Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции философии. 1.мировоззрен-ческая - философия помогает человеку найти и обосновать свои жизненные ориентиры, выяснить смысл и значе-ние жизненных приоритетов и






1.мировоззрен-ческая - философия помогает человеку найти и обосновать свои жизненные ориентиры, выяснить смысл и значе-ние жизненных приоритетов и ценнос-тей;

2.познавательная - благодаря ис-следованию общих проблем познания философия украшает человека ориен-тирами в познавательной деятельнос-ти, критериями и признаками правиль-ного движения на пути к надежным, достоверным знаниям;

3.логическая - философия способствует формирова-нию культуры человеческого мышле-ния, выработке критической бесприст-растной позиции в между индивиду-альными и социально-культурными диалогами;

4.социально-адаптивная - философия помогает сориентироваться в сложных, пестрых, разнообразных проявлениях общественной жизни и выработать собственную социальную позицию;

5.критическая - проявляется в оппозиции философии к эмпиричес-кой действительности, к миру повсе-дневной реальности, разрушении при-вычных стереотипов и предрассудков, поиска путей к более совершенному человеческому миру; 6.воспитательная - философия прививает интерес и вкус к самовоспитанию, способствует уси-лению влечения человека к самосовер-шенствованию, творческого подхода к жизни, поиска жизненных смыслов.

Все вышеупомянутые функции имеют как индивидуально-личное, так и об-щественное значение.

Философия как мировоззрение. Философия является мировоззренчес-кой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее об-щие вопросы. Мировоззрение — систе-ма наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.

Мировоззрение — философское поня-тие, означающее совокупность устой-чивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и ха-рактеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Миро-воззрение придаёт человеческой Дея-тельности организованный, осмыслен-ный и целенаправленный характер. Ти-пы мировоззрения. Существуют раз-личные способы типологии мировоз-зрений построенные на разных фило-софских и методологических основа-нииях. Различными авторами выделяя-ются: религиозное мировоззрение, ес-тественнонаучное мировоззрение, со-циально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повсе-дневного опыта, эстетическое мировоз-зрение, мифологическое мировоззре-ние. Мифологический тип мировоззре-ния определяется как совокупность представлений, которые были сформи-рованы в условиях первобытного об-щества на основе образного восприя-тия мира. Мифология имеет отноше-ние к язычеству и является совокуп-ностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Составные части миро-воззрения. По определению бельгий-ского философа Апостеля мировоззре-ние включает семь элементов: 1.Онто-логию - описательную модель мира; 2.Объяснение мира; 3.Футорологию, ответ на вопрос, куда мы идем; 4.Цен-ности, ответы на этические вопросы - ответ на вопрос, что следует делать; 5.Праксеологию или методологию или теорию действия - ответ на вопрос, как достичь цели; 6.Эпистемологию или теорию знаний, ответ на вопрос, что является правдой, а что нет; 7.Этиоло-гию - объяснение происхождения и структуры мировоззрения.

Философия и наука. Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающих-ся соотношения философии и науки: 1.Является ли философия наукой? 2.Как соотносятся между собой фило-софия и частные (конкретные) науки? 3.Как соотносятся между собой фило-софия и вненаучное знание? При рас-смотрении первого вопроса о научнос-ти философии видно, что на протяже-нии всей своей истории философия — один из источников развития челове-ческого знания. Рассматривая её исто-рически, можно обнаружить преемст-венность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики ис-следования. Не случайно Гегель рас-сматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики». Отноше-ния науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии. Фило-софия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высо-кого порядка, метанаукой (наукой о на-уке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдви-жения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, филосо-фия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформировано-го знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о ца-рице наук или о науке наук. Однако да-же при отсутствии возможности пре-тендовать на роль науки наук, филосо-фия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вто-ричным уровнем обобщения, воссоеди-няя частные науки. Первичный уро-вень обобщения приводит к формули-рованию законов конкретных наук, а задача второго — выявление более об-щих закономерностей и тенденций. На-до иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философс-ких выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистичес-кие спекуляции. Также сама филосо-фия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно. Ответ на вопрос о соотношении нена-учного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот мо-мент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера про-цесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений. В то же время в истории философии встречаются и попытки создать не ори-ентированную на науку, ненаучную философию.

Философия и религия. Подобно фи-лософии, религия также исследует пер-вопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на ве-ру, культ, откровение, а в философии — на интеллектуальное постижение. Тем самым философия даёт дополни-тельную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, зало-женных в религии. В религии на пер-вом плане вера, в философии — мысль и знание. Религия догматична, а фило-софия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Признаком философс-кой веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и по-нять самоё себя».

5-6

Диалектика — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предме-том противоречия мыслимого содер-жания этого мышления В более узком смысле диалектика — название гносео-логического метода (методологическо-го принципа познания), который реа-лизуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реаль-ности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или форму-лу (суждение), которые рассматрива-ются им как тезис. Затем процесс поз-нания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рас-смотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к поз-нанию синтеза. Процесс может повто-риться на метауровне, когда синтез рассматривается как тезис более высо-кого уровня. Таким образом постигает-ся истина. Первоначально этим терми-ном обозначались: 1.способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2.искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. В теории познания Кант развивает диа-лектические идеи в учении об «анти-номиях». Однако диалектика разума, по Канту, - иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием од-них явлений. Более всего термин «диа-лектика» раскрыл Гегель. Для него диалектика есть такой переход одного определения в другое, в котором обна-руживается, что эти определения од-носторонни и ограниченны, то есть со-держат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманент-ную связь и необходимость…».В диа-лектике Гегеля можно выделить следу-ющие три основных элемента: 1. По-пытка обойти Кантово опровержение рационализма. 2. Описание развития разума в терминах диалектики. 3. Фи-лософия тождества. Понятие диалек-тики в своих произведениях использо-вали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалисти-ческую плоскость (диалектический материализм).Энгельс сформулировал так называемые «Три закона диалекти-ки». 1.Закон перехода количественных изменений в качественные. 2.Закон единства и борьбы противоположнос-тей. 3.Закон отрицания отрицания.

Метафизика — раздел философии, за-нимающийся исследованиями первона-чальной природы реальности, мира и бытия как такового. Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработан-ном виде. Метафизические вопросы. Что есть причина причин? Каковы ис-токи истоков? Каковы начала начал? Что есть " непосредственное", " налич-ное"? Где - буквально или понятийно-топологически - эти начала располага-ются? Отчего они не усматриваются " просто", что мешает и мешает ли им что-то быть видимыми " непосредст-венно", без дополнительных " опера-ций"? Каковы требования к " операци-ям", исполнение которых могло бы га-рантировать получение достоверных ответов на " последние вопросы"? Кто или что вообще ставит эти вопросы (почему эти вопросы вообще сущест-вуют)? Метафизика сохраняет статус одного из центральных значений (по-нятий, категорий, способов мышления) философии на всём протяжении исто-рии со времен античности до наших дней. Для многих философов она яв-ляется синонимом философии в целом.

Индийская философия. Философия в Индии возникла на основе одной из самых древних человеческих цивилизаций; её тысячелетние традиции, восходящие к 15-10 вв. до н.э., сохранились до настоящего времени. В истории И. ф. обычно различают четыре периода: 1) ведийский период, 2)классический период, или брахмано-бкддийский период – с 6 в. до н.э. до 10 в н.э.; 3) послеклассический – 10-18 вв.; 4) новая и совр. И.ф. Уже в первых памятниках инд. мысли, в Ведах, наряду с гимнами в честь многочисленных богов встречается понятие единого мирового порядка – понятие Риты. Религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады содержат идеи, во мн. определившие все последующее развитие И.ф.(о единстве целостной духовной субстанции, брахмана, и индивидуальной души, атмана; о бессмертии души, к-рая переходит из одного рождения в др., согласно закону кармы, или воздаяния). Наряду с религиозно-идеалистическими учениями в Упанишадах получили отражение и взгляды материалистов и атеистов, к-рые отвергали авторитет Вед, существование души после смерти человека, а первоосновой мира считали одно из материальных начал. В классический период И.ф. развивается под сильным влиянием Вед и Упанишад. Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские школы на ортодоксальные, признававшие авторитет Вед, и на неортодоксальные, отвергавшие непогрешимость Вед. Из ортодоксальных школ шесть считаются гл.: миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта. К неортодоксальным относятся буддийские, джайнистские и многочисленные материалистические и атеистические школы, наиболее распространенной из которых была школа чарвака (Локаята).Хотя такое разделение и имеет исторические обоснования, всё же оно скрывает истинную пружину развития философии – борьбу материализма и идеализма. Как в буддийских, так и в «ортодоксальных» источниках осуждаются прежде всего материалистические школы. Шанкара, самый выдающийся философ веданты, яростно нападает и на материалистические идеи мыслителей школы санкхья, и на эмпиризм ньяи и вайшешики. Он отмежевывается от здравого смысла ньяи и сближается с идеалистическими и мистическими школами. В лоне буддизма идеалистические школы мадхьямиков и йогачаров вели борьбу против материалистических учений тхеравадинов и сарвастивадинов. Ожесточенные споры между различными философскими школами вызывали к жизни науку об искусстве спора, об источниках знания и о достоверном знании – логику. Первые сведения об инд. логике можно почерпнуть в ранних буддийских источниках (3 в. до н.э.), далее логика развивается в школе ньяи, а позднее – в трактатах буддистских логиков Дигнаги, Дхармакирти и др. К концу классического периода бжайнизм теряет своё значение, а буддихм ассимилируется индуизмом. В это время развиваются ишнуитская и шиваитская системы индуизма, к-рые учили тому, что брахман Упанишад есть бог Шива (или Вишну). С 5-7 вв. усиливаюися тантризм и шактизм. В 10 в. под влиянием ислама возникают монотеистические вероучения (кабирпанхи). В новое время развития философии в Индии происходило под флагом национльно-освободительной борьбы инд. народа против англ. господства. Х-р новой И.ф. определился тем фактором, что во главе национально-освободительного движения стояла инд. буржуазия, идеологи к-рой пошли по пути возрождения национальных религиозных и ф-ихтрадиций. В результате этого возникли модернизированный теизм, Брахма-самадж и Арья-самадж, пантеизм, идеализм, учения Тагора, Ганди, Ауробиндо, Гхоша. Совр. И.ф. (С. Радхакришнан и др.) проповедуют соединение зап. науки и техники с духовными ценностями Востока. После Великой Октябрьской соц. революции в И. распростр. идеи марксистско-лениниствкой ф-ии.

Буддизм – религия, проповедующая избавление от страданий путём отказа от желаний и достижение «высшего просветления» - нирваны. Зародился в индии в 6-5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического плана, в 3 в. До н.э. провозглашается официальной религией. В настоящее время распространён на Цейлоне. В Японии, Китае, Непале, Бирме, Тибете (в форме ламаизма) и др. странах. Б. исповедуют около 500 млн. человек. Основатель Б. Сиддхартха, прозванный Буддой (просветлённым), в период образования крупных государств выразил протест народных масс против брахманской религии, освящаемых ею кастовых различий, сложных обрядов поклонения богам и жертвоприношений. Он искал освобождения от страданий лишь в нравственном усовершенствовании, к-рое достигалось путём ухода от жизни, погружением в нирвану. Будда отверг существование бога-отца, отрицал религию Вед, но он (с нек-рыми изменениями) принял их учение о круге рождений (сенсаре) и о воздаянии (карме). Вначале идеи Б. передавались в форме притч, сказаний и т.п. В 3-1 вв. до н.э. идея Будды о спасении получила философскую трактовку в учении о мире и человеческой личности как потоке сменяющих друг друга элементов материи и сознания – дхарм. Путь спасения, по этому учению, заключался в подавлении «беспокойства» дхарм. В первых вв. н.э. буддийская религия принимает совершенно иной характер. Место простого почитания и памяти учителя занимает культ обожествленного Будды. Спасение человека ставится в зависимость от милости божества, к-рую можно снискать повторением священных сутр. Новая религия получила название махаяны («большая колесница»), в отличие от традиционного, идущего от Будды направления – хинаяны («малая колесница»). В противоположность хинаянистским философам, к-рые считали материальные и психические дхармы реальными, махаянистские философы доказывают нереальность дхарм, нереальность всего мира. Учение о нереальности дхарм, или о шуньяте (пустоте), было логически обосновано Нагарджуной (2 в.). От других махаянистских структур трактаты Нагарджуны отличались логической доказательностью и последовательностью. Рационализм Нагарджуны стал исходным пунктом развития буддийской логики, представителями которой были Дигната, Дхармакирти (5-7 вв.). Учение Нагарджуны о нереальности понятийного мышления и об абсолютном интуитивном знании стало основой позднейших идеалистических школ (мадхьямика, виджнянавада), тантрического Б. и даже дзен-буддизма. В настоящее время сторонники Б. подчёркивают его «рационалистический», «атеистический» характер, называют его «религией без бога». В сущности же эти новые эпитеты имеют своей целью пропаганду модернизированной буддийской религии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.