Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специализация, родная сестра эффективности, сама зависит от дифференцированной подготовки и неравного







вознаграждения. Она становится фундаментом для иерархических структур и элитистских концепций — ос­новных подпорок системы господства.

Комиссия ЮНЕСКО по исследованиям в области ком­муникаций, хотя и предупреждает, что нельзя рассмат­ривать коммуникационную политику как политику огра­ничений и «директив сверху», в то же время рекомен­дует «создание правительствами национальных советов по разработке политики в области коммуникаций». Та­кие советы, по мнению экспертов, «должны состоять из политических лидеров, специалистов по управлению, журналистов-практиков и исследователей-теоретиков в области коммуникаций»36. А где же трудящиеся? Где непрофессионалы? Откуда должны исходить инициативы в таком предлагаемом совете? Совершенно очевидно, что сверху. В рекомендациях ничего не говорится об инициа­тивах снизу.

В другом месте эксперты ЮНЕСКО определяют, «ко­го касается планирование и формулирование политики в области коммуникаций». Они перечисляют следующие категории (именно в таком порядке): ответственные ли­ца правительства; законодательные органы; учрежде­ния, ответственные за социальное и экономическое пла­нирование; отдельные министерства; частные коммуни­кационные предприятия; профессиональные организации и, наконец, граждане. Когда эксперты в конце концов упомянули и его (ее) они отметили, что «граждане име­ют прямое право участвовать в разработке коммуника­ционной политики» 37.

Пауло Фрейре пишет: «Правые нуждаются в элите, которая думает за них и помогает им в осуществлении их планов. Революционное руководство нуждается в на­роде для того, чтобы революционный план стал реаль­ностью, — таком народе, который в ходе революционного процесса становился бы все более и более критически мыслящим»38. Фрейре добавляет, что этот процесс раз­вития критического сознания совершенно необходим и после полной победы революции для развенчивания ми­фов, все еще коренящихся в человеческом сознании, для борьбы с растущей бюрократией и для понимания новой технологии, которая важна для общественного раз­вития, но которой нельзя позволить окутаться ореолом таинственности и выйти из-под общественного контроля.

Планирование национальной политики в области ком-


муникаций — всеобъемлющая функция для обозначения борьбы против культурного и социального угнетения во всех его проявлениях, старых и новых, внутри страны и за ее пределами. Эта борьба разгорается по мере раз­вития критического сознания народа и способствует его дальнейшему развитию. Поэтому политика в области культуры и коммуникаций не может формулироваться экспертами и преподноситься остальному населению как законодательный подарок.

Специалисты и администраторы могут руководить разработкой такой политики на первых стадиях, однако для осуществления поставленной цели — широкого раз­вития критического сознания — совершенно необходимо самое широкое участие в этом процессе всего народа.

И последнее. Всегда хочется верить, что поставленная цель будет достигнута к определенному, хотя бы и отда­ленному времени. Развитие критического сознания не ко­нечная цель, а постоянный процесс, который будет всег­да удивлять нас и изменять образ мышления и поведения на каждом этапе исторического пути развития человече­ства. Нынешние попытки сформулировать культурно-ком­муникационную политику следует рассматривать имен­но в этой перспективе. Какими бы научными или при­митивными ни оказались эти формулировки, они не бо­лее чем дорожные указатели или километровые столбы на бесконечном пути к реализации человеческого потен­циала.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.