Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многочленные СП (МнСП) (СПП с несколькими придаточными). Виды подчинения придаточных частей главной части, определяющие стр-рные типы Мн-х СП.






Помимо миним. конструкций СП, состоящих из 2х предикативных частей сущ-ют т/ж СП, состоящие >, чем из 2х предикат-ных частей, такие СП назыв-ся МнСП. Ими м/б разные типы СП, коте определяются по хар-ру связи:

1. МнСП с однотипной связью: МнСПП, ССП и БСП

2. МнСП с разными видами связи: сочинит и подчинит, сочинит и бессоюзной, с подчинит и бессоюз, м/б все 3 типа связи

МнСПП:

М/б 2 и > придаточн. МнСПП делятся на П-ния, придаточн части кот-го относятся к главн части; и П-ние, придаточн части кот-го относятся последовательно: 1я к главн, 2е к 1-му, 3е ко 2му и т.д.

СПП 1го типа делится на 2 подтипа:

1. Придаточ части относятся либо к разным сл главн части, либо одно из них поясняет сл, др поясняет всю главн часть. Такое подчинение назыв-ся неоднородным, или парал-ным.

Н-р, Дело не в том1, как называли ее2, а в том1, что она - улица удивительная3.

Представим взаимосвязь частей на схеме:

 

МК1-1, 2 МК2-1, 3

Если бы мне иметь сто жизней1, онине насытили бы всей жажды познания2, котораясжигает меня3.

Представим взаимосвязь частей на схеме:

2. Все придаточн могут соотносит-ся с одним сл в главн части или со всей главн частью одинаково поясняя или сл или всю главн часть. Такая связь назыв-ся однородным соподчинением.

Н-р: Он думал1, что труд его, кажется, не пропал даром2, что ему удалось передать читателям частицу своей любви к родной стране3.

Представим взаимосвязь частей на схеме:

Представляет собой одну миним конструкцию: МК – 1-2, 3

Характеризуем каждую МК по трем класс-ям:

1) По логико-грам-кой классиф-ции, кот-я устанавливает тип придаточного по соотношению с ЧП, кот-й оно восполняет или замещает: дополнительное (логико-грам-кая)

2) По стр-рно-семант. вуз: изъяснительное

3) По стр-рно-семант. школ.: изъяснительное

 

 

Ср-ва связи одинаковые. Причем в одном из придаточ ср-во связи м. отсутствовать (Он думал, что труд не пропал даром и ему удалось передать читателю).

 

3. СПП с последовательным подчинением, при кот-м выдел-ся придаточ 1, 2 и т.д. степеней.

Н-р: Что (инфор недостаточ) скажут нормальные люди1, если ониуслышат2, что господин Эйнштейн 6 лет думал о пустоте? 3

Представим взаимосвязь частей на схеме:

МК – 1-1, 2

1) ЛГ: обстоятельственное условие

2) вуз: расчлененные структуры с обстоятельств условием

3) шк: обстоятельств условие

 

МК – 2-2, 3

1) ЛГ: дополнительное

2) вуз: нерасчл изъяснительного типа

3) шк: изъяснит

Н-р, Он знал1 (неполное), что2, как только он туда дойдет3, все сразу станет хорошо2 (полное).

Представим взаимосвязь частей на схеме:

МК1: - 1, 2

1) ЛГ: дополнительное (тип придаточн по соотнош с ЧП, кот-й он восполняет или поясняет)

2) вуз: нерасчл структуры изъяснит

3) шк: изъяснит

МК2: - 2, 3

1) ЛГ: обстоятельство времени

2) вуз: расчл структ обстоятельств времени

3) шк: обстоятельство времени

Н-р, Кажется 1(абсолютно неп., двусост.), что2 если важно собирать и исследовать факты3(полное, односоставн, сказуемостное, безличное), то не менее важно и стараться проникнуть в смысл их2.(струк полное, семантич неполное, односоставн, сказуемостное, безличное)

Что, если - стечение союзов, кот-е может наблюд-ся в интерпозиции.

Представим взаимосвязь частей на схеме:

МК1– 1-2

1) ЛГ: подлежащное

2) вуз: нерасчл структуры, изъяснит тип

3) шк: изъяснит

МК2-2-3

1) ЛГ: обстоят условие

2) вуз: расчл обстоят условие

3) шк: обстоятельство условие

 

В МнСПП м/б представлено одновр-но нес-ко видов подчин-я. В разных комбинациях это м/б разные (однородн, неоднородн, однородн и последовательная), обусловлено кол-вом предикативных частей, кот-е входят в состав и конкретной речевой ситуацией.

Н-р: Полковник рассказал1(неполное), что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге2(полное, двусоставн) и что экземпляр 3, кот-й(информатив недостат., доп-е выраж относит местоим который) он сам видел4, доставлен ныне курьером главнокомандующему3.

Представим взаимосвязь частей на схеме:

2 вида связи:

1) однородн подч 1, 2, 3

2) последов 1, 3, 4

МК1 -1-2, 3

1) ЛГ: дополнит

2) вуз: нерасчл изъяснит

3) шк: изъяснит

МК2 – 3, 4

1) ЛГ: определит

2) вуз: Нерасчл присубстант-атрибутивн

3) шк: СПП с придаточн определит

37. Бессоюзные сложные предложения. Ср-ва связи в БСП. Осн-е типы интонации в БСП. Структурно-семантические типы БСП. В трад. грам. БСП не выд. в особ. тип, а рассм. как разн-ть ССП. Имнно такой т.зр. придерж. Форт., Пешк., А.Н.Гвоздев и др. Причем раньше было принято делить БСП на ССП и СПП. Действ-но, многие БСП выраж. смысл. отнош., близкие к ССП и СПП (я закрывал двери – он открывал их). Однако БСП отлич. своей спец. стр-рой и семантикой. Поэтому с 50-х гг. 20 в. в рус. синт. науке получил распр. принц-но новый взгляд на БСП. Впервые БСП б\выд. в особ. тип СП Н.С.Поспеловым. В осн. деления БСП он кладет семант. критерий и выд. 2 типа:

1. БСП однородного состава, внутри кот. выд. предл. со знач. перечисл. и сопост. (т.е. отнош., хар-ные для ССП): лошади тронулись, кибитка полетела, колокольчик зазвенел.

2. БСП неоднородного состава со знач. обусл., пояснения, прич.-следств., присоед. и др. (хар-ные для СПП): будем живы – вернемся домой.

Эта клас. явилась важным этапом в изуч. БСП. В совр. научн. и уч. лит-ре получ. шир. распр. стр-но-семант. принцип клас. БСП. Н.С.Поспелов, В.А.Белошапкова, Л.Ю.Максимов и др. учит. стр-ру предл. и ту сторону семантики, кот. созд. этой стр-рой. БСП – СП, части кот. соед. без пом. союзов, т.е. инт-ми ср-ми. След-но, осн. ср-во связи частей БСП – интонация. Она м\иметь разл. окраску. Наиб. четко выд. 4 типа инт.: перечисл., сопост., обусл-ти и пояснит.\объяснит. В завис. от этого БСП % на 4 осн. стр-но-семант. типа: перечисл., сопост., обусл. и поясн. Перечисл. БСП облад. реальной или потенц. многочл-тью, т.е. м\иметь в своем сост. более 2 частей и явл. незамкн. стр-ми. Перечисл. инт. хар-ся одинак. повыш. голоса в конце каждой части, кроме последней, кот. имеет инт. конца. Инт. перечисл. обычно выраж. отнош. логич. однор-ти м\у частями. Чаще всего это или одновр-ть, или посл-ть. Одновр. выраж. гл-сказ. несов. в. (залетная гагара кричала вышине, стучала лесопилка купца Русанова). Одновр. м\выраж и разными видо-вр. формами гл.-сказ. (окна были завешаны, горела лампочка), а также предл., не имеющими гл.-каз. (шум, хохот, беготня, галоп, мазурка, вальс). Посл-ть в БСП выраж. гл.-сказ. сов. в. (вдруг тишину проклюнула пичужка, ей отозвалась другая птица). Перечисл. БСП в стр-ном и смысл. отнош. близки к ССП с соед. союзами и легко синонимизируются. Сопост. БСП всегда двучленны, т.е. м\сост. т-ко из 2 частей и явл. замкн. стр-ми. Сопост. инт. хар-ся повыш. тона в конце 1 ч. и симметрично расп-м удар. на опорных словах в обеих частях (он открывал двери – я закрывал их). Инт. сопост. выраж. отнош. сопост. и противопост. В предл. этого типа набл. стр-ный парал-зм, лекс. антонимия и неполнота 2 части (во всем властен купец Булычов – не властен в смерти). Сопост. БСП в стр-ном и смыл. отнош. близки к ССП с сопост.-против. союзами и легко син-ся. Обусловленные БСП всегда двучленны, т.е. явл. замкн. стр-ми. В ритмико-мелод. плане они близки сопост. предл. Их инт. хар-ся повыш. тона в конце 1 ч. и пониж. в к. 2, но удар. рап. не симметрично (смеркнется – перекинем конный десант повыше города). Особ. стр-ры этих предл. явл. возм-ть употр. во 2 ч. частиц так, тогда (проголодаешься – так хлеба достать догад-ся). В ОБСП обычно выраж. усл.-следств. отнош. или отнош. обусл. во вр. Хар-р обусл. перед-ся за счет реального сод. частей (новый барин народится – старого долой). Пояснит.\объяснит. БСП также всегда двучл. и предст. замкн. стр-ру. В ритмико-мелод. отнош. они отлич. от всех др. типов тем, что 1 ч. произн. в обычном спокойном темпе с особ. пониж. в конце ее, а 2 ч. после небольш. паузы произн. в более быстром темпе (сердце у него тревожно сжалось: Аксинья явно была больна). Смысл. отнош. м\у частями сост. в том, что 2 ч. поясняет в к-то отнош. первую. По стр-ре эти предл. % на 2 группы:

1. Предл. с форм-но выраж. несамост-тью 1 ч.

Предл., в кот. несамост. 1 ч. выраж. т-ко инт. Несамост. 1 ч. форм-но м\выраж. наличием вней лекс-ки неполн-го слова или отутств. стр-но необх-го члена. Здесь 2 ч. наполн. конкр. сод. лекс. неполн. слово 1 ч. или восполн. стр-ную неполноту ее. Лекси-ки неполн. словами м\б: указ. мест. и мест.нар. (правильный путь такой: усвоить то, что сделали предки); нек. прилаг., близкие к мест. (дело рабочих и крестьян одинаково во всем мире: они д\освободить себя от власти капитала); числит. 1 (и все яснее д\него стан. одно: невозм. жить без цели и без смысла); нек. отвлеч. ИС, кот. явл. неполн. т-ко в данном контексте (но ты, Гришка, помяни мое слово: рано или поздно убью). В целом эти предл. близки к изъяснит. СПП.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.