Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущие внешнеэкономические партнеры России.






Ведущие внешнеэкономические партнеры:

На евразийском пространстве, по оценкам Минэкономразвития, можно ставить и решать более амбициозные задачи. Особенно это касается роли России в экономическом сотрудничестве в рамках СНГ. Таможенный союз, формируемый в настоящее время Россией, Казахстаном и Белоруссией, в дальнейшем будет расширен за счет вступления в него других государств Содружества. Сегодня правительство рассмотрит подготовленный Минэкономразвития проект Основных направлений внешнеэкономической политики России на период до 2020 года, Одна из главных задач – обеспечение лидирующих позиций России на евразийском пространстве. Документ предусматривает переориентацию во внешней торговле с государств Евросоюза на Индию и Китай, так как рынки этих стран развиваются динамичнее, чем рынок Евросоюза. По словам чиновника, во внешнеэкономических отношениях между Россией и Европой будет доминировать получение современных технологий и принципов управления бизнесом.

Двусторонние внешнеэкономические отношения со странами СНГ будут оставаться важнейшим инструментом реализации торгово-экономических интересов России на пространстве Содружества. Наиболее значимыми стратегическими партнерами России на пространстве СНГ являются Белоруссия, Казахстан и Украина.

Стратегической целью России во взаимодействии с Азербайджаном, Арменией, Молдавией, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией является развитие более глубокого уровня экономического взаимодействия путем расширения кооперационных связей, инвестиционного сотрудничества, взаимной диверсификации торговли.После нормализации отношенийс Грузией восстановление торгово-экономических отношений будет происходить в рамках отдельных проектов в топливно-энергетической сфере, в области телекоммуникаций и транспорта, а также в развитии взаимной торговли традиционными товарами.

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы.

Германия. В долгосрочной перспективе развитие российско-германских торгово-экономических отношений будет определяться высоким уровнем активности двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Одновременно усилится технологическая взаимосвязь между двумя странами, базирующаяся на германских инвестициях в Россию, экспорте технологий и технологического оборудования из Германии.

Акцент в торгово-экономических отношениях с Францией будет сделан на реализации крупных проектов в высокотехнологичных областях (авиация и космос, транспорт, АПК, нанотехнологии, автомобилестроение). Получит дальнейшее развитие сотрудничество между российскими и французскими регионами.

Италия будет оставаться важнейшим партнером России как в энергетической сфере, так и в других областях (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, телекоммуникации, информационные технологии, производство потребительских товаров). Будет развиваться взаимодействие в производственной кооперации и по линии промышленных округов.

Россия заинтересована в развитии взаимовыгодной торговли и инвестиционных проектов с Великобританией, в том числе в финансовой сфере и энергетике.

Финляндия. Добрососедский характер российско-финляндских отношений будет содействовать дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических связей, которые будут определяться сохранением мощной энергосоставляющей российского экспорта и ростом прямых капиталовложений финских компаний в российский лесной и энергетический комплексы, отрасли потребительского рынка.

Отношения Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы будут развиваться в условиях восстановления кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширения присутствия российских компаний на рынках этих государств. Сохранится значение этих стран в качестве транзитных территорий для экспорта российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

Страны Балтии. Этот регион будет оставаться зоной особых экономических интересов России. В качестве отличительной черты отношений России с Литвой, Латвией и Эстонией останется тесное переплетение вопросов внешнеэкономического порядка, прежде всего обеспечения бесперебойного функционирования важной для России транзитной инфраструктуры, с проблемами национальной безопасности страны и защиты прав наших соотечественников.

Китай. В рамках отношений стратегического партнерства с Китаем будет возрастать значение экономической составляющей сотрудничеств Развитие внешнеэкономических связей с Китаем как одним из лидеров мирового экономического роста будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям: Продвижение российской машинно-технической продукции на рынок Китая с акцентом на проекты в сфере энергетического, транспортного машиностроения, поставок оборудования для горно-шахтной промышленности, гражданского авиа- и судостроения; Расширение инвестиционного сотрудничества в области развития инфраструктуры приграничных территорий, Углубление сотрудничества в сфере НИОКР и образования; Совершенствование взаимодействия в сфере противодействия теневой экономике и нарушениям прав интеллектуальной собственности. Приоритетными направлениями в развитии российско-индийского сотрудничества будут: Расширение сотрудничества российских компаний с индийскими партнерами в разведке и разработке месторожденийполезных ископаемых на территориях обеих стран;

Сооружение и модернизация энергетических объектов на территории Индии, расширение сотрудничества в секторе атомной энергетики; Углубление взаимодействия российских и индийских организаций в формировании международного транспортного коридора «Север-Юг», создание совместных терминально-логистических центров на этом направлении, участие российских организаций в обустройстве внутренних водных путей Индии;

· Создание в рамках Комплексной долгосрочной программы научно-технического сотрудничества между Россией и Индией совместных центров: по передаче технологий, цветным металлам, биомедицинским технологиям, ускорителям и лазерам, совместная разработка многоцелевого гражданского самолета.

Соединенные Штаты Америки следует рассматривать в качестве особого партнера в сфере внешнеэкономических отношений, что определяется лидирующей ролью США в мировой экономике и торговле, масштабами их научно-технического, инвестиционного и финансового потенциала. Они доминируют во многих международных и региональных экономических и финансовых институтах. Экономические и политические события, происходящие в США, заметно воздействуют на общее состояние мировой экономики. Американский рынок представляет значительный интерес для российских компаний как с точки зрения продаж российских товаров и услуг, так и приобретения зарубежных активов в реальном секторе, освоения передовых технологий и бизнес-компетенций.

Канада. Приоритетными направлениями российско-канадского сотрудничества будут развитие проектов в сфере энергетики, в отдельных отраслях промышленности и сферы услуг, налаживание взаимодействия в реализации уникального транзитного потенциала обеих стран путем организации арктических морских и трансполярных авиационных маршрутов, которые могут стать кратчайшим связующим транспортным звеном между экономиками Северной Америки и Евразии. Страны Латинской и Центральной Америки развиваются быстрыми темпами, растет их потребность в импорте машин и оборудования, современных технологий, промышленного сырья, удобрений. Они также располагают разнообразными природными и сельскохозяйственными ресурсами, представляющими интерес для российских компаний. Ведущий партнер России в Латинской Америке - Бразилия - имеет высокоразвитые агропромышленную, горнорудную, металлургическую, машиностроительную отрасли и сферу услуг, становится крупной энергетической державой.

Активизация сотрудничества со странами Латинской и Центральной Америки будет осуществляться преимущественно по следующим направлениям:

· Укрепление присутствия России в странах региона путем расширения номенклатуры экспортных поставок машин и оборудования, продукции химической промышленности, компонентов авто- и авиатранспортных средств, спецтехники и др.;

· Расширение поставок оборудования и сервисных услуг для строительства объектов «под ключ» и для организации сборочного производства по российским лицензиям товаров, оказание услуг в рамках строительства промышленных и энергетических объектов;

· Развитие инвестиционного сотрудничества, направленного на производство продукции, поставляемой как на рынки латиноамериканских, так и третьих стран, в сфере электроэнергетики, строительства нефте- и газопроводов, авиатехники, железнодорожного транспорта, космической индустрии, горнорудной и нефтедобывающей промышленности, автомобилестроения, военной техники;

· Создание совместных предприятий по добыче и переработке промышленного сырья и сельхозпродукции;

· Взаимодействие по развитию науки, технологии и инноваций, в первую очередь по таким направлениям, как нано- и биотехнологии, информационные технологии, телекоммуникации;

· Развитие взаимодействия с региональными интеграционными объединениями, прежде всего с МЕРКОСУР и Андским сообществом.

 

Основная цель внешнеэкономической политики в регионе – выстраивание устойчивых торговых и инвестиционных отношений с ведущими странами Ближнего и Среднего Востока, обеспечивающих наращивание российского экспорта, в том числе машинно-технических товаров и спецтехники.

Основные направления взаимодействия:

· Участие в проектах геологоразведки и добычи углеводородов, а также создание трубопроводной сети (Турция, Израиль, Иран, Алжир);

· Создание на территории стран региона сборочных производств российской машиностроительной продукции и содействие развитию промышленной кооперации;

· Сотрудничество в области атомной энергетики, обеспечение условий для внедрения российских ядерных технологий и услуг по строительству АЭС (Турция, Египет, Алжир, Марокко, страны Персидского залива);

· Создание транспортного коридора «Север-Юг», развитие железнодорожно-паромного маршрута по Каспийскому морю;

· Участие в строительстве сети железных дорог (Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Алжир, Ливия).

Африка, являясь быстроразвивающимся регионом, представляет стратегический интерес для российской экономики, в том числе как источник природных ресурсов, рынок для реализации инвестиционных проектов и рынок сбыта продукции машинно-технического экспорта. Спецификой Африки является также наличие большого числа беднейших стран, нуждающихся в оказании помощи развитию, в том числе в рамках глобальных инициатив («Группа восьми» и др.).

Приоритетами внешнеэкономической стратегии в этом регионе являются:

· Разведка недр, добыча, транспортировка нефти, обустройство и эксплуатация месторождений, приобретение газовых, нефтяных, урановых и бокситовых активов (Ангола, Нигерия, Судан, ЮАР, Намибия и др.);

· Строительство энергетических объектов – гидроэлектростанций на реке Конго (Ангола, Замбия, Намибия, Экваториальная Гвинея) и АЭС (ЮАР, Нигерия);

· Создание плавучих АЭС, обеспечение участия ЮАР в международном проекте создания центра обогащения ядерного топлива в России;

· Строительство железных дорог (Нигерия, Гвинея, Ангола);

· Создание российских торговых домов для продвижения и техобслуживания российской машинно-технической продукции (Нигерия, ЮАР).

Как для регионов Ближнего и Среднего Востока, так и для Африки актуальна задача участия российских компаний в приватизации промышленных активов, в том числе созданных с технической помощью бывшего СССР (Иран, Турция, Марокко, Нигерия, Гвинея, Ангола).

 

99. Современные тенденции процесса модернизации нормативно-правовой базы государственной внешнеэкономической политики.

Ряд актов был переиздан:

- таможенный кодекс (2003)

- закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003)

- закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003)

- ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003).

Все эти реформы были связаны с решением войти в ВТО.

«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 1995 и 2003

Закон от 2003 года по-новому определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов РФ. Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности названы:

- защита прав и законных интересов участников ВЭД, а также прав и законных интересов российских производителей

- равенства и недискриминации участников ВЭД

- единство таможенной территории РФ

- взаимность в отношении другого государства, групп

- обеспечение выполнения обязательств по международным договорам

- выбор мер госрегулирования ВЭД

- основной пункт – гласность в разработке, принятии и применении мер госрегулирования ВЭД

- обоснованность и объективность применения госрегулирования ВЭД

- исключение неоправданного вмешательства государства в ВЭД и нанесение ущерба участникам ВЭД

- обеспечение обороны страны и госбезопасности с точки зрения экономики

- обеспечение обжалования

- единство системы госрегулирования ВЭД

- единство применения методов госрегулирования ВЭД на всей территории

Закон четко разграничил полномочия между РФ и субъектами РФ (подробно см. №5)

Кроме того ст. 12 гл. 4 четко установила методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (подробно см. № 3)

Основные мероприятия закона:

- кредитование участников ВЭД

- функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов

- организация выставок и ярмарок российских товаров, услуг и интеллектуальной собственности на мировые рынки.

- проведение кампаний (в том числе и рекламных) по продвижению российских товаров и услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Новый закон в качестве специального вида внешнеторговой деятельности называет приграничную торговлю. Приграничная торговля осуществляется на основе международного договора РФ с сопредельным иностранным государством.

Таможенный кодекс 1993 и 2003

подготовка новой редакции Т.к. Р.Ф. была продиктована практическими проблемами развития экономики и внешней торговли России, необходимостью обобщить накопленный опыт работы таможенной службы, преодолеть отставание законодательного регулирования таможенного дела в нашей стране от ушедшей вперед международной практики таможенного регулирования, направленной на упрощение и ускорение таможенного оформления в целях содействия нормальному ходу международной торговли, и обеспечить разумный баланс интересов государства и добросовестных предпринимателей-участников внешнеторговой деятельности.

После принятия Т.К.в 1993 г. развитие правового регулирования таможенного дела происходило в основном путем издания нормативных правовых актов ГТК России, критическая масса которых превысила разумные пределы. Именно эти акты, а не законы определяли правила таможенного регулирования. Поэтому была поставлена цель заменить «массив» таких актов нормами прямого действия в новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Однако отмечавшиеся громоздкость и запутанность отдельных положений, частые изменения в технологии таможенного регулирования в указанном «массиве» актов не единственный недостаток таможенного законодательства. В Кодексе 1993 года существовала определенная несбалансированность прав и обязанностей таможенных органов, с одной стороны, и законопослушных экспортеров и импортеров, с другой. В Кодексе не была отражена современная доктрина управления рисками в таможенном деле, которая заключается в том, что таможенные органы должны создавать условия для беспрепятственного перемещения товаров в международной торговле, одновременно обеспечивая безопасность такого перемещения через таможенную границу (с точки зрения предотвращения контрабанды и пропуска запрещенных товаров, типа наркотиков) и которая нашла закрепление в таможенном законодательстве многих стран. Но вместе с тем, таможенной службой после 1993 гг. был накоплен и значительный положительный опыт таможенного регулирования, который следовало отразить в Кодексе.

Кроме того, переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) выявили в известной мере нестыковку ряда положений российского таможенного законодательства с соглашениями ВТО, принципы и нормы которых представляют обобщение мировой практики регулирования международной торговли. Была выявлена и нестыковка и с таким международным договором, принятым в рамках Всемирной таможенной организации (Россия – ее член с 1992 г.), как Киотская конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее – Киотская конвенция). Россия не присоединилась пока к этой Конвенции, но положения ее базируются на общепринятых в мире принципах и нормах таможенного регулирования и не могут быть проигнорированы.

На исправление указанных недостатков и была нацелена работа по новой редакции Кодекса. Нововведения:

- О таможенно-тарифном регулировании внешнеторговой деятельности.

- О нетарифном регулировании внешнеторговой деятельности.

- О соотношении назначения таможенной пошлины и налогов.

- О принципах установления ставок таможенных пошлин.

- О таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

- О правилах определения страны происхождения товара.

- О складах временного хранения и таможенных складах.

- О некоторых видах таможенных режимов.

Таможенный кодекс Таможенного союза — кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза.

«О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 и 2003

Валютный закон 2003 г. в большей степени, нежели старый закон 1992 г., предусматривает защиту прав субъектов валютных операций, определяя границы их обязанностей перед контролирующими органами. Резиденты и нерезиденты обязаны:

- представлять органам и агентам документы и информацию

- вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям
- выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений.

Валютный контроль - форма государственного юридического (административного) принуждения, применяемой в целях побуждения резидентов и нерезидентов к исполнению установленных правил совершения валютных операций, предупреждения, пресечения валютных правонарушений и наказания правонарушителей. Валютный закон 2003 г. исключает и оставшуюся норму гражданско-правовой ответственности (взыскание в доход государства всего полученного по недействительной сделке). Из нового Валютного закона разрешительный порядок осуществления валютных операций исключен. Действующий Валютный закон в редакции, вступившей в силу 18.06.2004, предусматривает еще в течение года выдачу разрешений для открытия юридическим лицам - резидентам счетов в банках за пределами РФ. Большее количество норм нового Закона связано с документами..

Валютный закон 2003 г. в отличие от Закона 1992 г. в системе валютного контроля предусматривает большую степень защиты интересов хозяйствующих субъектов. Вместе с тем июньскими (2004 г.) актами ЦБР установлено значительное количество документов по валютным операциям, представляемых в уполномоченный банк, после чего все валютные операции можно считать контролируемыми через систему учета. Как и ранее, новый Закон не регулирует порядок проверок резидентов и нерезидентов, отдав этот вопрос на откуп самим контролерам. Новый Валютный закон (как и старый), предоставляя валютным контролерам право проверки полноты и достоверности учета по валютным операциям, не дает толкования указанному термину.

ФЗ «О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ, АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕРАХ ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ» 2003

Цель закона: защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим, демпинговым или субсидируемым импортом в Россию. При чем, закон не регулирует отношения, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д. Введению какой либо меры при импорте товара должно предшествовать расследование, в ходе которого исследуется товар, его цена, объемы импорта и степень его влияния на соответствующую отрасль экономики. Принятие решения (решение о введении, о применении, о пересмотре или об отмене такой меры либо о ее неприменении) по результатам расследования осуществляется Правительством РФ в течение 14 календарных дней со дня регистрации доклада, который представлен органом, проводящим расследования, и содержит предложения о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.