Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достоинство






Однажды мне пришло в голову провести забавный урок чистки носа. После того, как я показала раз­личные виды использования носового платка, я стала демонстрировать детям, как это сделать, не произ­водя шума, и как правильно приложить платочек к носу. Дети слушали и смотрели на меня с неослабным внима­нием и не смеялись. Я задала себе вопрос: «Почему такой редкий урок имел такой успех?» Едва я закончила, разда­лись рукоплескания, какие устраивает восторженная те­атральная публика. Я еще никогда не видела, чтобы дети могли превратиться в целую аплодирующую массу, и не думала, что крошечные ладони могут развить такую силу выражения. «Возможно, - сказала я себе, - я коснулась одного из самых чувствительных моментов социальной жизни этой маленькой группы». В самом деле, дети чув­ствовали себя униженными, так как подвергались некое­му презрению из-за грязных носов. Их постоянно ругали, в особенности это относилось к детям из нижних социальных слоев. Взрослые кричали на них, обижали, но ник­то не научил их правильно приводить в порядок нос. Нуж­но понять, что дети очень чувствительны к такому пре­зрительному отношению взрослых. Мой урок позволил ученикам частично восстановить справедливость и осу­ществить шаг в общество.

Это разъяснение должно было меня убедить в том (это стало ясно мне благодаря длительным опытам), что дети глубоко осознают личностное достоинство и что их душа может пораниться и загноиться.

Но тот день еще не закончился. Когда я собралась ухо­дить, дети стали кричать мне на прощанье: «Спасибо, спа­сибо за ваш урок!» и следовали за мной по дороге в мол­чаливой процессии, пока я не сказала им: «По дороге на­зад бегите на носочках и не натолкнитесь на угол стены». Тогда они с готовностью вернулись и исчезли в воротах дома, словно у них были крылья. Я действительно затро­нула в бедных малышах их человеческое достоинство.

И всегда, когда в нашу школу приходили посетители, дети держали себя с достоинством и самоуважением и ис­полняли свою работу, принимая гостей с сердечным воо­душевлением.

Однажды нас оповестили о приходе важного лица, по­желавшего остаться один на один с детьми и провести собственные наблюдения. Я сказала учительнице: «Пусть дети действуют по своим личным побуждениям». И об­ратившись к ним, добавила: «Завтра у вас будет гость. Я хотела бы, чтобы он подумал: «Это самые милые дети в мире». Позднее я осведомилась о происшедшем. «Огром­ный успех, - сообщила мне учительница. — Несколько де­тей схватили кресло и любезно сказали гостю: «Садитесь, пожалуйста». Другие поздоровались с ним: «Добрый день». А когда он уходил, стояли у окна и кричали ему:

«Спасибо, что пришли к нам, до свидания!» «Но почему вы с таким старанием все разъяснили детям? - спросила я. - Я же просила вас не предпринимать ничего особен­ного и пустить все по течению». «Я не сказала детям ни слова», - возразила учительница. Она мне рассказала так­же, что дети работали с большим рвением, занимаясь каждый чем-то своим, и все прошло хорошо к очевидному великому удивлению посетителя.

Я долгое время сомневалась и мучилась в моем неве­рии учительнице, так как всегда опасалась организуемых парадов детей и просто готовила их к посещениям. Но, наконец, я поняла: у детей было достоинство, они уважа­ли своих гостей и были горды тем, что могли показать свои лучшие стороны. Не я ли им сказала: «Я хочу, чтобы он подумал; «Это самые милые дети в мире»? Но они совсем не нуждались в моем увещевании. Им достаточно было сказать: «У нас завтра гости». Оповещенный о гостях, этот маленький народ, преисполненный достоинства, уже го­тов показать все, на что он способен. Это не было прояв­лением робости. Между их душами и окружением не было барьера. Свободно и естественно могли они следовать сво­им замыслам, словно цветок лотоса, раскрывающий белые лепестки, чтобы впустить солнечные лучи, распрост­раняя при этом нежный запах. Никаких препятствий, это - решающий момент. Им не нужно было ничего скрывать, запираться, бояться. Непринужденность проистекала не­посредственно из совершенной приспособленности детей к окружению.

В них действовала живая, деятельная душа, которая чув­ствовала себя уютно и излучала теплый духовный свет. Этот свет гасил путаницу, к которой тяготеют взрослые до тех пор, пока не соприкоснутся с детьми. Они встречали каждого человека с любовью. Постепенно так установилось, что к нам приходили те, кто скучал по живым впе­чатлениям.

Было странно наблюдать, как эти встречи разжигали в душах посетителей необычные чувства. Так, дамы, эле­гантно одетые, в дорогих украшениях, словно они шли на прием, с невинным восхищением смотрели на детей и по­ражались тому, как непосредственно малыши вызывали это их восхищение.

Дети гладили красивые, тонкие руки дам. Однажды маленький мальчик с печалью подошел к одной даме, при­слонил головку к ее груди, взял ее руку и держал в своих руках. Эта дама взволнованно сказала позже, что никто не мог утешить ее так, как этот малыш.

Однажды дочь нашего президента хотела сопровождать посла Аргентинской республики при посещении нашего дома ребенка. Посол предложил не оповещать о посеще­нии заранее, с тем, чтобы он мог объективно своими гла­зами увидеть то, о чем слышал ранее. Когда же он прибыл на место, то услышал, что как раз сегодня - свободный от занятий день и школа закрыта. Во дворе дома стояли не­которые дети, которые сразу же подошли. «Это ничего, что в школе нет занятий, - сказал один маленький мальчик с величайшей естественностью, - ведь мы живем в этом доме и у портье есть ключ».

Они тут же созвали своих товарищей, открыли класс и начали работать. Чудесная спонтанность их поведения в этом случае, бесспорно, была очевидна.

Матери радовались переменам в детях и начали мне со своей стороны рассказывать интимные, подробности из жизни своих семей. «Эти маленькие трех- и четырехлет­ки, - сообщали они, - говорили нам вещи, которые долж­ны были бы нас обидеть, если бы речь не шла о наших собственных детях. Например, они говорят: «У вас грязные руки, вам нужно умыться!» Или: «Очисти пятна с пла­тья!» Когда мы слышим такие вещи из уст наших детей, это нас не обижает».

Все шло к тому, что эти простые люди становились ак­куратнее и чище. Оконные стекла в их домах начали блес­теть, исчезли поломанные кастрюли с подоконников, а вместо них появились цветы герани.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.