Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Футурология в сатире 20в.






Футурология – пр-я со взглядом в будущее, разоблачающие это будущее. Сплав сатиры и футурологии рождает жанр антиутопии. Первой советской антиутопией стал р-н Евгения Замятина «Мы». К этому же жанру антиутопии следует отнести р-н Платонова «Чевенгур» и его повесть «Котлован». Войнович «Москва 2042» (1986).

 

30. Творчество М.Цветаевой. Периодизация. Основные поэтические циклы. Жанровое своеобразие. Мари́ на Ива́ новна Цвета́ ева (1892—1941) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших поэтов XX века.Ее творчество можно разделить на 4 этапа: 1 этап – Ранний период с 1908 по 1913 года. В этом периоде появились произведения: Вечерний альбом”, “Волшебный фонарь”, “Из двух книг”. Эти сборники стихов сильно близки к творчества молодых символистов в те времена, а также и домашней литературе. В образе героев Цветаевой можно узнать черты, происходящее и характеры реального быта. Исповедь, в которой поэтесса рассказывает про свою семью, но в тоже время пишет и адресирует их семье. Реальный мир моделирован средствами сказки и он виден глазами ребенка. 2 этап – период с 1915 по 1923 года, именно тогда происходит профессиональное утверждение Марины – это “Юношеские стихи”, “Вестый I”, “Вестый II”, “Лебединый стан” (посвященный Белой армии), “Ремесло”. “Ремесло” является московской темой, текст выработан во время поездки в Петроград. Тогда Цветаева мотивированна глобальной культурной оппозицией 19-го века (Москва – Петербург). Москва эксплицируется, как эманация исконно русским идеализированным топосом, которому Цветаева дополнительно придает черты допетровской Руси (смутные времена бродяг, преступников с которыми лирическая героиня дружит). Московский текст превращает Цветаеву в поэтессу с самостоятельной позицией, говорящей своим и только своим голосом в литературном пространстве. “Версты I” отображает чужой текст в заглавиях (“Стихи о Блоке”, “Стихи о Ахматовой”) – Цветаева пишет что-то вроде, как имитацию соответствующего автора. Марина Цветаева, лирическая героиня - явно демонстрирует свою склонность к трансформациям, ей чужды устойчивость и постоянство. Драматургия – пьесы для чтения, но написаны для театрального ателье Евгения Вахтангова в 1918-19 г. Сюжеты пьес заимствованны из французской истории 18-го века. 3 этап – период с 1922 по 1926 года “После России” лунный пейзаж, художественный мир находится вне временных представлений и пространства, а текст рассказывает о истинных состояний души человека – это характеристики смерти, жизни, любви, творчества и природы. Лирический субъект является субъектом философического познания мира. Поэтика преобладающая футуризмом с акцентом на звук и автономизации поэтического слова. Стихотворения построены как словарные статьи, но всегда под конец оказываются личным представлением и мировоззрением о всем самой поэтессы. 4 этап – период конец двадцатых и тридцатых годов. Синтез между конкретикой первого и абстрактность третьего периода творчества Цветаевой. Женщина-поэт, с тяжелей судьбой. Эссе, критика, мемуары, в которых доминирует личная точка зрения автора. Все это ощущается в сборниках – “Сад”, “Стихи к Чехии”. Цветаева - поэт трагического склада и трагической судьбы. Еще будучи совсем юной, она тайком от семьи выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Отзывы на эту книгу были благосклонными. Поэзия Цветаевой — это своеобразный дневник. Лирика обращена к душе, сосредоточена на быстро меняющемся внутреннем мире человека и на самой жизни во всей ее полноте: (Кто создан из камня, кто создан из глины, — / А я серебрюсь и сверкаю! /Мне дело — измена, мне имя — Марина, /Я — бренная пена морская.) Основные темы цветаевской лирики: Поэзия, Любовь, Родина. До революции Марина Цветаева выпустила еще две книги. “Волшебный фонарь” (1912) и “Из двух книг”. В " Волшебном фонаре " мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы и Тарусы. В этой книге впервые появилась у Марины Цветаевой тема любви. Любовь — безграничное море, неуправляемая стихия, которая полностью захватывает и поглощает. Любовь у нее принимает любые обличья: может быть тиха; трепетна, нежна или стихийна, неистова. В любом случае она всегда внутренне драматична. «Вчера еще в глаза глядел, А нынче — все косится в сторону! … Увозят милых корабли. Уводит их дорога белая... И стон стоит вдоль всей земли: «Мой милый, что тебе я сделала?» Цветаева в любви бескомпромиссна, ее не устраивает жалость, а только искреннее и большое чувство, в котором можно утонуть, слиться с любимым и забыть об окружающем жестоком и несправедливом мире. «Мне нравится, что вы больны не мной», «Солнце — одно, а шагает по всем городам. Солнце — мое. Я его никому не отдам», «Писала я на аспидной доске» и другие. В 1924 году написаны поэмы «Поэма Горы» и «Поэма Конца». «Поэма горы» - поэма любви в момент наивысшего счастья, предчувствующей неизбежность конца, знающей об обреченности. Гора у Цветаевой - символ высоты чувств, духа - высоты героев над бытом. И именно эта высота - залог трагического исхода. «Поэма Конца» - воплощение трагедии, горе, обрушившееся на героиню. Цветаева отказалась от этой любви, от бытия, чтобы не сделать его бытом. Стихотворение 1913 года " Моим стихам, написанным так рано..." стало программным и пророческим. (" Моим стихам, написанным так рано, /Что и не знала я, что я – поэт../Моим стихам, как драгоценным винам, /Настанет свой черед"). Отношение к революции 1917 года было сложным, противоречивым. Кровь, проливаемая в гражданской войне, отталкивала Цветаеву: (" Белый был - красным стал: /Кровь обагрила./ Красным был - белый стал: /Смерть победила"). В 1922 г. вышла ее книга " Версты ", состоящая из стихов, написанных в 1916 г. Воспета любовь к городу на Неве, в них много пространства, дорог, быстро бегущих туч, шорохов, предвещающих неминуемую бурю. В " Верстах" есть цикл стихов, посвященных Блоку. Он для Цветаевой - " рыцарь без укоризны". Поэзию, творчество она ощущает как свое собственное предназначение, свою силу, которую нельзя остановить ничем: «Вскрыла жилы: неостановимо, невосстановимо хлещет жизнь», «Невосстановимо хлещет стих». В ноябре 1925 года Цветаева уже в Париже, где прожила 14 лет. Во Франции она пишет свою " Поэму Лестницы" - одно из самых острых, антибуржуазных произведений. Тоска по России сказывается в таких лирических стихотворениях, как “Рассвет на рельсах”, “Русской ржи от меня поклон”, “О, неподатливый язык...”. Наиболее значительным ее произведениями этого периода являются «Стихи к Чехии» - два цикла «Сентябрь» и «Март». Они написаны перед самой Второй Мировой войной. В 1939 году Цветаева вернулась на Родину. Здесь она продолжала работать в жестоких лишениях и одиночестве. Она пишет прекрасные стихи, замечательные поэмы, стихотворные драмы, но больше занимается переводами. Поэзия зрелой Цветаевой монументальна, мужественна и трагична. Она писала и думала только о большом и важном. Потеряв всякую веру, Цветаева покончила жизнь самоубийством.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.