Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление плоти.






 

При употреблении выражения «становление пло­ти» мы представляем, что для начала жизни на земле в теле новорожденного происходит станов­ление плоти духа. Это представление живет в христиан­стве как достойная уважения религиозная мистерия, как инкарнация божественного духа: «Et incarnatus est de Spiritu Sancto: et homo factus est».

Наука, напротив, рассматривает новорожденного как существо, которое появилось из ничего. По ее мнению, новорожденный - просто плоть, организм из тканей и органов, которые в совокупности образуют живое су­щество, а не духовная плоть. В этом мы тоже видим мистерию: почему и как могло сложное живое тело возникнуть из ничего? Но наша задача сейчас состоит не в том, чтобы рассматривать подобные положения. Намного интереснее для нас было бы проникнуть в са­мую суть происходящего.

Последние достижения в области ухода за новорожден­ным требуют внимания не только к его физической, но и к духовной жизни. Сегодня нам уже известно, что воспита­ние необходимо начинать с момента рождения. При этом под словом «воспитание» мы имеем в виду не обучение, а поддержку духовного развития ребенка.

Итак, в свете новых открытий мы знаем, что у ново­рожденного уже с рождения есть настоящая духовная жизнь. Это стало возможным благодаря тому, что мы на­учились отличать сознательное от бессознательного. Бес­сознательное, в котором берут свое происхождение духов­ные импульсы, стало сегодня почти устоявшимся терми­ном.

Но если бы мы ограничились только этими простыми идеями, то тогда должны были бы согласиться с тем, что в новорожденном происходит игра инстинктов, которая рас­пространяется не только на пищеварительные функции, но и на функции духовные. У детенышей млекопитающих мы можем наблюдать, как быстро развиваются их призна­ки по некой внутренней команде. Наблюдая за ростом че­ловеческого дитя, мы видим, что новорожденный имеет некое замедленное развитие своих потенциалов, хотя его органы чувств начинают функционировать с самого рож­дения. Новорожденный чувствителен к свету, шуму и при­косновениям, но его движения долго остаются неразви­тыми.

С самого начала и в ходе последующего развития но­ворожденный долгое время не может передвигаться. Он не в состоянии выпрямиться и своим плачем и криком по­стоянно призывает на помощь.

Только через некоторый продолжительный отрезок вре­мени его тело выпрямляется, и тогда ребенок начинает ходить. Теперь он не такой беспомощный. Его тело – это уже тело маленького человека, и скоро его голос станет голосом человека, который будет говорить.

Эти факты духовного и физического роста мы называ­ем становлением плоти. Становление - таинственный про­цесс, в ходе которого в теле новорожденного просыпается энергия, наделяющая его члены силой, а артикуляторные речевые органы - способностью действовать согласно его воле. Так инкарнируется человек.

Заметим, что малыши млекопитающих сразу после рождения или чуть позже встают на ноги, разыскивая мать, в то время как человеческий новорожденный долгое вре­мя не способен к движению. Он слаб, несовершенен и по­чти жалок, потому что не может говорить на языке своего вида. Маленькие котята мяукают, ягнята блеют, жеребе­нок ржет; их слабые голосочки изредка нарушают тиши­ну. Время, которое животные используют для роста, ко­ротко. Ведь можно сказать, что инстинкт, определяющий действия молодых животных, обеспечивает детенышу жизнь. Известно заранее, каким образом будет прыгать тигренок, как будет скакать козленок, едва выпрямившись. Каждое существо, которое рождается на свет, -это не толь­ко материальное тело. У него уже есть функции, которые зависят не от физиологических органов, а от инстинк­тов. Все эти инстинкты находят выражение в движениях и представляют собой видовые признаки, неизменные и определенные в сравнении с формой тела. Животное ха­рактеризуется не столько формой, сколько образом своего движения.

Все эти признаки, которые не относятся к вегетатив­ным физическим процессам, мы можем охарактеризовать в итоге как психические. Как уже сказано, они включают­ся уже в момент рождения у всех животных. Почему же такое не происходит у новорожденного человека?

Существует научное мнение, согласно которому ин­стинктивные движения животных рассматриваются как следствие опыта, приобретенного и унаследованного их предками. Но почему же тогда человек наследует от сво­их предков так мало? Ведь как вид человек был всегда прямоходящим и говорил с помощью органов речи, так что это могло бы передаваться по наследству. Было бы абсурдным считать, что человек, будучи единственным одушевленным существом и отличаясь от других созда­ний прежде всего величественностью своей духовной жиз­ни, не несет в себе духовного плана своего развития. Здесь возникает одно противоречие, за которым прячется исти­на. Очевидно, духовность человека запрятана где-то так глубоко, что не может оповестить о себе подобно инстин­кту животного, который с самого начала выражается в за­ранее определенных заданных действиях.

Тот факт, что у человека нет конкретных и заранее оп­ределенных руководящих инстинктов, как в случае с жи­вотными, означает наличие известной свободы действий, которая может лишь постепенно вызревать. При этом мож­но говорить о действиях, которые предоставляются каж­дому индивиду и не предопределены заранее. Сравним из­готавливаемые человеком предметы. Изготовленные се­рийно, скоростным способом, с помощью отливных форм или машин, они в точности похожи друг на друга. Но дру­гие вещи, произведенные вручную и требующие большего времени на изготовление, - оригинальны и неподражаемы. Ценность произведенной вручную вещи состоит в том, что каждая такая вещь несет в себе что-то от руки творца, ее изготовившего, будь то рука прилежной вязальщицы или, как в случае с произведением искусства, рука гения.

Психическое отличие животного от человека можно охарактеризовать так: животное - это «продукт», изготовленный поточным конвейерным способом. Каждая особь репродуцирует одинаковые для всего вида признаки. Че­ловек же подобен изготовленной вручную вещи: каждый отличен от всех других и в каждом живет присущий толь­ко ему творческий дух, который создает из человека художественное произведение природы. Но работа эта длительная и затяжная. Здесь речь идет не просто о воспроизводстве конкретного вида, а о создании чего-то фундаментально нового, и это происходит в процессе внут­реннего созревания до появления внешних признаков. Каж­дый новый человек - загадка, которая готовит нам сюрп­ризы, длительное время не обнаруживая себя. Это похоже на произведение искусства, которое его создатель хранил долгое время взаперти в своей рабочей комнате. Прежде чем представить на суд зрителей, он наполнил его содер­жание своими личными качествами.

Строительная работа по формированию человеческой личности есть таинственный процесс становления. Мла­денец, который не может двигаться, загадка для нас. В его теле, как у всех живых существ, сокрыт сложнейший ме­ханизм, но этот механизм принадлежит только ему. Его собственная воля - это то, что должно помочь ему в ста­новлении.

То, что таинственно называется плотью, есть многооб­разие двигательных органов, которые на языке психоло­гии называют произвольными мускулами. Это определе­ние говорит само за себя: мускулы приводятся в движение волей. Ничто другое не может лучше объяснить связь дви­жения с духовной жизнью. Воля была бы бессильна, если бы она не располагала своими органами как собственным инструментом.

Ни одно животное, ни одно простейшее насекомое не могло бы следовать своим инстинктам, если бы оно не владело своими органами движения. У более совершенных форм, особенно у человека, система мускулов так сложна и количество мускулов так велико, что студентам, изуча­ющим анатомию, следует сказать: «Чтобы запомнить все названия мышц, их нужно препарировать по крайней мере семь раз». Кроме того, совершая сложные движения, мус­кулы должны тесно взаимодействовать. Одни из них дей­ствуют согласно импульсам, другие остаются пассивными. Одни мышцы способны воздействовать на пищеваритель­ный процесс, другие же осуществляют внешние контак­ты. И все эти мышцы функционируют по-разному. Но мышцы совершают свою работу в полной гармонии.

Внешний стимул направляет каждый импульс, и эта корректировка сопровождает его постоянно. Деятельность сокращающихся мышц не обходится без разгибательных мышц, а результатом становится единое, часто сложней­шее движение - движение акробата или движение рук скрипача, смычок которого совершает бесконечно тонкие действия.

Каждое движение есть результат противоположных действий. Словно хорошо обученные войска, они проти­востоят друг другу. Можно было бы сказать, Создатель не полагался полностью на одну только природу и поэтому, возможно, передал самые высокие задачи - построение и управление - энергиям индивида, тем энергиям, которые накапливает природа. В этом — основа человеческого раз­вития: духовность человека должна пройти период ста­новления во плоти, чтобы открыть и сделать возможной дорогу по жизненному пути. Этот процесс становления плоти представляет собой первую главу в жизни ребенка.

Становление плоти происходит по неким психическим направляющим и тем самым должно дать ребенку духов­ную жизнь, которая предшествует жизни моторной. Духовная жизнь опережает каждое выражение восприятия и никоим образом не зависит от него.

Было бы большим заблуждением верить, что ребенок имеет слабые мускулы и потому не может держаться пря­мо. Точно так же неправильно и другое представление, что по природе ребенок не способен координировать работу своих мускулов.

Мускульная сила по воспроизведению движения и про­тивостояния ему четко распознается. Не может быть ни­чего более сложного, чем скоординированная игра задей­ствованных в актах сосания и глотания мышц, которая на­чинает функционировать с самого первого момента. Но в отличие от движения детенышей животных, природа по­желала освободить движения человеческого дитя от дик­тата инстинктов. Инстинкты отступают, мускулы напря­женно и послушно ожидают новых приказаний или голо­са воли, чтобы, создавая движения, служить человеческому духу. Их задача не только в том, чтобы выражать признаки вида, но и душу индивида.

Конечно, у человека есть некоторые инстинкты, кото­рые должны помочь образованию основополагающих при­знаков вида. Заранее известно, что каждый ребенок будет ходить, выпрямившись, и что он будет говорить. Но, впро­чем, личные качества проявляются так неожиданно, что снова и снова загадывают нам загадки.

Мы можем предсказать, что станет с каждым живот­ным, когда он подрастет: газель станет превосходной бе­гуньей, слон - медлительным и неуклюжим, тигренок -хищником, а крольчонок - грызуном-вегетарианцем.

Но только человек способен на все, и в мнимом бездей­ствии он готовит свою индивидуальность к неожиданным чудесам. Его артикуляционный аппарат дает о себе знать, но мы еще не знаем, какая у него будет речь. Он будет говорить на языке, который внимательно впитывал из внешнего окружения. Он начнет с невероятным устремле­нием формировать звуки, затем слоги и, наконец, слова. Силой своей воли он станет выстраивать те функции, ко­торые будут служить ему для связи с окружением, чтобы сотворить совершенно новое существо.

Издавна утверждалось, что ребенок в первое время пос­ле своего рождения пассивен и лежит целыми днями на­пролет. Этот факт давал повод появлению некоторых фи­лософских точек зрения. Но ни врачи, ни психологи, ни воспитатели не обращали на них должного внимания.

В практической же жизни эти странности детской при­роды имели многие последствия, которые оценивались как в высшей степени опасные для духовной жизни ре­бенка. Ошибочно понималось, что не только мускулы и плоть ребенка, но и сам ребенок пассивен и лишен вся­кого психического содержания. Впоследствии взрослые увидели великолепные демонстрации детской психики. Они решили, что душа развивается вследствие ухода и помощи. Большинство взрослых считает себя творцами, формирующими ребенка, строителями его психического бытия. Они думают, что могут совершенствовать свое творческое создание, в которое они закладывают стиму­лы, дают ему направления и рекомендации, мечтая та­ким образом развить в нем умственные способности, чув­ства и волю.

При этом взрослый присваивает себе чуть ли не боже­ственную власть. Он считает, что он для ребенка - бог и в свое оправдание придумал даже историю сотворения. «Я хочу создать человека по моему образу и подобию», - ска­зал он, обращаясь к самому себе. Гордыня стала первым грехом человека. Это желание поставить себя на место Бога охватило весь род человеческий.

В действительности же ключи к разгадке индивидуаль­ного бытия ребенок имеет в самом себе. В его распоряже­нии план духовного построения, содержащий предопре­деленные пути развития. Но в самом начале этот план не проявляется. Взрослый начинает преждевременно воздей­ствовать на ребенка своей волей. Его личные представле­ния о собственной абсолютной власти над ребенком раз­рушают этот план или пускают развитие по ложному пути.

Так с самого начала руками взрослого уничтожается Божественное намерение, и человек из поколения в поко­ление развивается как духовный калека.

В этом основная жизненная проблема человечества. Нам следует понять, что у ребенка появляется духовная жизнь уже тогда, когда он еще не в состоянии заявить о себе и должен работать над своим развитием еще долгое время.

И нам откроется впечатляющее видение: заключенная в темноту душа старается попасть на свет, родиться, что­бы расти и оживлять снова и снова по велению своей воли свою упрямую плоть до тех пор, пока она со стремитель­ной силой не пробьется к свету сознания. Но ее поджида­ет существо, обладающее чудовищной властью, которое тут же запаковывает ребенка и своими грубыми движени­ями может едва ли не раздавить его — это взрослый.

Окружение новорожденного не готово достойно при­нять это чудо становления человеческой сущности, ведь никто не замечает и не ожидает его. В период становле­ния плоти ребенок - это духовный эмбрион, который дол­жен жить на средства своей среды. Физическому эмбрио­ну необходима особая среда в организме матери. Точно так же духовному эмбриону необходима защита живой, согретой теплом, богатой питанием среды, в которой все устроено так, чтобы способствовать его росту и ничем не препятствовать развитию.

Если взрослый хоть однажды поймет это, то тогда он в корне изменит свое поведение по отношению к ребенку, ребенок, этот духовный эмбрион, своим желанием вырас­ти духовно наложит на нас новую ответственность.

Это маленькое, нежное, мужественное тело, за которым ухаживаем, крепко держим на руках, как игрушку, вызы­вает наше благоговение. Становление плоти осуществля­ется с таинственным усердием. Вокруг этой творческой работы разыгрывается невиданная доселе драма.

Ни одно существо не может своим поведением воздей­ствовать на материю и выражать свои желания, не имея сформированной воли. Неуверенная нежная жизнь продви­гается понемногу вперед, ближе к осмыслению, и ее чув­ства соприкасаются с окружающей средой. Воля направ­ляет свои указания мускулам.

Это ведет к обмену между индивидом, лучше сказать, духовным эмбрионом, и окружающим миром. В этом об­мене индивид формируется и совершенствуется. Эта стро­ительная деятельность соответствует функции того пу­зырька, который представляет в физическом эмбрионе сер­дце, обеспечивая развитие и питание всего эмбриона, и при этом заимствует необходимые питательные вещества кровеносных сосудов матери. Душевная индивидуальность развивается посредством работы такого мотора, который поддерживает связи с окружающей средой. Все устремле­ния ребенка нацелены на то, чтобы абсорбировать окру­жающий мир. Из этих усилий вырастает глубоко заложен­ное единство его личности.

Дух-разум постоянно наблюдает. Ведя замедленную и пошаговую работу, дух постоянно совершенствуется, он за инструментом. Его цель - демонстрировать свое гос­подство и препятствовать тому, чтобы движение затеря­лось в лености или стало механическим. Он должен постоянно приказывать, освобождать движения от преобла­дания заданных инстинктов и при этом все же не довести до хаоса. Это стремление ведет к тому, что в ребенке раз­виваются новые строительные энергии для становления духа.

Так человеческая личность создает сама себя из эмб­риона, и ребенок становится творцом или, лучше сказать, отцом человека. Что делают отцы и матери в действитель­ности? Вклад отца ограничивался единой клеткой. Поми­мо своей клетки мать готовит необходимую живую защи­щенную среду, чтобы клетки могли делиться и чтобы в конце концов родился новорожденный. Но не совсем пра­вильно называть отца и мать творцами ребенка. Лучше было бы сказать так: строителем человека является ребе­нок. Ребенок - отец человека.

Мы должны свято уважать силу, устремленную к со­вершению этой цели, и с надеждой ожидать ее проявле­ния. В этот период формируется будущая личность инди­видуума. Ответственность взрослого так велика, что пе­ревоплощается в обязанность исследовать со всей научной обоснованностью душевные потребности ребенка и под­готавливать для него соответствующее окружение.

Речь идет о науке, которая находится еще в самом нача­ле своего пути. Ей необходимо развиваться и дальше. Взрослый должен изменить свое понимание ребенка, преж­де чем сказать свое последнее слово о процессе формиро­вания человека. Это последнее слово станет первым сло­вом, с которого будет начинаться пустой лист человечес­кой истории.

Глава7






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.