Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

 

Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами. Оригами:

• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
• Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
• Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.

При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Модульное оригами (складывание фигур из треугольников), и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его треугольники должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов. Таким образом, занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

И последним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства. Немаловажен тот факт, что занятия оригами позволяют организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.


Цель данной программы – формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
• Познакомить с основным приемом складывания базовой детали - модульного треугольника;
• Учить читать технологическую карту;
• Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
• Учить читать схемы;
• Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.
• Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
• Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- Объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- Метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично - поисковый.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике модульного оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю 45 минут (один академический час)


Предполагаемые результаты:


Дети должны знать:
Что такое оригами;
• Историю возникновения оригами;
• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника;
• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки

бумаги, картона, и других материалов.
• Приемы складывания модулей;
• Правила техники безопасности;

 

Дети должны уметь:
• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
• Собирать игрушки – «оригамушки»;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Учащиеся должны овладеть навыками:
• Разметки листа бумаги
• Складывания базового модуля
• Резания


Формы подведения итогов кружка

 

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.

Календарно – тематический план.

№п/п Тема занятия Количество часов
  Знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами. Первые навыки изготовления модулей  
2-3 «Стрекоза». Изготовление модулей  
  «Стрекоза». Начало сборки.  
5-6 «Стрекоза». Завершение работы.  
7-10 «Ёлочка».Подготовка модулей.  
11-12 «Ёлочка». Начало сборки.  
13-14 «Ёлочка». Завершение работы.  
15-18 «Торт». Подготовка модулей.  
19-20 «Торт». Начало сборки.  
21-22 «Торт». Завершение работы  
23-25 «Лебедь»/радужный или белый/.Подготовка модулей  
  «Лебедь» /радужный или белый/. Начало сборки.  
27-29 «Лебедь» /радужный или белый/. Завершение работы.  
30-33 Самостоятельная творческая мастерская.  
  Выставка детских работ.  

 

 

Содержание.

1. Знакомство с расписанием работы кружка. ТБ при работе с ножницами. Первые навыки изготовления модулей. История возникновения оригами. Разлиновка бумаги для получения нужного размера прямоугольников. Треугольный модуль. – 1 час

2. Стрекоза. Изготовление модулей. Изготовление 63 модулей. – 2 часа

3. Стрекоза. Начало сборки. Чтение схемы. Сборка модулей по рядам. Сборка туловища. – 1 час

4. Стрекоза. Завершение работы. Сборка крыльев и хвоста. – 2 часа

5. Ёлочка. Подготовка модулей. – 4 часа

6. Ёлочка начало сборки. Сборка веточек. Замыкание в кольца. – 2 часа

7. Ёлочка. Завершение работы. Подготовка каркаса. Соединение всех веточек. – 2 часа

8. Торт. Подготовка модулей. Изготовление 130 модулей разных цветов. – 4 часа

9. Торт. Начало сборки. Сборка нижнего и верхнего яруса торта. – 2 часа.

10. Торт. Завершение работы. Изготовление основы и опоры торта. Соединение ярусов. Украшение торта. – 2 часа

11. Лебедь. Радужный или белый. Подготовка модулей. – 3 часа

12. Лебедь. Радужный или белый. Начало сборки. Сборка модулей по рядам. – 1 час

13. Лебедь. Радужный или белый. Завершение работы. Изготовление основы. Сборка шеи. Соединение всех частей – 3 часа

14. Самостоятельная творческая мастерская. Самостоятельное изготовление фигур по своему выбору – 3 часа

15. Выставка детских работ. Изготовление альбома работ – 1 час

 

Список использованной литературы.

 

Для учителя:

1. «Оригами-искусство складывания из бумаги» - журналы №1-6, 99г.

2. «Мастерим бумажный мир», Н. Докучаева, С-Пб.: ТОО «Диамант», 97г.

3. Веселые уроки оригами в школе и дома. Учебник. СПБ.: Литера., 2001 г., 208с.

4. «Оригами игрушки из бумаги». С.Соколова. М.: «Махаон». 99г.

 

Для учеников:

1. «365 моделей оригами». Т. Сержантова. М.: «Айрис-Пресс. Рольф.» 99г

2. «Оригами для всей семьи», Сержантова Т.Б. – М.: Айрис-прес, 2004 г. 192 с.

3. 100 оригами. Долженко Г. И. Ярославль, 2004 г., 224 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Денежно-кредитная (монетарная) политика | Подсчет объемов работ




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.