Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменная культура древних тюрков.






Территории Южной Сибири, Алтая-Саяна и Казахстана населяли племена древних тюрков. Они говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской письменностью. Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв. Он был создан на основе родоплеменных тамг (знаков). Поэтому древняя руническая (тайная, смысловая) письменность являлась письменностью тюрков. Древняя тюркская письменность появилась на нашей территории в середине первого тысячелетия до нашей эры.

Во время установления дипломатических отношений между Западно-тюркским каганатом и Византией тюркские посланники доставили послание, написанное скифским письмом. Так что не вызывает никакого сомнения, что «скифские письмена» - это и есть древнетюркская письменность.

Основные древние памятники тюркской письменной литературы - письмена «Культегин» и «Тонъюкок». Это поистине исторические дастаны (поэмы). Они были созданы в период Тюркского каганата и содержат много описаний исторических событий.

К литературе VIII-IX веков относятся «Книга моего деда Коркыт-Ama» и поэма «Огузнаме». Оба эти произведения в VIII веке передавались из уст в уста и широко распространялись среди народа, начиная с XI века их стали записывать в письменной форме.

«Книга моего деда Коркыт-Ата» состоит из 12 эпосов. Она повящена знаменитому акыну и кобызисту Коркыту, превратившетуся в легендарного героя. Мавзолей Коркыта находится в Кармакгинском районе Кызылординской области. Судя по этому, он родился и умер в Казахстане.

Одним из произведений раннего средневековья является поэма «Огузнаме». Она появилась в связи с историческими событиями во втором веке нашей эры. В VI веке была переведена на персидский, а в IX веке - на арабский языки. Старый вариант «Огузнаме» первым записал в XIII веке знаменитый персидский историк Рашид ад-Дин. Затем, в XVII веке, его полностью записал Абулгазы хан.

Основная идея произведения - призыв к народному единству и героизму во имя защиты родины от завоевателей. По содержанию оно созвучно с эпическими произведениями казахского народа, а по стилю - с его устным творчеством.

Тюрки поклонялись и силам природы. Родственники умершего обычно устанавливали юрту на холме, приносили в жертву скот, затем сжигали труп умершего, его вещи и коня. В случае смерти человека летом, после сжигания пепел собирали и хранили до осени, когда начинают желтеть травы, и только тогда предавали земле. А если человек умер зимой, то пепел хранили до весны, пока не зазеленеют травы и не распустятся листья деревьев, тогда рыли могилу и хоронили пепел. Это доказывает, что тюрки также поклонялись и четырем временам года.

Тюрки также поклонялись Небу (культ Тенгри), покровительнице домашнего очага (Умай-ана), Кок бори (Волку).

С целью уберечь своих детей и скаковых лошадей от сглаза и беды тюрки из шерсти, когтей, глаз и языка волка изготавливали талисманы (обереги) - тумары.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.