Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Текущее обслуживание

Раздел 2. Адаптация

Цель: Адаптацияобразовательной программы к конкретным ус­ловиям функционирования.

Содержание деятельности:

модификация программного содержания;

— констатация результатов адаптации программного содержания.

Раздел 3. Текущее обслуживание

Цель: Обеспечение концептуальной целостности программного содержания ипсихолого-педагогических воздействий в конкретных условиях функционирования образовательной программы.

Содержание деятельности:

психологизация программного содержания в контексте реаль­ного педагогического процесса;

— констатация показателей динамики развития в соответствии с программными требованиями.

—Рассмотренное выше психологическое обслуживание образо­вательных программ определяет содержательный компонент сис­тем психологического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении. Но, как и всякая система специального обеспечения, она включает также и процессуальный компонент, который позволяет оптимизировать педагогические воздейст­вия. Известно, что всякие специально организованные воздейст­вия на детей должны быть психологически обоснованными. По этой причине при организации занятий в дошкольном учрежде­нии как формы специально организованной деятельности психолог помогает педагогу ответить на вопросы: «Что делать?» и «Как де­лать?»

13. Требования к психологическому кабинету.

Кабинет психолога - специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а также, это - часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности.
Что касается массового образовательного учреждения, где дети проводят большую часть времени и один психолог обслуживает большой контингент детей, необходимо рассматривать рабочее место психолога как часть жизнедеятельностной среды. И эта среда должна отвечать общим принципам " обогащенности, наукоемкости и содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка". Эта среда должна отвечать также критериям функционального комфорта.

Первое условие. Кабинет психолога удобней расположить на первом этаже, так как психологи принимают не только детей, посещающих учреждение, но и их родителей.

Второе условие: должна быть максимальная изоляция, как территориальная, так и звуковая. Имеется ввиду, два особо важных момента: кабинет не должен быть проходным или смежным с такими помещениями как физкультурный и музыкальный залы.
Третье условие: кабинет - это условное обозначение места работы психолога. Более правильно будет представить его как помещение, разделенное на три сферы деятельности, каждая из которых весьма специфична и по оснащению, и по функциональному назначению: диагностическая, коррекционная, релаксирующая.

Специально оборудованный кабинет практического психолога (КПП) может функционировать на базе обычного кабинета учебно-воспитательного, образовательного учреждения. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекции-онной помощи различным категориям населения, в том числе учащимся разного уровня развития и возраста, их родителям, а также решение проблем социально-психологической реабилитации и адаптации.

Для кабинета практического психолога должно быть отведено помещение или отдельный класс, площадью не менее 25-30 м, с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.

Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время в связи с повышенной сухостью воздуха для его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт»; желательно иметь установку для кондиционирования воздуха. Оптимальной считается температура от 20 до 22° C.

Звукоизоляция. Для изоляции от шумов коридора комната может быть оборудована двойной дверью. Максимальная громкость звучания записей - 30 дБ (приглушенная речь). Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.

Материально-техническое оснащение и организация пространства кабинета
Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованном помещении, которое должно отвечать соответствующим условиям и требованиям к техническому обеспечению и оснащению психологического кабинета:

Технические средства: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр с набором видео и аудиокассет, компьютер, принтер, ксерокс, видеокамера.

Методические материалы: практические материалы для психологической работы в школе; набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека практического психолога; раздаточный материал для учащихся, родителей и учителей, участников групп социально-психологического тренинга или для других групповых занятий.

Документация: В кабинете психолога должны стоять папки с необходимой документацией

14.Сущность психологизации педагогического процесса в образовательном учреждении.

 

15.Требования к психологическому инструментарию.

Требования, предъявляемые к психологическому инструментарию – это требование соответствия, требование комплектации и требование монофункциональности.

Требование соответствия включает в себя соответствие оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (авторском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Варьирование заданных в тестах и методиках параметров размера, цвета, формы недопустимо. Например, в методике «Последовательность картинок» серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету и т.д. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответство­вать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения.

Требование комплектации относится к необходимос­ти наличия и применения стимульного и интерпретационного материалов. Если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Например, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных.

Психологический инструментарий должен отвечать требованию монофункциональности. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства как модификацию другого. Психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Например, варианты печатного стимульного материала (комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное использование.

Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как о средстве профессиональной деятельности, необходимо соотно­сить его не только с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, но и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и комплектации.

16.Содержание психологизации стратегий воспитания детей.

17.Обзор нормативной документации детского практического психолога.

Нормативная документация — это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. В перечень нормативной документации входят:

Конвенция ООН о правах ребенка.

Положение о психологической службе в системе образования.

Положение о практическом психологе.

Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста).

Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением.

Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования.

При оформлении специалиста на основе договора или контракта психолог и администрация детского учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.

 

18.Основные психологические установки, определяющие стратегию воспитания детей. 19.0бзор специальной документации детского практического психолога.

Специальная документация — это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида — свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель — ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).

Выписка считается внешним видом документации и оформляется по запросу как частных лиц (родителей, воспитателей, педагогов), так и по официальному запросу государственных учреждений (детских садов, школ, поликлиник, центров, специализированных учреждений).

Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и о многом другом.

Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога.

20.Взаимосвязь детской практической психологии и педологии.

21.Обзор организационно-методической документации детского практического психолога.

Целью организационно-методической документации является организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога. По причине пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.

В организационно-методическую документацию входят: хронометраж рабочего времени практического психолога в дошкольном учреждении; график работы практического психолога в дошкольном учреждении; годовой план работы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцированный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологических запросов; отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам за год).

Коррекционная карта представляет собой развернутую «картину» психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики, т.е. программы.

Теперь остановимся на протоколах диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью. Протокол в данном случае рассматривается как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком — взрослым.

заключительным в перечне специальной документации психолога является карта (история) развития как совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.

22.Основные достоинства педологии, обеспечившие ее широкое распространение в начале 20 века.

23. Требования к организации психологической службы в учебном заведении.

Для организации работы психолога создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми и оснащенный соответствующим оборудованием: набором психологических методик, аппаратурой для психодиагностики и т.п.

График работы психолога согласовывается с администрацией детского учреждения и утверждается руководителем по профессиональной линии. При составлении учитывается необходимость работы по повышению квалификации. На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.

Вопрос оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, права иметь дополнительную учебную нагрузку решаются в соответствии с нормативными документами.

Педагог - психолог пользуется в своей деятельности требованиями, прописанными в положении о службе практической психологии в системе образования РФ (приложение 1).

Педагог - психолог МОУ руководствуется в своей деятельности:

-Конституцией РФ,

-Законами, постановлениями и решениями Правительства РФ и федеральных органов управления образованием (в частности, Законом РФ об «Образовании»);

- Декларацией прав и свобод человека;

- Конвенцией ООН о правах ребёнка;

- Положением о службе практической психологии образования в РФ области, районе;

- Должностной инструкцией педагога-психолога.

24.Главные отличия практической детской психологии от теоретической по Э. Клапареду.

25.Обзор психических особенностей детей в период новорожденности и младенчества.

26.Проблемы отечественной практической психологии в начале 20 века.

27.Влияние восприятия на развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте.

28.Причина активного развития детской практической психологии в России в 20-30-е гг. 20 столетия.

29.Наиболее значимые виды деятельности для развития восприятия и мышления в первые годы жизни.

30.Задачи детской практической психологии.

Теоретические задачи возрастной психологии:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практические задачи возрастной психологии:

— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

 

31.Обзор развития самооценки детей в раннем и дошкольном возрасте.

32. Требования к организации психологической службы в образовательном учреждении.

33.Индивидуальные особенности ребенка и их влияние на развитие его личности.

34.Функциональные зоны психологического кабинета.

Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, рекомендуется деление кабинета на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:

  • зона первичного приема и беседы с клиентом
  • зона консультативной работы
  • зона диагностической работы
  • зона коррекционно-развивающей работы
  • зона игровой терапии
  • зона релаксации и снятия эмоционального напряжения
  • личная (рабочая) зона психолога
  • зона ожидания приема

Сложная зональная организация рабочего пространства кабинета психолога в идеальном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако проект типовых зданий отечественных школ и детских садов не предусматривает наличие специального помещения для психологической работы. Поэтому кабинет психолога может создаваться как на базе стандартного помещения или располагаться в каком-либо другом помещении, состоящем обычно из единственной комнаты, а может сочетать оба варианта.

Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую. Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону психолога, зоны групповой коррекционной работы и игровой терапии.

Если в силу объективных причин психолог не реализует какое-то направление работы – соответствующая зона может быть в кабинете не представлена.

35.Комплексный подход к психодиагностике детей.

36.Содержание понятия «психологический инструментарий».

37.Предмет и содержание диагностической деятельности практического психолога.

38.Сущность требований валидности, комплектации, репрезентативности, соответствия, стандартизации, монофункциональности, предъявляемых к психологическому инструментарию.

39.Классификация основных характеристик психического развития детей раннего и дошкольного возраста.

После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения. В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувство доверия к людям (чувство базового доверия, Э. Эриксон), а также так называемая готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства. В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения. В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.

40.Формы протоколов диагностического обследования детей.

Теперь остановимся на протоколах диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью. Протокол в данном случае рассматривается как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком - взрослым.

Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания психологических процедур. Требования касаются лишь единиц фиксирования.

Особенность оформления данного вида документации заключается, в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е. во время выполнения диагностических иди коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются post factum, по окончании процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога

Иногда психологи используют диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность. Это помогает сфокусировать внимание на других важных показателях, как-то: личностно-эмоциональные проявления (мимические комплексы, смена ролевых позиций и т.д.).

 

41.Специфика психодиагностических методов в контексте детской практической психологии.

42.Форма и содержание психологического заключения на материале диагностического общения.

43.Виды психодиагностических средств.

Среди психодиагностических средств, представляющих собой то, с помощью чего осуществляется психодиагностическая деятельность, различают три вида: а) средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объекта психодиагностики; б) средства психо-диагностического описания объекта практической деятельности психолога; в) средства описания психодиагностического процесса и построения психодиагностического заключения (к ним отно-сятся: психодиагностограммы, диагностические алгоритмы, ЭВМ, а также логические методы постановки психологического диагноза).

44.Специфика работы практического психолога с педагогическими коллективами и педагогами.

45.Этапы психологического обследования в условиях образовательного учреждения.

46.Психологический портрет педагога в контексте психологической помощи.

47.Правила тестирования детей разных возрастов.

48.Предмет и объект психологической коррекции в работе с учащимися и детьми дошкольного возраста.

49.Правила коррекционной деятельности детского практического психолога.

50.Предмет и объект психологической коррекции в работе с учителями и воспитателями.

51.Предмет и содержание психокоррекционных воздействий в условиях образовательного учреждения.

52.Профессиональное консультирование и помощь в работе с другими психологами.

53.Особенности организации и проведения психокоррекции в условиях образовательного учреждения.

54.Основные виды экспериментальной и неэкспериментальной деятельности практического психолога

55.0сновные направления психопрофилактической деятельности детского практического психолога.

56. Требования и нормы этики и профессиональных ограничений в деятельности детского практического психолога.

57.Особенности организации и проведения психопрофилактики в условиях образовательного учреждения.

58. Учет особенностей развития детей в консультационной, диагностической и тренинговой работе практического психолога.

59.Содержание и направление психологического просвещения в образовательном учреждении.

60.Профессионально значимые качества детского практического психолога.

Поэтому совершенно оправданно в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики.

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором.

2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Етапи розвитку колективу. | Л. Ваксман




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.