Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведийский период истории Индии






По мнению западной науки, этот этап истории Индии начался в первой половине I тысячелетия до н.э. и продолжался примерно до VII–VI вв. до н.э. По представлениям самих индусов религия Вед зародилась гораздо раньше: 6 тыс. лет назад (или даже 100 тыс. лет назад — как пишет Е.П. Блаватская). Ведический период берет свое название от Вед, являвшихся основным священным текстом и религиозным авторитетом индусов не только ведического периода, но и по сей день. Иногда этот период индийской религии называют ведизмом, он представляет синтез учений арийских племен, пришедших в Индию по официальным данным в середине II тысячелетия до н.э., а по мнению индийских пандитов — примерно в V тысячелетии до н.э. с аватара Рамой. Основу писания составляет извечная борьба добра и зла, созидательного и разрушительного начал Природы — девов и асуров.

Богов называли дева («сияющий», «светлый», это слово родственно нашему слову «день»). Многие из них связаны с принципом солнца и света в разных его проявлениях и воплощают силу порядка и гармонии. Не менее сильные существа, враждующие с богами, назывались асурами, от слова асу (особая магическая жизненная сила). Это древние божества хтонической, темной природы, часто описываемые как змееподобные.

«Складывается впечатление, — пишет М. Элиаде, — что в ведийских учениях сделано все возможное, чтобы установить своеобразную двойную перспективу; хотя в данной нам непосредственной реальности боги и асуры имеют различную природу и обречены сражаться друг против друга, при этом они — до сотворения мира или до того, как мир принял настоящую форму, — были единосущны друг другу».

Наибольшее число гимнов посвящено царю богов Индре, богу-громовержцу. Вооруженный громовой палицей ваджрой, он разъезжает по небу на колеснице, влекомой могучими конями, ею правит бог Вайю («Ветер»), а сопровождает его дружина Марутов — божеств бури. Главный подвиг Индры, составляющий основу ведийской мифологии, — борьба с Вритрой и такими же змееподобными демонами. Этот ведийский гимн по сути является мифом о сотворении.

Вритра («Препятствие») предстает в нем в образе огромного змея или дракона, лежащего на горе. Индра, выступая как демиург, ударом молнии высвобождает из брюха дракона воду и солнце — важнейшие стихии и элементы космоса. Он организует пригодный для жизни людей космос, благодаря ему потенциальный и непроявленный мир становится миром реальным: в нем возникают свет и тьма, верх и низ, жизнь и смерть — одним словом дуальность. Другое божество Вá руна предстает в гимнах как вседержитель риты — мирового закона круговращения Вселенной, закона справедливости (своего рода, предтечи Дхармы и Кармы), гармоничной самоорганизации мира, космической морали. Этот закон является основой мира и приводит в движение Вселенную, обеспечивает поддержание порядка в космосе и в человеческой жизни, сопряженность жизни общества и человека с ритмами космоса. К примеру, любой важный момент начинания в жизни ведийских ариев рассматривался как повторение космогонического мифа о творении (мифа об Индре и Вритре).

В более поздних книгах «Ригведы» приведены другие космогонические гимны, в которых задаются вопросы о начале мира, о «точке опоры», о том, из какого леса и дерева «вытесали небо и землю», что находилось по ту сторону «богов и демонов» и что же было тем первым зародышем, в котором содержалось все живое. В одном из гимнов рассказывается, что весь многообразный мир произошел из Пуруши — первого человека, которого боги принесли в жертву, расчленив его. Из его частей возникли варны. Из уст его возникли брахманы — жрецы, руки его стали кшатриями — воины, правители, из бедер его были созданы вайшьи — земледельцы, из ног его были созданы шудры, которые должны были служить высшим варнам.

Еще один космогонический миф рассказывает о Дьяусе-питаре (Небо-Отец) и Притхиви (Земля-Мать). До начала творения они были слиты воедино. Бог-творец разъединил их и поместил между ними воздушное пространство, создав три плана мироздания: небо, воздух и землю. Эта обычная космогоническая схема является общей и для других мифологий. В послеведийский период культ Дьяуса практически угас.

Надо заметить, что в Ведах не всегда возможно точно определить принадлежность богов к одной из трех сфер троичного представления мира.

ВЕДЫ

«Веды (санскр. „Откровение“) — священные писания индусов, от корня вид, „знать“, или „божественное знание“. Они суть наиболее древние, так же как и наиболее священные из всех санскритских трудов. „Веды“ сначала передавались устно в течение тысячелетий и затем были собраны на берегах озера Манаса-Саровара (оз. Манасаровар) по ту сторону Гималаев, в Тибете. Когда это произошло? Тогда как их религиозные учи-теля, например Свами Даянанда Сарасвати, исчисляют их древность во многие десятки веков, наши современные востоковеды даруют им, в их теперешней форме, древность не более, чем между 1000 и 2000 гг. до Р.Х. Все же, в их конечной форме, как они составлены Веда-Вьясой, сами брахманы единодушно относят их к 3100 г. до христианской эры, ко времени, когда жил сам Вьяса… Их древность достаточно доказана тем фактом, что они написаны на такой древней форме санскрита, столь отличающейся от теперешней, что нет другого подобного труда в литературе. Лишь самые ученейшие из брахманов-пандитов могут читать „Веды“ в оригинале.

„Веды“ были окончательно обработаны и составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их древности это не имеет никакого отношения… Когда мы разбираем эти гимны... они представляют глубокий интерес как история человеческого разума, так как принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы Гомера и Гесиода.»*

Веды имеют огромное значение: во-первых, они приводят нас к истокам древней арийской религии, во-вторых, они дают нам ключи к пониманию Индии, в-третьих, они дают нам понимание основных идей эзотерической доктрины и всех арийских религий. Они заключают в себе знания древних индийцев о богах, человеке и жертвоприношении, соединяющем мир земной и божественный. В них отразились представления человека об окружающем мире, космосе, ритуале, социальном устройстве, этических ценностях и морали. Некоторые понятия, используемые в Ведах, позже переходят в философию и мировоззрение брахманизма — понятие о трехчастном строении мира, понятие майи, риты — мирового закона, управляющего Вселенной, понятия жертвы, пути и т.д.

Как писал индийский ученый Р.Н. Дандекар, «Веды – это та музыка бесконечности, которая звучит извечно. Древние мудрецы слышали ее и передавали своим потомкам как самое драгоценное наследство. Веды – это шрути в том смысле, что это „ритм бесконечного, услышанного душой“».

Веды создавались постепенно, поэтапно, поэтому на данный момент мы знаем четыре основные книги.


«Ригведа» — «Веда гимнов», или основная веда.

Она представляет собой своего рода Библию человечества, от которой произошли все религиозные традиции. Эта веда — основной источник знаний о древнеиндийских божествах (в ней говорится о 333 или 330 миллионах богах). «Ригведа» была записана в период 1500–1000 гг. до н.э., но существовала значительно раньше. «Ригведа» состоит из 1028 гимнов, собранных в 10 книг-мандал.

На первом, самом раннем этапе индийской культуры очень важно было пробудить в человеке чувство мистики, священного отношения к богам, обозначить и объяснить основные принципы и силы, действующие в Природе, поэтому «Ригведа» составлена из гимнов. Эта книга была сложена на языке, который так и назывался «ведийский», а после обработки учеными-жрецами получил название санскрита.

«Самаведа» — «Веда напевов».

«Яджурведа» — «Веда жертвенных формул».

«Атхарваведа» — «Веда магических заклинаний».

«Атхарваведа» (наиболее поздняя) изначально была связана со жрецами культа огня, знатоками магии. Они заложили основы домашнего ритуала, который и по сей день играет в индуизме важную роль. «Пятая веда» — пураны. Приписыватся Вьясе, автору «Махабхараты».

К традиции шрути принадлежат помимо Вед и другие тексты, непосредственно опирающиеся на них и развивающие отдельные их стороны:

К каждой веде — самхите примыкают:

Брахманы — содержат комментарии к правилам, ритуалам.

Араньяки — размышления для тех, кто живет в лесах.

Упанишады (букв. «сидеть у ног Учителя») — тексты этического, философского и ритуального характера.

Брахманы в основном были предназначены для жрецов-брахманов. Основная их задача была — раскрыть, объяснить определённый порядок жертвоприношения.

Араньяки — это учения, посвященные отшельникам, араньяки в переводе означают «лесные книги». Для трех высших варн индуистов было четыре необходимых ступени развития; первая ступень — ученик, когда они начинали изучать Веды под руководством учителя; вторая ступень — «семьянин», как главный жрец семьи, который проводит основные ритуалы, отвечает за её развитие; третий этап в жизни брахмана — «отшельник», уход в леса для размышлений (как раз для этой части были посвящены араньяки, т.е. учения о духовном просветлении для начинающих отшельников, наставления о том, что такое жертва, созерцание, размышление, единение с Богом и т.д.).

Упанишады предназначались для четвёртой стадии развития «дваждырожденных» — отречения для пожелавших стать аскетами. В упанишадах содержится свод философских представлений ведизма. Упанишад 108, но основных 13. Они возникли (по официальным данным) в период VIII–VI вв. до н.э. В упанишадах и брахманах упоминаются определенные констелляции звезд в точно указанных положениях, что позволяет датировать время создания эпоса примерно 20 000 г. до н.э. Собственно упанишады стали основой одной из философских школ брахманизма — веданты (букв. «конец вед»). Упанишады — искусство достижения Божества, это наставления брахманов царям-кшатриям в мудрости.

В упанишадах появляются основные философские понятия: Брахман (единое, невыразимое и непостижимое Божество) и Атман (духовное начало человека, исходящее из Брахмана и тождественное ему), всеединство Божества и мира, понятие «Я», прана (тонкая жизненная энергия), Карма (закон причинно-следственной связи), сансара (перевоплощение, круговорот жизней и смертей) и мокша (освобождение от колеса сансары).

 

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА.

Религия племен долины Ганга все ещё сохраняла близость с религией древних иранцев. Обеим были присущи культ огня, культ предков, использование при важнейших обрядах особым образом приготовленного напитка — сомы (у иранцев называвшегося хаома). Можно обнаружить много примеров сходства в терминологии и соответствий в пантеоне и мифологических персонажах.

Как и другие народы древности, индийцы верили, что жизнь природы и общества идет в соответствии с предписаниями богов (дэвов)—существ, подобных людям, но обладающих сверхъестественным могуществом. Из них главными были три: Индра — бог-громовержец и воитель, раджа среди богов; Агни — бог огня, хранитель дома, посредник между людьми и богами; Сурья — бог Солнца, враг мрака и холода. Женские божества в религии «Вед» уже потеряли значение. Кроме-дэвов признавали и другой род сверхъестественных существ — асцров, но принадлежавшие к ним божества, например бог неба Варуна, бог света и договоров Митра, играли меньшую роль, были как бы дальше от человечества.

Поскольку считалось, что мир существует и люди преуспевают только благодаря богам, а боги живут жертвоприношениями, главным для верующих было принесение им жертв. В угоду им закалывались животные, в костер бросали хлебные зерна, лили топленое масло, молоко, а также сому; бог Луны Сома считался одновременно божеством этого напитка, дающего богам неограниченное долголетие и могущество. Некоторые обряды отличались сложностью и дороговизной; для их совершения и произнесения соответствующих текстов и формул требовались люди специально подготовленные. Значение варны брахманов основывалось главным образом на их роли в культе, на обладании ими «священным знанием» (ведой). Расходы на совершение обряда нес тот, в пользу которого он исполнялся, а расходы на государственный культ — царь. Ни храмовых хозяиств, ни самих храмрв как постоянных мест богослужения в ведической религии не было.

По представлениям древних индийцев, сохраняющимся и в современном индуизме, тело смертно, а душа вечна, после смерти тела она переселяется в другое тело, а в какое именно — зависит от поведения человека в прошлой жизни; поэтому само понятие «действие» (карма) означает не только поведение, по и воздаяние, с которым оно неизбежно составляет единство.Душа добродетельного возрождается среди более высоких существ, греховного — среди низших. Социальный смысл учения о карме заключается в том, что угнетенное положение труженика объясняется воздаянием за его «греховное» поведение в предшествующей жизни, он сам виноват во всем. Привилегированное же положение знатных и богатых — просто вознаграждение им за их добродетельность в прошлой жизни. Что такое грех и добродетель — определялось господствующей идеологией, которая объявлялась данной богами. Учение о карме как средство идеологического воздействия на народ оказалось для господствующего класса столь удобным, что стало основой морально-этического учения во всех индийских религиях и сохраняет свое положение вплоть до настоящего времени.

В рассматриваемый период появляются зародыши научного изучения действительности, но характерно, что появляются они все же в дисциплинах, предназначенных для изучения «Вед», — фонетике, грамматике, этимологии, астрономии: мышление оставалось прежде всего религиозным. Однако немалы были достижения и в математике: так, индийцы задолго до греков (но, по-видимому, позже вавилонян) знали теорему, носящую имя Пифагора. Известно о существовании профессиональных лекарей, умевших определять и лечить более сотни различных болезней и знавших лечебный эффект многих природных веществ.

Храмов и сложных погребальных памятников древние индийцы не возводили, хотя обряды были и сложными и дорогими. Образ жизни даже знати был еще простым, города немногим отличались от деревень. Дворцов не было, и достижения индийцев в искусствах можно считать скромными.

От ведического периода до нас дошла в основном религиозная словесность. Жанры её разнообразны: гимны богам, восхваления жрецами щедрых дарителей, жертвенные формулы, заклинания, описания ритуалов, религиозно-мистические сочинения. Иногда тексты отличаются красочностью и богатством художественных средств. В рассматриваемый период «Веды» еще не были записаны, а передавались от учителя к ученику изустно, и до сих пор не обнаружено ни письменной литературы, ни самой письменности ведического периода. Древнеиндское письмо вымерло вместе с культурой Мохенджо-Даро и Хараппы, а первые памятники индоарийских слоговых видов письменности, которые, по-видимому, не связаны с древнеиндской, дошли лишь от, IV—III вв. до н.э. Тем не менее представляется вероятным, что первая индоарпйская письменность сложилась ранее — вероятно, не позже первой четверти I тысячелетия до н.э.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.