Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава t






КУЛЬТУРНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ: ИСТОЧНИКИ, СОДЕРЖАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ

В своем всестороннем исследовании «современной ми­ровой системы» Иммануэль Уаллерстайн рассматривает три основных элемента. Он считает, что система со­стоит из:

«(метафорически)... единого рынка, внутри которого на первом месте стоят соображения максимальной при­быльности и который, таким образом, определяет в ко­нечном счете объем производства, уровень специализа­ции, системы оплаты труда, товаров и услуг, а также внедрение технологических изобретений»;

«...серии государственных структур различной степе­ни силы и влияния (как внутри национальных границ, так и в противоборстве с другими структурами мировой системы)...»;

«...присвоения прибавочной стоимости таким образом, что процесс эксплуатации состоит не из двух, а из трех ступеней» ! .

Современный «культурный империализм» можно по­нять, я считаю, принимая во внимание следующие клю­чевые элементы. Он развивается в рамках мировой си­стемы, внутри которой действует единый рынок, а усло­вия и характер производства определяются характером этого рынка и распространяются за его пределы. Госу­дарственные структуры существуют как часть мировой системы. Обычно действия государств способствуют (или стремятся способствовать) удовлетворению интересов господствующих классов внутри национальных границ. Для сохранения системы как в международном масшта­бе, так и внутри каждого государства необходима проме­жуточная прокладка, или прокладка «третьей силы». «Средние классы» и «информационный плюрализм» явля­ются не только модными понятиями, но и необходимыми компонентами существования системы.

Культурно-коммуникационный сектор мировой систе­мы развивается по необходимости в соответствии с це­лями и задачами общей системы американского империа­лизма. Односторонний в основе своей поток информа-


дни — от центра к периферии (из США в другие части мировой капиталистической системы. — Примеч. пер.) — является одним из атрибутов власти. Другим атрибутом является навязывание единого языка — английского. Соз­дается и развивается высокоскоростная, всеохватываю­щая техника коммуникаций (спутники и компьютеры). Разработка этой технологии тесно связапа со структурой и нуждами господствующих элементов системы.

Мы еще вернемся к этим вопросам. Пока что важно отметить, что та техника, которая в настоящее время об­служивает и укрепляет систему господства, в последую­щем может стать основой для трансформации и замены существующей структуры эксплуатации.

Существует еще один важный фактор, относящийся к культурно-коммуникационной сфере мировой системы. Производство культурно-информационной продукции в значительной степени, хотя и не на 100%, определяется теми же самыми рыночными потребностями, что и произ­водство товаров и услуг. И в то же время, как мы все хорошо знаем, культурно-информационная продукция представляет собой нечто значительно большее, чем обыч­ные потребительские товары: она воплощает в себе идео­логические особенности мировой капиталистической эко­номики. Культурно-информационная продукция в высшей степени эффективно рекламирует ценности системы. На­пример, Дэвид Огилви, основатель могущественного рек­ламного агентства «Огилви энд Матер», в своем щедром восхвалении «Ридерс дайджеста» ♦ писал: «Журнал эк­спортирует лучшее в американской жизни... По-моему, «Дайджест» делает не меньше, чем Информационное агентство Соединенных Штатов, в борьбе за сознание лю-

И О

деи» \

Как развивались культурно-информационные процес­сы в контексте современной мировой капиталистической экономики, особенно после окончания второй мировой войны? В своих предыдущих работах (см. «Введение».— Примеч. пер.) я исследовал цели и характер деятельности

* «Ридерс дайджест» («Читательское обозрение») — ежемесяч­ный американский журнал карманного формата, имеющий самый высокий в мире тираж — свыше 30 млн. экземпляров. Значитель­ная часть тиража журнала, около 14 млн. экземпляров, распростра­няется за границей на многих языках, представляя собой значи­тельный фактор идеологической экспансии американского импе­риализма. Примеч. пер.


многонациональных корпораций в области коммуни­каций. Возможно, здесь будет уместно повторить, что основным организационным подразделением современной мировой капиталистической экономики является много­национальная корпорация. Несколько сот этих гигант­ских агломераций капитала, принадлежащих главным об­разом американцам, господствуют на глобальном рынке в производстве и распределении товаров и услуг. Наибо­лее значительным, с нашей точки зрения, является то, что их господство простирается также на производство и распространение культурно-коммуникационной продук­ции.

Эти агрессивные империи бизнеса организуют миро­вой рынок наилучшим для себя образом, с учетом, разу­меется, недостаточных и часто минимальных ограниче­ний национального законодательства, а также различных уровней экономического развития в тех райопах, в кото­рых они действуют. Для того чтобы обеспечить себе устойчивые рынки сбыта и максимальные прибыли, мно­гонациональные корпорации стремятся оказать влияние и, если возможно, установить господство в сфере культу­ры и информации. Это не конъюнктурная или эпизодиче­ская необходимость, скорее это постоянная потребность, обусловленная рыночной системой во всех ее проявле­ниях — от вознаграждений до санкций.

Уильям Рид, анализируя деятельность тех, кого он называет «торговцами американских средств массовой информации» (почему не империалистами?), настаивает на том, что экономические, и только экономические, фак­торы определяют всемирное распространение и проник­новение культурно-информационной продукции, изготов­ленной в Соединенных Штатах:

«Каждая коммерческая организация, изготовляет ли она автомобили или производит кинофильмы, имеет так называемую «нижнюю линию», отделяющую в финансо­вом гроссбухе прибыли от убытков... Именно эта «ниж­няя линия» побуждает американские средства массовой информации добиваться доступа на иностранные рынки, и именно эта линия является тем критерием, которым они руководствуются, рассматривая вопрос о распростра-непии своей продукции за границей... Они добиваются доступа туда ради прибылей»3.

Безапелляционно изложив это положение, Рид счел, что он опроверг существование культурного империализ-


ма, потому что действительно проникновение происходит на экономической основе. Однако подобный чисто эконо­мический детерминизм не учитывает многие последствия того процесса, который Рид стремится проанализировать. Хотя экономические соображения и лежат в основе куль­турного проникновения, влияние этого явления прости­рается далеко за пределы стремления к прибыли кучки огромных и влиятельных монополий печати и телевиде­ния и культурных конгломератов. Проникновение в об­ласть культуры, происходившее в течение последних десятилетий, охватывает все социальные институты це­лых регионов планеты. И хотя это также происходит главным образом по экономическим причинам, воздейст­вие такого проникновения неизбежно сказывается на индивидуальном и общественном сознании соответствую­щих регионов.

Рассмотрим для примера деловую (статистически) практику типичной многонациональной корпорации. Корпорация имеет средства производства в двух десят­ках стран. Процесс принятия решений, либо в высшей степени централизованный в стране местопребывания штаб-квартиры (обычно в Соединенных Штатах), либо предоставленный более или менее автономным менедже­рам в филиалах на трех или четырех континентах, нуж­дается в координации. Но еще важнее то, что они долж­ны следовать философии и общей линии, выработанной на высшем уровне корпорации, где бы она ни находи­лась. Как достигается подобное единообразие? Главным образом, как выразился один автор, путем «трансмиссии культуры бизнеса».

Несколько элементов участвуют в этом процессе: перевод руководящего аппарата на работу в филиалы; под­готовка бизнесменов как внутри фирмы, так и в специ­альных школах бизнеса за границей, специально создан­ных для подготовки управляющих и рабочих междуна­родных компаний из числа местных жителей; внедрение английского как общего языка международного бизнеса (например, «Филипс», гигантская голландская многона­циональная корпорация, в настоящее время использует английский как единственный язык для всей внутренней переписки); использование опыта и ресурсов (главным образом) американских рекламных агентств, компаний по исследованию рынков сбыта и институтов по изуче­нию общественного мнения.


Результатом этих разнообразных, но взаимосвязанных действий является так называемый культурный захват общества. Деятельность, которая приводит к господству в области культуры, начинается с экономических акций, но это обстоятельство ни в коей мере не уменьшает воздействия на культурный ландшафт страны проник­новения. Более того, если эта страна решит производить свою собственную культурно-коммуникационную продук­цию, она не может избежать первоначального стремле­ния к прибыльности, свойственного корпоративному капи­тализму.

После того как процесс захвата начался, он распрост­раняется на все институты страны проникновения. Со­циальные процессы тесно взаимосвязаны, и развитие из одного канала может переключаться на другой. Кроме того, современная мировая система безжалостна в своих потребностях. С того момента, как тот или иной регион или нация полностью включается в систему американ­ского империализма, они вынуждены — с учетом уровня развития и степени политической независимости — при­спосабливать свое производство, занятость трудовых ре­сурсов, характер специализации и распределения капи­таловложений к нуждам мировой капиталистической эко­номики.

Разумеется, международная система господства су­ществовала сотни лет. В данном случае мы рассматри­ваем трансформацию этой системы — перераспределение центров власти, изменение источников эксплуатации, со­временные методы организации и контроля.

В этом смысле концепция культурного империализма, существующая в настоящее время, лучше всего объяс­няет сумму процессов, в результате которых общество превращается в современную мировую систему, и то, как его правящая верхушка привлекается и иногда подку­пается для перестройки социальных институтов, с тем чтобы они соответствовали ценностям и структуре гос­подствующего центра американского империализма.

Для успешного проникновения держава, стремящая-ся к господству, должна захватить общественные сред­ства информации *. Это достигается главным образом

* Термин общественные средства информации используется здесь для обозначения того, что обычно называют средствами мас­совой информации. Я согласен с Сейзом Хамелинком, что термин







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.