Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеология в период застоя и Национальная политика КПСС






Руководство КПСС, форсируя темпы вооружения, оказывая максимально возможное давление на другие страны, пыталось превратить Россию в сильнейшую державу мира, а внутри СССР — ликвидировать всякую государственность больших и малых народов, входивших в его состав, заставить говорить их только на одном языке — русском. Это направление стало одним из главных в идеологии, господствовавшей в СССР в годы застоя. Ассимиляция народов и народностей, населявших СССР, стала приобретать устойчивый характер. Если сталинская администрация для укрепления власти использовала метод тотального уничтожения народов вне зависимости от национальности, то хрущевско-брежневский аппарат решил сформировать на 1/6 суши " исторически новую общность людей — советский народ".

В программах партии прочно утвердилась марксистская теория об " исчезновении государств", " слиянии наций" при коммунизме.

Противодействие национальной интеллигенции.

В 60-х годах казахская молодежь, обучавшаяся в Москве, создала неофициальную организацию " Жас тулпар". Идейным вдохновителем и главным организатором был Мурат Ауэзов, ему помогали А. Кадыржанов, Б. Тайжанов и др.

Последователи этого общества, возникшего вначале вокруг ансамбля " Жас тулпар" и объединявшего около 800 студентов, позже появились в Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, Одессе и других городах Союза. В Караганде это общество называлось " Жас казак", в Семипалатинске действовало под названием " Тайшубар". Их руководители и участники впоследствии стали известными в республике людьми.

Молодежь пыталась разбудить национальное самосознание масс, делала руководящим органам конкретные предложения, касающиеся национальных отношений.

Популярные в 70-е годы не только в республике, но и во многих странах мира ансамбли " Гулдер", " Дос-Мукасан", " Айгуль" возникли под влиянием " Жас тулпар".

Организация " Жас тулпар" оказала определенное влияние на развитие общественно-политической мысли в республике и за ее пределами, способствовала росту национального самосознания казахской молодежи.

В 1975 г. была опубликована книга историко-лингвистического содержания известного казахского поэта и писателя Олжаса Сулейменова " Аз и Я". В этой книге поэт, сделав анализ " Слова о полку Игореве", считавшегося великим памятником русской литературы, пришел к выводу, что " это произведение возникло на стыке славянского и тюркского этнического мира и в нем нашли отражение ценности двух соседних культур". Действительно, в " Слове о полку Игореве" часто встречаются тюркские слова, наименования, сочетания. Было очевидным, что в ту историческую эпоху, когда происходили эти события, влияние тюрков на общественную жизнь восточных славян было значительным. Однако некоторым представителям русской интеллигенции такой вывод не понравился. Под руководством главного идеолога того времени М. Суслова книге О. Сулейменова было организовано опровержение. Книга была изъята из продажи, библиотек, запрещено ее новое издание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.