Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация об используемом учебнике.






Настоящая рабочая программа соответствует учебникам:

- Литература. 5 кл. Коровина В.Я., Журавлёв. В.П., Коровин.В.И.- М.:

Просвещение, 2009 год;

- Литература. 6 кл. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П.- М.: Просвещение, 2009 год;

- Литература. 7 кл. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009г.

- Литература. 8 кл. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2009г.

-Литература. 9 кл. Коровина В, Я., Коровин В.И., Збарский И.С.- М.: Просвещение, 2009 год.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Литература 5 класс, 68 часов, 2 часа в неделю.

1.Введение. Книга в жизни человека.

 

2. Устное народное творчество.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

Сказка «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой. Художественный мир сказки. Иван-царевич и противники.

Народная мораль в сказке. Фантастика. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

Знать: малые жанры фольклора, что такое сказка, виды сказок.

Уметь: пересказывать сказку, сочинять загадки, частушки, приговорки.

Применять: чтение по ролям, выразительное чтение.

 

 

3. Древнерусская литература.

Возникновение д/р литературы. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Знать: когда возникла д/русская литература.

Уметь: передавать содержание повести.

Применять: для развития речи.

 

4. Русская литература XVIII века.

М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы

Знать: сведения о детских годах Ломоносова, о его литературной деятельности.

Уметь: определять главную мысль юмористического нравоучения.

Применять: для общего развития.

 

5. Литература XIX века.

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Басня «Свинья под дубом». Басня «Ворона и лисица». Понятие об аллегории и морали.

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки. Черты народа и литературной сказки

Баллада «Кубок». Понятие о балладе. А. С. Пушкин.. Детство и лицейские годы поэта. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. Рифма, ритм, строфа. Мои любимые сказки А. С. Пушкина.

А. Погорельский «Чёрная курица» или «Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки В. М. Гаршин «Attalea Princeps» Героическое и обыденное в сказке.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино» Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор. Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Есть женщины в русских селеньях…» Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни. Нравственное превосходство Герасима. А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь» Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика. А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Знать: биографии поэтов и писателей XIX века, жанровые признаки произведений.

Уметь: понимать иносказательный смысл произведений, их мораль.

Применять: чтение наизусть.

 

 

6.Литература XIX века.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино» Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор. Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Есть женщины в русских селеньях…» Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни. Нравственное превосходство Герасима. А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь» Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика. А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Лирика.

Знать: о детстве писателей и поэтов 19 века, основы их произведений.

Уметь: выразительно читать.

Применять: чтение наизусть, выразительное чтение.

 

7.Литература XX века.

И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Костцы». В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Изображение города и его обитателей в повести «В дурном обществе». С. А. Есенин. Слово о поэте. «Я покинул родимый дом». П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы

К. Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы в сказке «Тёплый хлеб». С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы

Юмор в сказке «Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе Маршака. А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя р-за «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира в рассказе. В. П.Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового озера.

И. А. Бунин. Ден-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Образ Родины. Анализ стихов о природе. Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник».

Юмор в образе Саши Чёрногою «Игорь-Робинзон». К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Знать: сведения о поэтах и писателях xx века, их произведения.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведения.

Применять: анализ стихов, пересказ, выразительное чтение.

 

8.Зарубежная литература.

Р. Стивенсон. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение в силе человеческого духа.

Характер главного героя романа. Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Жорж Санд. «О чём говорят цветы». М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Черты характера героев. Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя.

Знать: сведения о писателях.

Уметь: самостоятельно работать с учебником.

Применять: анализ стихов, пересказ, выразительное чтение.

 

 

Литература 6 класс, 68 часов, 2 часа в неделю.

1.Введение.

 

2. Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор. Калено-обрядовые песни. Пословицы и поговорки.

Знать: малые жанры фольклора.

Уметь: их различать самостоятельно.

Применять: сочинять загадки, частушки, приговорки.

 

3.Древнерусская литература.

«Повесть «временных лет».

«Сказание о белгородском киселе».

Знать: определение древнерусской литературы.

Уметь: чувствовать связь времён.

Применять: художественный анализ летописей.

4. Произведения русских писателей XVIII в.

Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».

И. А. Крылов. «Осёл и соловей».

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

Знать: понятие басни.

Уметь: чувствовать связь времён.

Применять: художественный анализ летописей, басен.

 

5. Произведения русских писателей XIXв.

А. С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник», «Пущину».

«Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

История романа «Дубровский». Ссора Троекурова и Дубровского.

Суд и его последствия.Прощание В. Дубровского с отцом и родным домом.

Пожар в Кистенёвке. Учитель. Маша Троекурова и Дубровский. Два мальчика. Развязка романа. «Повести Белкина» М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стихотворения «Тучи», «Три пальмы» Мотив одиночества в лирике Лермонтова. И. С. Тургенев. «Бежин луг». Характеристика героев рассказа.

Рассказы героев «Бежина луга». Пейзаж в рассказе «Бежин луг».

Н. А. Некрасов. Главная тема – поэзия. Стихотворение «Железная дорога»

Картина подневольного труда и мысль о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога». Н. А. Некрасов. «Дедушка»

Трёхсложные размеры стиха.. Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Мой любимый юмористический рассказ Чехова.

Знать: двусложные размеры стиха, понятие композиции.

Уметь: ориентироваться в жизни писателей и поэтов.

Применять: анализ произведений.

 

6. Произведения писателей XX века.

А. С. Грин. Жизнь и творчество. «Алые паруса».

А. П. Платонов. Жизнь и творчество. «Неизвестный цветок».

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни. Нравственные проблемы рассказа.

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Смысл названия рассказа «Уроки французского». В. М. Шукшин. «Срезал». Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

А. Блок, С. Есенин. А. Ахматова, Н. Рубцов, Г. Тухай, К. Кулиев.

Знать: биографии писателей.

Уметь: работать с текстом.

Применять: пересказ, анализ текста.

 

 

7. Зарубежная литература.

Понятие о мифе. Подвиг Геракла. «Скотный двор царя Авгия»

Подвиг Геракла. «Яблоки Гесперид». Легенда об Арионе. Гомер. Гомеровский эпос. «Одиссея». Гомер. «Иллиада». Мигель де Сервантес Сааведра. И. Ф. Шиллер. «Перчатка». П. Мериме. «Матео Фальконе»

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Знать: понятие о мифе, легенде.

Уметь: показать мироустройство в мифах.

Применять: выразительное чтение, анализ.

 

Литература 7 класс 68 часов, 2 часа в неделю.

1. Вводный урок.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении, личность автора, его труд, его позиция и авторское отношение к героям.

Требования к уровню подготовки:

Знать: изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Уметь: ориентироваться в содержании учебника.

Применять: умение ориентироваться в учебнике.

 

2. Устное народное творчество.

Предания. Понятие о былине «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, физическая сила). «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. Анализ былин «Садко», «Вольга и Микула Селянинович». Карело-финский эпос «Калевала». Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Меткость и точность пословиц.

Требования к уровню подготовки:

Знать: историю возникновения преданий и былин.

Уметь: отличать предание от былины, былину от сказки. Дать понятие о новых жанрах фольклора.

Применять: художественный анализ преданий и былин, пословиц и поговорок.

 

3. Древнерусская литература.

«Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы. Гимн Любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Требования к уровню подготовки:

Знать: определение жанра летописи.

Уметь: анализировать повесть.

Применять: характеристику героев.

 

4. Литература XVIII века.

Стихотворения М.В. Ломоносова. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». Научные истины в поэтической форме, юмор стихотворения «Случились вместе…».

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.

Требования к уровню подготовки:

Знать: биографии Ломоносова и Державина.

Уметь: анализировать стихи и оды Ломоносова и Державина.

Применять: выразительное чтение.

 

5. Русская литература XIX века.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. «Станционный смотритель».

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно-народного творчества, оценка героев с позиций народа, образ гусляров. Язык и стих.

Стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои. Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Сопоставление Остапа и Андрея, смысл этого сопоставления. Поэтический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Развитие понятия о литературном герое. Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

 

И.С. Тургенев «Бирюк». Герои рассказа И.С. Тургенева. Стихотворения в прозе, «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Сюжет композиция, герои поэмы Некрасова «Русские женины».

Стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.

А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Дикий помещик». Сатира на социальные и нравственные пороки общества.

Лев Николаевич Толстой. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявление героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. А.П. Чехов «Злоумышленник», «Тоска». Человек и общество. Юмор в рассказе.

Стихотворения русских писателей о родной природе.

Требования к уровню подготовки:

Знать: жизненный и творческий путь писателей 19 в., содержание их произведений; литературоведческие понятия, изученные в разделе.

Уметь: определять историко-литературное и жанровое своеобразие произведений, анализировать изученные художественные произведения, давать характеристику героям.

Применять: выразительное чтение, различные виды пересказов, литературоведческие термины, изученные в разделе, чтение по ролям, план характеристики литературного героя.

 

6. Русская литература XX века.

И.А. Бунин. «Цифры», «Лапти». Внеклассное чтение. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И.А. Бунина по выбору учителя и учащихся.

Максим Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, Бабушка, Цыганок, «Хорошее Дело»). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко. Подвиг во имя человека.

Л.Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.

В.В. Маяковский. Слово о Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

 

 

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворения.

Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Любовь и уважение к человеку. Осознание необходимости сострадания, сопереживания. «В прекрасном и яростном мире».

Сочинение «Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?»

Стихи Б.Л. Пастернака.

Творчество Александра Трифоновича Твардовского. «Братья». Радостные воспоминания о детстве, размышления о родных, об их трудных судьбах. А.Твардовский. «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».

Внеклассное чтение. Стихотворения о Великой отечественной войне.

Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.

Евгений Иванович Носов. «Кукла» («Акимыч»). Отношение к природе, к миру. Протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему. Е.И. Носов «Живое пламя».

Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление.

Д.С. Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

М.М. Зощенко. «Беда».

Расул Гамзатов. Жизнь и творчество.

Тихая моя родина. Стихи о природе.

Требования к уровню подготовки:

Знать: биографию писателей XX в., изученных в разделе, содержание их произведений; литературоведческие термины, изученные в разделе.

Уметь: анализировать художественные произведения, изученные в разделе, составлять различные виды планов, выразительно читать стихи.

Применять: различные виды пересказов, навыки анализа художественного произведения, литературоведческие термины, изученные в разделе.

 

7. Зарубежная литература.

Роберт Бернс. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.

Джордж Гордон Байрон. Жизнь и творчество. «Ты кончил жизни путь, герой!...» Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Японские трехстишия (хокку).

О.Генри. «Дары волхвов».

Р. Бредбери. «Каникулы».

Требования к уровню подготовки:

Знать: жизненный и творческий путь авторов и содержание их произведений, понятие о японских хокку.

Уметь: анализировать изученные художественные произведения.

Применять: различные виды пересказа, выразительное чтение. Навыки анализа художественного произведения.

 

 

Литература 8 класс 68 часов, 2 часа в неделю.

1. Русская литература и история. Литературная жизнь Тамбовского края XVII-XXI веков.

Литературная жизнь Тамбовского края XVII-XXI веков.

Требования к уровню подготовки:

Знать: особенности связи литературы и истории, понятие «литературная жизнь края».

Уметь: ориентироваться в содержании учебника.

Применять: умение ориентироваться в учебнике.

 

2. Устное народное творчество.

«Помню я еще младешенька была…», «Ай вы, ветры, ветры буйные…» и другие русские народные песни. Лирическая песня как вид (жанр) народной обрядовой песни, народной поэзии. Отражение в песни душевной красоты, идеалов и чаяний крестьянина, нравственных устоев крестьянской жизни. Предания «О Пугачева», «О покорении Сибири Ермаком».

Требования к уровню подготовки:

Знать: особенности художественной формы произведений УНТ.

Уметь: видеть отражение жизни народа в произведениях УНТ.

Применять: выразительное чтение.

 

3. Древнерусская литература.

Житие князя Александра Невского. «Суд Шемякин» – сатирическое произведение XVII века.

Требования к уровню подготовки:

Знать: понятие о житие, о демократической литературе.

Уметь: идейно-художественное своеобразие произведений древнерусской литературы.

Применять: выразительное чтение, чтение по ролям.

 

4. Русская литература XVIII века.

Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев.

Требования к уровню подготовки:

Знать: биографию Карамзина, понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Уметь: проследить дух сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести.

Применять: выразительное чтение, пересказ.

 

5. Русская литература XIX века.

И.А. Крылов. Басни. К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с историей».

Александр Сергеевич Пушкин. Творческая история повести «Капитанская дочка». Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов; Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и к народному восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народного творчества в повести. Роль эпиграфов. Углубление понятия о художественном образе – характере.

Развитие речи. Сочинение по повести «Капитанская дочка».

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения. Композиция. Образ Мцыри в поэме. Своеобразие поэмы.

Развитие речи. Сочинение по поэме «Мцыри».

Николай Васильевич Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор». История создания комедии. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Значение авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. «Ревизор» в театре и кино.

Знакомство с родами и видами (жанрами) литературы. Драматические произведения. Комедия.

Иван Сергеевич Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». Образ «тургеневской» девушки: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки. Сказки.

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Лев Николаевич Толстой. «После бала». Сила воздействия рассказа на читателя. Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Автор и рассказчик в произведении. Развитие понятия о сюжете и композиции. Антитеза как способ построения произведения.

Развитие речи. Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».

Поэзия родной природы. Баратынский Е.А. Связь с Тамбовским краем. Державин Г.Р.

Стихи поэтов XIX века о родной природе.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Требования к уровню подготовки:

Знать: жизненный и творческий путь писателей XIX века; содержание произведений, изученных в разделе «Литература XIX века»; понятия о пейзаже, эпитете, басне, думе, лирическом произведении, о стихотворном размере, о лирическом герое, о балладе, о поэме; о теме, идее, сюжете и композиции литературного произведения; о литературных направлениях, о драматическом произведении, о комедии, об экспозиции, завязке, развитие действия, кульминации, развязке в драматическом произведении; о повести, о фабуле, о герое-повествователе в художественном произведении.

Уметь: анализировать лирическое произведение, повесть, драму; составлять характеристику героя; выделять тему и идею произведения, его композицию, находить завязку и развязку действия, кульминационное событие; делать сообщения на заданную тему, писать сочинения и рефераты; определять стихотворный размер, жанр лирического произведения.

Применять: подробный пересказ, выборочный пересказ, краткий пересказ, выразительное чтение и чтение по ролям, план анализа лирического произведения, план характеристики героя, аналитическую беседу, литературные термины и определения.

 

6. Русская литература XX века.

И.А. Бунин. Слово о писателе. И.А. Бунин «Кавказ». Тема любви в рассказе.

И.А. Куприн. Нравственные проблемы в рассказе «Куст сирени».

М. Горький. «Явление босяка в творчестве писателя. М. Горький. «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. А.А. Блок «На поле Куликовом».

С.А. Есенин «Пугачев» - поэма на историческую тему.

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем».

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

С.Н. Терпигорев. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края.

Сатира и юмор в рассказах Теффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни».

Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин». (главы из поэмы: «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»). Композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости, оптимизма, других светлых черт русского национального характера в поэме. Тема «большой» и «малой» Родины в поэме. Народнопоэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

Е.И. Замятин. Связь творчества с Тамбовской землей.

А. Платонов. «Возвращение».

 

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Отражение довоенного времени в рассказе В.П. Астафьева.

Русские поэты о родине, родной природе и о себе.

А.М. Жемчужников. Стихи из сборников «Песни старости» и «Прощальные песни».

М.Цветаева. Повесть «Вольный проезд».

А.С. Серафимович «Тамбовский мужичок в Москве».

Требования к уровню подготовки:

Знать: жизненный и творческий путь авторов из раздела «Русская литература XX века», содержание их произведений; понятия «беллетристика», «новелла», «метафора», «олицетворение», «юмор», «сатира», «гипербола», «гротеск».

Уметь: читать и выявлять нравственный смысл произведения и способы его выражения; анализировать прочитанное, составлять планы, характеристики героев; сочувствовать и сопереживать; видеть в художественной литературе историческое наследие, глубокий воспитательный смысл.

Применять: рассказ, пересказы, сообщения, выразительное чтение наизусть и по ролям навыки самостоятельного вдумчивого чтения.

 

7. Зарубежная литература.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в творчестве Шекспира. Конфликт живого чувства и предрассудков, юной любви и враждебности, культивируемой взрослыми. Сила чувств юных, их преданность друг другу.

Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера».

В. Скотт «Айвенго».

Требования к уровню подготовки:

Знать: биографию писателей и содержание их произведений.

Уметь: вдумчиво читать и анализировать художественное произведение.

Применять: навыки самостоятельного вдумчивого чтения, аналитическую беседу.

 

 

Литература 9 класс, 102 часа, 3 часа в неделю.

1. Вводный урок.

 

2. Литература Древней Руси.

История открытия «Слова о полку Игореве». Художественные особенности «Слова…»

Знать: определение древнерусской литературы, историю «Слова…».

Уметь: чувствовать связь времён.

Применять: художественный анализ летописей.

 

 

3. Классицизм в русском и мировом искусстве.

М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление». «Ода на день восшествия»

Г. Р. Державин. «Властителям и судиям». «Памятник». А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин – писатель и историк.

Знать: понятие «классицизм».

Уметь: давать понятие жанру оды.

Применять: анализ стихов.

 

4. Литература XIX века. Романтизм.

В. А. Жуковский.. «Светлана». А. С. Грибоедов. Личность и судьба.

«Горе от ума». Знакомство с героями. «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. Чацкий в поединке с «обществом».

Смысл названия комедии И. А. Гончаров. «Мильон терзаний» Обучение конспектированию.

А. С. Пушкин. Жизнь и судьба. Дружба в лирике А. С. Пушкина. Проблема свободы служения Родине. («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»)

Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Роман «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция.

Характер Онегина, причины его разочарованности в жизни. Онегин и Ленский. Поместное дворянство в романе. Татьяна и Ольга. Письмо Татьяны как выражение её чувств. Исповедь Онегина Завязка трагического конфликта

Трагическая гибель Ленского. «Без Онегина». Татьяна и Онегин. Проблемы счастья в романе. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики. «Смерть поэта» «Герой нашего времени» - первый психологический роман в литературе. Анализ повести «Бэла» Анализ повести «Максим Максимыч» Анализ повести «Тамань» Анализ повести «Княжна Мери»

Анализ повести «Фаталист». Н. В. Гоголь.. Страницы жизни и творчества. Цикл «Петербургские повести». «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета. Чичиков и помещики. Деталь как средство создания образов. Образ Чичикова. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи» (отрывок)

А. Н. Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета.

Л. Н. Толстой. Обзор содержания биографической трилогии «Юность»

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека в русской литературе XIX века. А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Знать: понятие «романтизм».

Уметь: давать анализ баллады.

Применять: для выразительного чтения.

 

5. Русская литература XX века.

И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». А. А. Блок. Слово о поэте. Лирика. С. А. Есенин. Тема Родины в лирике. Размышления о жизни, любви, природе.

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!..» Новаторство поэзии Маяковского. М. А. Булгаков. Обзор содержания повести «Собачье сердце»

М. И. Цветаева. Лирика. А. А. Ахматова. Лирика. Н. А. Заболоцкий. Лирика.

М. А. Шолохов. «Судьба человека» Б.Л. Пастернак. Лирика.

А. Т. Твардовский. Лирика. А. И. Солженицын. «Матрёнин двор».

Знать: обзор творчества поэтов и писателей.

Уметь: давать анализ произведения.

Применять: выразительное чтение.

 

6. Зарубежная литературы.

Гай Валерий. Катулл. Квинт. Гораций Флакк. Данте Алигьери. Уильям Шекспир. И. В. Гёте.

Знать: обзор творчества зарубежных авторов.

Уметь: анализировать произведения.

Применять: выразительное чтение, анализ.

 

7. Литературное краеведение.

Сергеев-Ценский. «Печаль полей» (главы из поэмы). А. А. Платонов. «Город Градов». А. И. Солженицын «Случай на станции Кочетовка».

Тема Великой Отечественной войны в творчестве тамбовских авторов.

Поэзия. Милосердов С. С., Дорожкина В. Т. И др.

Акулинин А. М. «Крепость на Цне». Герасин В. И., Кудрин В. А., Стрыгин А. В., Аршанский В. С. «Странный мальчик», Селивёрстов В. И. «Державин – правитель Тамбовский».

Знать: биографию авторов.

Уметь: анализировать произведения.

Применять: выразительное чтение, анализ.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5класс (68 часов)

Раздел Время, отведенное на изучение раздела Из них время, отведенное на проведение контрольных мероприятий
Введение. Книга в жизни человека.   -
Устное народное творчество.   -
Древнерусская литература.   -
Русская литературы XVIII века.   -
Литература XIX века.    
Литература XX века.    
Зарубежная литература.    
Резерв.   -

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.