позволил себе сомневаться в революции, то М. А. Булгаков ее безоговорочно отрицал в повести «Собачье сердце». Повесть Андрея Платонова «Котлован» (1930) сходна с «Собачьим сердцем» своим философско-аллегорическим характером. При этом она была опубликована практически одновременно с произведением Булгакова (июнь 1987).В «Котловане» изображена бригада рабочих, которые роют котлован для фундамента общепролетарского дома и заботятся о девочке-сироте. В этом заключен намек на революционное строительство. Прерывая работу, они отправляются в деревню, которую очищают от зажиточных крестьян (отправляют их на плоту в море). Так автор изображает начавшуюся коллективизацию. К финалу работа над общепролетарским домом не продвинулась дальше котлована, который тому же становится могилой для умершей девочки-сироты. В своей повести писатель указывает на неосуществимость социалистического рая, построенного на страданиях невинных жертв. Второй основной темой возвращенной литературы являются сталинские репрессии. Наиболее ярко она раскрыта в творчестве Варлама Шаламова («Колымские рассказы») и А. И. Солженицына. Оба писателя прошли через ужас сталинских лагерей. При этом Солженицына не спасли даже боевые ордена, полученные во время Великой Отечественной войны. За письма, в которых осуждались Ленин и Сталин, он был приговорен к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. После смерти Сталина он был реабилитирован, и, работая учителем, создавал в полной тайне свои произведения. В 1960-е годы, во время хрущевской оттепели, лучшие из них были напечатаны. В рассказе «Матренин двор» (1959) (другое название рассказа – «Не стоит село без праведника»). Герой-рассказчик (Игнатьич), возвратившись из ссылки, мечтает найти покой в тихом уголке России. Он находит его, поселившись у крестьянки Матрены Васильевны. В лице этой героини изображена русская праведница. Потеряв мужа и детей, она видит смысл жизни в помощи другим, доказывая это не словом, а делом. Чтобы помочь односельчанам она отказывается от колхозной зарплаты, бескорыстно заботится о своей племяннице. Праведность героини особенно заметна на фоне окружающей бездуховности и черствости. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» (1959) посвящен лагерной жизни. В лице главного героя (Ивана Денисовича Шухова), осужденного за два дня фашистского плена, показана трагическая судьба русского народа и его долготерпение. К 1971 году Солженицын заканчивает роман-исследование «Архипелаг Гулаг», в котором отражает свой лагерный опыт. Однако после свержения Хрущева начинаются систематические преследования, и с 1975 по 1994 год писатель находился в эмиграции. Советское руководство пыталось стереть память о нем и его произведениях. Однако теперь они вошли в золотой фонд русской литературы и публицист. Путь признания в России В. Набокова, бесспорного классика мировой литературы, называемого еще в 30-е годы XX века самым крупным явлением эмигрантской прозы и вместе с тем практически неизвестного на родине, был неправдоподобно долог. После первого и во многом случайного упоминания в статье В. Волина («На посту», 1925) и издевательского отклика Демьяна Бедного на одно из стихотворений Сирина, на протяжении следующих шестидесяти лет - до волны «возвращенной» литературы и эпохи книжно-журнальной эйфории - имя Набокова было фактически вычеркнуто из истории официальной русской литературы.

Кроме нескольких самиздатских переводов, статей и упоминаний о Набокове в связи с «Евгением Онегиным», шахматами и ностальгической поэзией, шлюзы открылись только в 1986-ом году с публикацией «Защиты Лужина». «Лолита» появилась в 89-ом. Вершиной было собрание сочинений, изданное в 99-ом году, к столетию Набокова, под редакцией Александра Долинина, ведущего русского набоковеда.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.