Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и место этнопедагогики в системе наук о человеке и ее связь с другими науками (философией, культурологией и др.)






Этнопедагогика тесно связана со многими учебными предметами. Это и " Культурология", и " Этнография", и " Этнология", и " Религиоведение", и " Этносоциология", и " Этнопсихология", и " Социальная антропология", и " Психология и педагогика межнационального общения" и др. Особую группу этнопедагогических наук представляет общая этнопедагогика. Она изучает общие закономерности, педагогические идеи, содержание воспитания человека, характерные всем народам. С их использованием разрабатывает основы обучения и воспитания для современных образовательных учреждений различных типов Связь общей этнопедагогики с этнофилософией является наиболее длительной, так как мировоззренческие идеи народов способствовали созданию педагогических идей, концепций, нравственного идеала. Этнофилософия определяет направления воспитания детей и формирования человеческой личности и служит методологическим основанием для этнопедагогических исследований. От системы народного мировоззрения зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, содержательных и технологических характеристик народного воспитания на современном этапе развития нашего общества. Этнофилософия ─ междисциплинарная отрасль знания, изучающая философию этноса, этничность, философские представления как системную составляющую духовной культуры этноса, особенности национальных философских традиций, этнометодологию, аспекты этнических и эстетических представлений, основания этноориентированных идеологий. Философия этноса является областью философских исследований: познавательный статус, основные подходы, исследовательские центры. Этнопсихология.

7. Сущность понятия «этнокультурное образование пространство».

Необходимой предпосылкой становления региональной темы этнокультурного образования является создание и развитие этнокультурного образовательного пространства в регионе. Под этнокультурным пространством подразумевается культурная «почва», «поле» для развития этнических культур, материальные условия развития национальных культур народностей, проживающих на территории региона. Этнокультурное пространство есть, с одной стороны необходимое условие для этнокультурного образования, с другой - отдельные его элементы, прежде всего социально-культурные институты общества и физические лица, воспроизводящие этнокультурное образование. Этнокультурное образовательное пространство - э то семья. материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы вузы, национально-культурные центры, кружки, курсы и т.д. Структурно оно состоит из двух органически взаимосвязанных частей: институциональная (школы, колледжи, вузы и т.д). неформальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей и т.д.) На эту классификацию накладывается другая: в этнокультурном образовании выделяются три последовательных логически связанных процесса: пропедевтика, обучение и погружение в практику. Есть возможность, совместив эти два подхода, предложить в качестве концептуального решения следующую структуру этнокультурного образования в содержательном контексте. На стадии пропедевтики осуществляется первое приближение к решению проблемы этнической идентификации.

8. Этнопедагогическое образование студентов высшей школы: цели, реалии и перспективы.

Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы разработана д.п.н. Сакыпжамал Аскаровной Узакбаевой и к.п.н. Кларой Жантуриевной Кожахметовой. Имеется текст концепции как на казахском, так и на русском языках. Центральное место в этнопедагогической подготовке будущего учителя, по мнению академика Г.Н.Волкова, занимает общая этнопедагогика, трактуемая как обязательная учебная дисциплина в системе высшего педагогического образвания. По содержанию общая этнопедагогика рассматривается как введение в этнопедагогику, т.к. предметом ее являются общие основы, «необходимые общие сведения по этнопедагогике (народная педагогика, традиционная пдагогика, традиционная культура воспитания, народная педагогическая культура, педагогическая мудрость, традиционные формы воспитания, обыденное педагогическое сознание, фольклорная педагогика и др.) Программное, обязательное изучение общей этнопедагогики предполагает расширение, углубление знаний по национально-религиозной и частной этнопедагогике». Национально-религиозная этнопедагогика позволяет детально, как отмечает Волков, разобраться в общности народных педагогических культур, в их духовно-нравственных взаимных связях. Спецкурсы, по мнению автора, могут быть как обширными, так и узкоспециализированными: «Этнопедагогика народов РФ», «Этнопедагогика славянских народов», «Этнопедагогика народов Средней Азии», «Этнопедагогика народов северного Кавказа», «Воспитательные традиции буддизма» и др. Автор также учитывает и возможность этнопедагогического освоения конкретных сторон воспитательной деятельности: «Этномузыкальная культура», «Этнохудожественное творчество», «Народный этикет» и др. Выражая свое согласие с мнением академика Волкова, Узакбаева и Кожахметова, однако, считают целесообразным ввести в учебный план педагогических вузов в качестве основных профилирующих учебных дисциплин «Казахскую этнопедагогику», «Историю казахской этнопедагогики» как педагогику коренного этноса государства, а также факультативы, спецкурсы по выбору с целью глубокого освоения воспитательных возможностей казахской этнопедагики: «Казахская музыкальная культура», «Ораторское искусство казахов», «Эстетическое воспитание в казахской народной педагогике» и др.

 

9. Этнопедагогическое образование – основа гуманизации подготовки будущих учителей.

В многонациональной стране необходимо духовное обновление, одним из путей которого является этнопедагогическое образование детей и молодежи, в первую очередь, конечно, учителей. Появление инновационных образовательных учреждений, отражающих поиск путей реализации принципов народности и регионализации, вызывает потребность в педагогах, способных на всестороннее осмысление общечеловеческих ценностей через национальную музыкальную культуру своего народа и готовых воплотить их в образовательный процесс.Этнопедагогическая подготовка учителя является существенной составляющей его профессиональной подготовки, которая должна осуществляться в пространстве культуры, интегрируя исторические традиции и современные тенденции. Историко-теоретический анализ отечественного опыта подготовки учителя народных школ середины XIX - начала XX вв., современной теории и практики этнопедагогической подготовки учителя свидетельствует о ее поликультурной направленности, комплексном и системном характере. Музыкальная подготовка является органичной частью общей этнопедагогической подготовки, тесно связана со всеми компонентами народной культуры (изучением языка, истории, быта народа).

 

Содержание этнопедагогического образования.

Образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры в практике педагогического процесса называется этнокультурным образованием. При этом в процессе этнокультурного образования школа является одной из составных частей этнокультурного пространства. Этнокультурное пространство - это культурная почва, поле для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей. Составные части - семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, ВУЗы, национально-культурные центры, кружки и курсы. Этнокультурное пространство является, таким образом, и условием, и средством этнокультурного образования. Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.