Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не бойся




 

 

21.06

 

Хотя у меня всегда с собой спички, Шаман не использует их. Зажигая костер, он «практикует» другие способы.

О первом я слышал и раньше. Это модификация традиционного для северных народов способа. Шаман носит небольшую дощечку с двумя высверленными углублениями и тетиву[32]. На стоянке он натягивает тетиву на согнутую ветку, а другую ветку закручивает в тетиву. Конец закрученной ветви он вставляет в высверленное отверстие и делает «луком» пилящие движения. Веревка раскручивается, закрученная ветка очень быстро вращается и трется о дощечку, нагревается и поджигает трут[33]. Это трудоемкий способ, и научился я ему далеко не сразу.

Второй способ мистичен. Шаман просто ставит ладонь сантиметрах в десяти над трутом, и трут загорается. Этого я не понимаю и не умею.

— Зачем ты «пилишь луком», если можешь зажечь ладонью?

— Это — разные практики, дающие два разных огня.

— Разве костры разные?

— Научись разным практикам и поймешь.

— Научи меня зажигать ладонью.

— Сначала научись другим способам и «увидь», что огни разные. А писать ли о ладони — прими решение.

— Почему?

— Никто не поверит. Ты дискредитируешь текст.

— Но иначе я должен буду подделывать текст под правдоподобие.

— Да. Выбери сам. Такие выборы — одна из лучших практик.

 

21.06

 

Шаман долго смотрел на огонь и обернулся на вопрос. Я открыл рот, чтобы повторить вопрос и застыл, увидев не взгляд, а отражение неба в его глазах. Шаман мигнул, и стал виден взгляд.

— Ты что-то делал глазами?

— Не я — огонь.

— Что?

— Можно сказать, что лечил глаза. Лучше мозг.

— Как это?

— Глаза — часть мозга. Душа как пламя. Когда мозг настраивается на огонь, он настраивается правильно.

— Но огонь может быть опасен.

— Я говорю о костре, свече или другом дружелюбном огне.

— Когда ты зажигаешь ладонью костер, ты это используешь?

— С большой натяжкой — ладонь как линза для внутреннего пламени.

— А почему я видел не взгляд, а отражение неба?

— Я же не смотрел. Просто внутренний огонь общался с костром через глаза.

— Как этому научиться?

— Почти у всех людей в жизни бывают такие моменты. Вспомни их и воспроизведи. Только начинай практиковать в памяти, без огня.

— Почему?

— Это может быть опасно без овладения контролем. Влезешь носом в свечу.

— Чего нужно добиваться сначала?

— Начинал эту практику так давно, что помню смутно. Сначала добейся неподвижности пламени.

— Что это?

— Вспомни, как горит свеча в безветренную ночь. Ее пламя также неподвижно, как и камень. Но протяни руку — обожжешься.



— Это обязательно?

— Без этого не будет контроля.

— Но лепестки пламени в костре не неподвижны.

— В своем времени они неподвижны как горы или льды. Ты дальше от огня, чем я думал. Пламя живет не лепестками, а башнями. Для начала просто рассмотри внимательно пламя.

 

21.06

 

Мои попытки рассмотреть пламя кончались резью в глазах. Я понял, что нужно узнать что-то еще или прекратить эту практику.

— Почему у меня болят глаза?

— В какой-то момент ты «входил» в пламя?

— В какие-то моменты ум как бы входил внутрь пламени.

— Глаза заболели после этого?

— Не помню.

— Чтобы освоить практику нужно наблюдать за нею. Освоение практики — усилие сознания.

— Что мне делать?

— Ты не готов. Садись подальше и начни с изучения тлеющих угольков. Постепенно привыкай.

— Хотелось бы более четких инструкций.

Полной ясности не будет никогда. Не жди ее, привыкай действовать в условиях частичной неопределенности.

 

02.01

 

Долго думал, включать ли в книгу этот раздел. И если включать, то в натуральном виде или отредактированном. Потом стал размышлять о том, чем вызваны сомнения. Откровенно, сомнения вызваны нежеланием с кем-либо конфликтовать. Само преподавание психологии в небольшом городе приучает думать об этом. Например, по ночам начинает названивать религиозная фанатичка и кричать в трубку: «Ты рассказываешь студентам про Фрейда! Это против Учения!». Далее угрозы и оскорбления. Объяснять, что история современной психологии уже невозможна без Фрейда, бесполезно. Только вызывает новую волну активности фанатиков.



Размышления привели к выводу о том, что я побаиваюсь таких фанатиков. Но страх не должен руководить моими действиями. Решил все описать так, как и было. Пусть высшие силы все расставят на свои места.

Компетентность Шамана в вопросах городской жизни подтолкнула меня к некоторым вопросам об ее устройстве.

— Почему сегодня недостойные живут лучше достойных?

— В каком смысле недостойные?

— Ну, без образования, некомпетентные.

— Ты это вкладываешь в достоинства?

— Всякие бандиты, жулики, вообще, люди, не выполняющие десять заповедей.

— Может быть, заповедей было больше?

— В голову такое не приходило.

— Не всякое знание доступно к размышлению.

— В каком смысле?

— Если векам запрещается о чем-то размышлять, потом это просто становится неосознаваемым правилом мышления.

— Ты знаешь другие заповеди?

— Не могу утверждать. Просто со стороны вижу то, что веками невыгодно никакому государству.

— Что это?

— Я думаю, могла быть такая заповедь: «Не бойся».

— «Не верь, не бойся и не жди»[34]?

— Нет, только — не бойся.

— Но человек не выжил бы эволюционно.

— Не в смысле безрассудности, а в смысле что-нибудь предпринимать.

— Ты думаешь, в этом они лучше меня?

— В одном лучше, в другом хуже. Также и их жизнь.

 

02.01.

 

Как можно не бояться? Государство, отношения ко многому обязывают, но дают защиту. Если не бояться, то многие отношения становятся обессмысленными. Может быть, Шаману не нужна принадлежность к социальной системе, потому что он не боится?

— У тебя есть какая-то концепция смысла жизни.

— Тебе уже никто не поможет со смыслом.

— Почему?

— Ты — взрослый самостоятельный мужчина. Можно сказать, что стоишь на последней ступеньке тех смыслов, которые дает общество. Можешь на ней и стоять. Но, если решишь идти дальше-выше, сам должен придумать смысл.

— Если это удастся, другие смогут пользоваться новым смыслом.

— Да, если твоя практика будет доступна другим. Так общество расширяет свой мир смыслов.

 

02.01

 

День очень короток. Рассвет в одиннадцать. Закат в три. Летом солнце садится за вершины прибрежных гор, а сейчас до берега не доходит и садится в море. Сочетание темно-серого в сумерках льда и ярко оранжевых облаков на горизонте создает ощущение какой-то непрочности мира. Как будто закат нарисован на очень тонкой занавесочке, которая может порваться, и за ней откроется неизвестный, но жесткий реальный мир.

Такое же ощущение возникает при размышлении о создании собственных новых смыслов. У Шамана наверняка есть собственные смыслы его жизни и практик.

— Так много людей, но не слышно о новых смыслах.

— Большинству не нужны новые смыслы. Они даже будут враждебны к этому.

— Как же они все-таки создаются?

— Многих не устраивает их жизнь. Единицы настолько конструктивны, что могут начать новые практики.

— Почему единицы?

— В рассуждениях это здорово, а в конкретной жизни страшно.

— Почему?

— У тебя есть авторитетные для общества родственники, друзья?

— Есть.

— Наверное, не очень приятные люди? Навязывают иногда свои взгляды?

— Да, своеобразные.

— Почему терпишь?

— Надеюсь, что в трудной ситуации они помогут, защитят.

— Точно?

— Не знаю.

— Для свободы мышления ты должен перестать с ними соглашаться, когда тебе это не нравится.

— Неуютно. Как крышу разобрать.

— «Крыша» — хороший термин. Чтобы расти дальше, нужно иногда разбирать «крышу».

— Сейчас есть в городе такие выражения «крышу снесло», «лишиться крыши».

— Язык — коллективный ум. Много найдется людей, конструктивно разбирающих свою «крышу»?

— Очень мало.

— Потому и единицы, что из ста таких только один думает о смыслах.

 

02.01

 

«Перед важным действием Шаман потирает руки над пламенем.

— Что ты делаешь?

— Увидел это у местных шаманов, сразу понял смысл и с тех пор делаю так.

— В чем смысл?

— Очищаю руки от остатков других дел».

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал