Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антропогенез, проблема причин и факторов антропогенеза. Семейство гоминид.






Антропогенез (от греч. «антропо» - человек, «генез» - развитие) – процесс происхождения человека как отдельного биологического вида, то есть процесс выделения из животного мира. Процесс происхождения человека протекал под влиянием биологических и социальных факторов. Благодаря речи и труду в условиях общественной жизни, человек поднялся над природой. Он - единственный биологический организм, вышедший за пределы биологической эволюции. При этом человек включает в себя наиболее высокорганизованные формы биологического движения, надбиологическая сфера человека (материальная и духовная жизнь общества) существенно зависит от биологических условий существования.

ПРОБЛЕМА ПРИЧИН АНТРОПОГЕНЕЗА
Причины антропогенеза считаются дискуссионными в обществе.

1). ДОТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: Лукреций считал, что человек появился из-за влияния природной среды.
2). ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: Эта теория изложена в «Сказаниях евангелистов». Бог создал мир за пять дней, на шестой день – «скотов и гадов и всяких других животных...», и под самый конец сотворил человека, по образу и подобию своему. Согласно этой концепции, мир не имеет развития и истории, прошлое и будущее точно такие же, как и настоящее. Мир и человек появились потому, что так сказал Бог – единственная причина их творения. Таким образом, здесь отсутствует главное, что делает теорию научной – объяснение естественных причин и закономерностей появления, развития мира и человека. Но, тем не менее, эта гипотеза имеет право на жизнь, тем более что человечество 2, 5 миллиона лет принимало еѐ как единственно верную. И мы, современные люди, не можем начисто отметать еѐ, так как все точки зрения, которые существуют, не являются аксиомами, это только гипотезы. Теологическая теория сыграла, да, пожалуй, и сегодня играет большую роль в духовном становлении человека, помогает определить границы нравственного и безнравственного в человеке. Однако данные археологии не совсем ее подтверждают.
3). ТЕОРИЯ ОЛОГЕНИЗМА: В 1929 г. французский антрополог Монтандон во французском журнале «Антропология» представил свою теорию происхождения человека и его рас— теорию ологенизма. Монтандон утверждал, что все расы существовали вместе на всем возможном для заселения пространстве Земли. Действие естественного отбора оставило в каждом ареале только тот расовый тип, который оказался максимально подходящим под конкретные условия обитания.
4). ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ: Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX веке. Главное достижение в этой области является утверждение эволюционной теории. В 1871 году в книге «Происхождение человека и половой отбор», Чарльз Дарвин, биолог и естествоиспытатель, выдвинул предположение о животной связи человека с высшими приматами (обезьяноподобными предками). О прямой связи человека с обезьяноподобными предками несколько позже стал говорить сторонник и пропагандист немецкий биолог Эрнст Геккель. Согласно этой теории возникновение непосредственно нашего вида Homo sapiens (человека разумного) произошло в ходе эволюции отряда приматов. Общий предок человека и низших обезьян – дриопитек («древесная обезьяна»). Идущая от дриопитека к человеку главная магистраль эволюции проходит через австралопитеков. От последних отделяется эволюционная ветвь, ведущая к появлению высших обезьян (шимпанзе, горилла, орангутанг). На главной же магистрали с австралопитека начинается эволюция гоминид (семейства человекообразных приматов, которое включает в себя и человека, и его предшественников) – антропогенез.
Дриопитек – австралопитек – гоминид – человек умелый (homohabilis) – человек прямоходящий (homoerectus) – человек разумный (homosapiens) – кроманьонец – современный человек.

В изменении вида человека участвовали 4 механизма эволюции:
- изменчивость – выработка природный признаков (новые свойства приобретаются под влиянием природы, крайне медленное явление, на него уходило миллионы лет);
- наследственность – закрепление изменений в генах человека (атавизм – наследие предшествующих эпох: все сохраняется, но не все проявляется);
- борьба за выживание – выживает самый приспособленный (внутри одного вида, а затем и между видами);
- естественный отбор – основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.

Эволюция не зависит ни от человека, ни от Бога, а – от общих изменений климата биосферы.

5). ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ: Фридрих Энгельс в 1884 году создал труд «Человек создал труд», основной мыслью которого стало доказательство того, что социальный фактор выше биологического. Трудовая теория была принята в СССР как официальная теория.
6). ТЕОРИЯ МУТАГЕНЕЗА: Теория мутагенеза является самой новой из всех, была принята в первой половине – середине ХХ века. Авторами ее являются Алексеев и Керниц. Ключевая идея этой теории – воздействие на человека солнца и подземных процессов. В 80-90-е годы ХХ века произошло комбинирование теорий антропогенеза. Матюшин в 1983 году создал теорию генных мутаций и радиационных катастроф. Основная идея: эволюция + мутация + труд.
7). ТЕОРИЯ ПОЛИЦЕНТРИЗМА: Концепция о происхождении человека современного вида (неоантропа – homosapiens) в нескольких областях земного шара. В каждой из этих областей, по мнению сторонников полицентризма, в результате самостоятельной эволюции живших здесь архантропов, а затем палеоантропов, современный человек возникал в виде конкретной большой расы (европеоидной, негроидной, монголоидной и т.п.). Одним из основателей этой концепции считается американский антрополог Ф. Вейденрейх, из советских исследователей сторонником полицентризма был Г. Ф. Дебец. Против этой теории свидетельствует отсутствие морфологического соответствия между ископаемыми формами людей и современными расами, живущими на этой же территории, и большое сходство рас современного человечества между собой по многим не связанным друг с другом признакам.
8). ТЕОРИЯ МОНОЦЕНТРИЗМА: Учение о происхождении человека современного типа (Homo sapiens) и его рас в одной области земного шара от одной формы древнего человека. На позициях моноцентризма стоят многие советские антропологи. В 1947 г. Я. Я. Рогинский предложил «теорию широкого моноцентризма» как альтернативу теории полицентризма Вайденрейха и теории ологенизма Монтандона. В окончательном виде он представил её в 1949 г. в работе «Теории моноцентризма и полицентризма в проблеме происхождения современного человека и его рас». Она сводится к следующему: не существует морфологического соответствия между локальными формами древнейших и древних гоминид, с одной стороны, и современными человеческими расами, с другой.
9). ТЕОРИЯ РАСШИРЕННОГО МОНОЦЕНТРИЗМА: В.П. Алексеев предположил несколько иной вариант развития событий: позднюю миграцию части экваториалов западного ствола на восток, в результате чего сложилась австралоидная раса (Алексеев В.П., 1978; 1984). Таким образом, два центра происхождения современного вида человека у В.П. Алексеева сохраняются, но экваториальная раса оказывается возникшей из одного центра - западного. Аргументы моноцентристов и полицентристов многочисленны и подтверждаются фактическим материалом. Однако они никак не могут перевесить друг друга, и потому пока нельзя твердо ответить на вопрос - где же возник современный человек.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.