Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития русской л-ры конца 20-начала 21 вв.: основные течения, группы, имена.






Хронологические рамки: от сегодняшнего дня – 25 лет (т.е. к.80гг 20в – наст вр)

К середине 80х гг РЛ приходит с большими эстетическими возможностями. В свет стали выходить произведения 60х-70х гг, в особенности постмодернистического х-ра (В.Ерофеев «Мосвка-Петушки, А. Битов «», С.Соколов «Школа для дураков»). Все эти пр-я опублик-ны на стр-х лит-ных журналов, оказали сущ-ное влияние на форм-е постмодерна 90х гг.

Общественно-полит и эк перемены, начавшиеся в 1985 году, привели к переоценке ценностей, в т.ч. в л-ре. В «толстых» журналах стали публиковаться пр-я советских писателей, созданные в 70е гг и ранее, но не опубликованные в свое время по идеологическим соображениям.

В свет вышли р-ны Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», Александра Бека «Новое назначение», Владимира Дудинцева «Белые одежды», Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Широко публикуются рассказы Варлама Шаламова, проза Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», «Хранитель древностей».

Журнал «Новый мир» публикует «Архипелаг Гулаг» Солженицына. Так лагерная тема, тема сталинских репрессий стала чуть ли не основной. В 1988г здесь же публикуется скандальный роман Пастернака «Доктор Живаго». Все это были произведения, написанные задолго до 80х гг, т.н. «задержанная» л-ра.

«Роман-газета», журналы: «Новый мир», «Октябрь», «Нева», «Знамя», «Юность», «Смена»; альманах «Парус».

Второй поток литературного процесса 2 пол 80х-н 90х гг составили пр-я писателей 20-30х гг. Впервые в России были опубликованы пр-я Андрея Платонова «Котлован», «Чевенгур», Замятина «Мы», Василия Аксенова, наконец появилось русское зарубежье: Иван Шмелев «Пути небесные», «Лето господне», Борис Зайцев «Житие Сергея Радонежского», Алексей Ремезов, Марк Алданов, Владимир Ходосевич, Аркадий Аверченко.

Таким образом, «возвращенная» л-ра и коренная л-ра сливаются в единую РЛ 20в. Впервые формируется феномен: несовпадение понятий современный литературный процесс и современная л-ра. Понятие ЛП намного шире, т.к. включает в себя «ту» литературу. На фоне этого литературного процесса современная л-ра оказалось несколько вытесненной на периферию.

Основные направления современной русской л-ры. 1) Неоклассическая проза. Обращается к социальным и этическая проблемам, для нее характерны поиски гуманистических идеалов, утверждение христианской морали.

Выделяется философская ветвь неоклассической прозы. Л. Бежин «Калоши счастья», «Приватный наблюдатель», В. Кантор «Записки из полумертвого дома», Юрий Малецкий «Физиология духа».

Религиозная ветвь. А. Ким «Остров Ионы», В. Назаров «Круги на воде», ШарОв «Воскрешение Лазаря»,

Историческая ветвь. (В. Ладинский «Последний путь Владимира Мономаха», А.К. Толстой «Князь Серебрянный» начало века) Борис Васильев «Утоли мои печали», А. Сегень «Тамерлан», В. Личутин «Раскол», Дмитрий БалашОв «Степной пролог», «Сергий Радонежский», «Ветер времени».

Возобновляется тенденция связанная с дерев-ой прозой. Они развиваются в поздних произв-х В.Распутина, Василия Белова, Бориса Екимова и соврем-го писателя Алексея Варламова. Выделяют направление Жестокой прозы – жестокий реализм. С этим течением связаны произ-я написанные на тему ВОВ, нр р-н Георгия Владимова «Генерал и его армия», и произв-я на тему афганской и чеченской войны: Олег Павлов «Земляная душа, Митина каша, Дело Матюшина, Олег Ермаков, афганские рассказы. 2) Условно – метафорическая проза. Здесь доминирует филос-ая проблематика, тема будущего человеческой цивилизации. 3) Другая проза. Постмодернист-е произвед-я. Иронический авангард. 4) Женская проза. Возникает на рубеже 20-21 веков. Представители: Людмила Улицкая, Виктория Токарева, Дина Рубина, Галина Щербакова, Марина Полей, Светлана Василенко. Автор: женщина, доминирует тема семьи, и главная героиня женщина. 5) Современная массовая л-ра. Детективы, иронические детективы, кримин-ые детективы – Маринина, Устинова – соц-но-психолгич-й детектив, исторический детектив – Акунин. Гламурная л-ра – л-ра связанная с жизнью рублевки, «День счастья – завтра», «Жизнь заново», «Устирцы под дождем», «Рублевская кухня Оксаны Робски» - Оксана Робски. Антигламурная л-ра – сюжеты, высмеивающие эту жизнь. Сергей Минаев – «Духless», «Повесть о ненастоящем человеке», р-н «Z телки. Повесть о ненастоящей любви» 2008 год, 2009 год «Р.А.Б. Антикиризисный роман». Романы-расследования: Юлия Латынина «Повесть о Святом Граале» - фентези, «Дело о пропавшем Боге» («Иров День»), «Инсайдер» 1999год. Фентези – Сергей Лукьяненко, Мария Семенова – «Волкодав», «Валькирия», Вадим Арчер – «Огненный волк». 6) Современная поэзия. Поэты постмодернисты – Юрий Арабов. 7) Поэзия куртуазных маньеристов. 8) Рок-поэзия.

 

27. Изображение трагической судьбы ч-ка в тоталитарном гос-ве (по произведениям А. Солженицына, В. Шаламова, Ю. Домбровского, Г. Владимова и др). Сталинские годы — один из трагических периодов в истории России. Многочисленные репрессии, доносы, расстрелы, тяжелая, давящая атмосфера несвобо­ды — вот лишь некоторые приметы жизни тоталитар­ного государства. В. Шаламов — свидетель и участник тех ужасных событий, которые переживала тоталитарная страна. Он прошел и ссылку, и сталинские лагеря. Инакомыслие жестоко преследовалось властью, и за жела­ние говорить правду писателю пришлось заплатить слишком дорогую цену. Опыт, вынесенный из лаге­рей, Варлам Тихонович обобщил в сборнике «Колымские рассказы». «Колымские рассказы» — па­мятник тем, чья жизнь была загублена в угоду культу личности. Показывая в рассказах образы осужденных по пятьдесят восьмой, «политической» статье и образы уголовников, также отбывающих наказание в лагерях, Шаламов вскрывает многие нравственные проблемы. Оказавшись в критической жизненной ситуации, люди показывали свое подлинное «я». Были среди заключенных и предатели, и трусы, и подлецы, и те, кого «сломали» новые обстоятельства жизни, и те, кто сумел в нечеловеческих условиях сохранить в себе человеческое. Последних было меньше всего. Самыми страшными врагами, «врагами народа», были для власти политические заключенные. Именно они находились в лагере в самых жесточайших усло­виях. Уголовники — воры, убийцы, грабители, которых рассказчик иронично называет «друзьями народа», как это ни парадоксально, вызывали у лагерного начальства куда больше симпатии. Они имели разные поблажки, могли не ходить на работу. Им многое схо­дило с рук. В рассказе «На представку» Шаламов показывает игру в карты, в которой выигрышем становятся личные вещи заключенных. Автор рисует образы блата­рей Наумова и Севочки, для которых жизнь человека ничего не стоит и которые убивают инженера Гаркунова за шерстяной свитер. Авторская спокойная ин­тонация, с которой он завершает свой рассказ, гово­рит о том, что такие сцены для лагеря — обычное, будничное явление. Рассказ «Ночью» показывает, как у людей стира­ются грани между плохим и хорошим, как главной целю становилось — выжить самому, чего бы это ни стоило. Глебов и Багрецов ночью снимают одежду с мертвеца с намерением добыть себе вместо нее хлеб и табак. В другом рассказе осужденный Денисов с удо­вольствием стягивает портянки с умирающего, но еще живого товарища. Жизнь заключенных была невыносимой, особенно тяжело им приходилось в жестокие морозы. Герои рассказа «Плотники» Григорьев и Поташников, ин­теллигентные люди, ради спасения собственной жиз­ни, ради того, чтобы хотя бы один день провести в теп­ле, идут на обман. Они отправляются плотничать, не умея этого делать, чем спасаются от лютого мороза, получают кусок хлеба и право погреться у печки. В рассказе «Дождь» показывается, что работа «врагов народа» проходит в невыносимых условиях: по пояс в земле и под непрекращающимся дождем. За малейшую оплошность каждого из них ждет смерть. Великая радость, если кто-то покалечит сам себя, и тогда, может быть, ему удастся избежать ад­ской работы. Заключенные и живут в нечеловеческих условиях: «В бараке, набитом людьми, так тесно, что можно было спать стоя... Пространство под нарами было на­бито людьми до отказа, надо было ждать, чтобы при­сесть, опуститься на корточки, потом привалиться куда-нибудь к нарам, к столбу, к чужому телу — и за­снуть...».

Солженицын как и Ш. был арестован. Был осуждён на восемь лет лагерей за резкие отзывы об И. В. Сталине в письмах к другу. Повесть “Один день Ивана Денисовича” - повесть о сопротивлении человеческого духа насилию, где описываются сутки из жизни заключенного Щ-854, Ивана Денисовича Шухова, крестьянина-колхозника, представителя трудового народа. Для него характерна высокая степень приспособляемости, но она не имеет ничего общего с униженностью и потерей человеческого достоинства. Солженицыну важно не только описать лагерную жизнь, но и дать возможность читателю осознать истинную реальность. Уже с первых двух фраз мы окунаемся в тяжелую жизнь заключенных: день лагерников начинается в пять часов утра, спят они в ледяном помещении. И сразу же мы узнаем о волчьих законах, которые позволяют выжить в этих нечеловеческих условиях, законах унизительных: «богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку», «пробежать по каптеркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь». Кормят заключенных плохо, только чтобы не умерли с голоду. Прием пищи для лагерников – процесс очень важный. Тут хоть «крыша гори – спешить не надо». Потрясает до глубины души сцена, когда Шухов ест свою жалкую порцию хлеба, смакуя ее. Жизнь лагеря, воссозданная Солженицыным в этом рассказе, организована таким образом, чтобы подавить человеческую индивидуальность. Но лагерники, несмотря на все усилия начальников, остаются людьми. Они не только не превращаются в послушные «винтики» жестокого государственного аппарата, но даже оказываются способными на скрытые формы сопротивления. Вспомним, как Иван Денисович выливает зимой на дорожку, по которой ходит начальство, воду или таинственные убийства предателей – «стукачей».Сам герой рассказа, Иван Денисович, живя в страшных лагерных условиях, не озлобился, не ожесточился душой. Но лагерная жизнь все-таки накладывает свой ужасный отпечаток. Людей доводят здесь до такого состояния, что все их интересы сводятся к минимуму: к мыслям о том, как бы более или менее сытно поесть. Шухов разделил судьбу миллионов других людей, воевавших за Родину, и по окончании войны из пленников немецких лагерей перекочевавших в разряд «врагов народа». Домбровский Юрий - автор романов «Хранитель древностей» (1964) и «Факультет ненужных вещей» (1978), которые часто называют «дилогией свободы». Главный герой, Зыбин, – человек, вступивший в напряжённый поединок со слугами тоталитаризма и одерживающий нравственную победу над ними. Факультетом ненужных вещей Домбровский именует юридический факультет, ибо все достижения, которые были сделаны в отношении законодательства, начиная с римского права и заканчивая современной Англией, в советскую эпоху оказались отброшенными. Судили не по законам и не за преступления, а по политический мотивам, отчего и оказались репрессированы многие безвинные люди. Зыбин – человек образованный, умный и думающий, прекрасно знает историю и законы, так что ставит в тупик следователей: обвинения, которые к нему предъявляются, абсурдны и аморальны. На него оказывает давление вся атмосфера тюрьмы. Но для Зыбина основополагающую роль играет пример Христа. Характерная примета структуры произведения – введение в повествование библейских сцен и эпизодов; в восприятии главного героя появляются фигуры Христа и доносчиков, с которыми он соотносит некоторых своих современников. Домбровский принципами христианского гуманизма проверяет бесчеловечность той системы, которую он описал в романе. Зыбину удаётся оправдаться и выйти из тюрьмы. Однако финальная сцена символична: здесь Зыбин показан сидящим на скамейке, справа от него сидит его следователь, а слева – доносчик. Вот характерная триада сталинской эпохи. Пока Зыбин на свободе – это просто советские граждане. Владимов. Главные темы ранних произведений писателя – личность и социум, личность и коллектив, трагическая расплата личности за стремление к независимости. В повести «Верный Руслан» (в России опубл. в 1989) на примере лагерной собаки, гибнущей от соприкосновения с фальшивым миром людей, писатель прослеживает методы идеологической муштры, «воспитания» людей в эпоху культа личности. «Лагерная» тема осмысляется через судьбу конвойной собаки, живущей в атмосфере ненависти и страха, изуродованной и погубленной лагерной системой. Через восприятие Руслана писатель передаёт полную трагизма жизнь, находя в чёрствых, опустившихся, спившихся людях какие-то человеческие чёрточки, позволяющие думать, что в иных условиях эти люди были бы совсем другими. Основные темы романа «Генерал и его армия» (опубл. в 1994) – цена победы, ответственность генералов за солдатскую кровь, за жизнь человека как главную ценность и в мирной жизни, и на войне, единство народа в отпоре врагу. В романе чётко прослеживается преемственность писателем толстовских традиций в изображении войны, автор утверждает народность войны, подчёркивает, что русские люди, весь народ защищали в Великой Отечественной войне не сталинский режим, а своё отечество.

 

28. Постмодернизм в РЛ. Общая х-ка. Особенности поэтики (по пр-ям В.Ерофеева, Саши Соколова, Т.Толстой, В.Пелевина, Л.Петрушевской – 2-3 автора на выбор). Умберто Эко: Постмод-зм - это мех-зм смены одной культурной эпохи другой, ответ модернизму. Если прошлое невозможно уничтожить, то его нужно иронично, без наивности переосмыслить. Жан Француа Лиотар: Постм-зм - это уникальный период культуры 2й пол 20в, в основе кот-го лежит установка на восприятие мира как хаоса. Основоположник рус-го Постмод-зма - то В.Набоков (р-н «Дар»), то М.Булгаков («Мастер и Маргарита» (р-н написан в 30е гг 20в, но появляется в 80х)), то А.Битов («Пушкинский дом»), то В.Ерофеев (поэма «Москва – Петушки»). Черты постмодернизма: Принцип подмены реальности. Постмодернисты отвергают понятие космос, т.к. считают, что объективной реальности нет, это фикция. Худ мир строят на системе культурных знаков «симулякров». Симулякр – это копия без оригинала, образ без референций, источников. В итоге, мир заменяется текстом. В классической системе текст строится как мир. Пр. интертекстуальности. Происходит заимствование сюжетов, персонажей, фрагментов из пр-ний прошедших лет и веков. Популярен «ремейк», т.е. какое-либо классическое пр-ние буквально переписывается заново, переориентируется на 180°, или иронически переосмысливается. Пр. коллажА. Сочетание разнородных уровней и жанров, когда соединяется массовая культура с элитарной, высокий стиль и мат, философская притча и детектив, исторические реалии и суперсовременная речь и поведение героев. Пр. иронии. Явная или тонко скрытая ирония, в т.ч. авторская самоирония. Иронически воспринимается всякая глобальная истина, претендующая на высокий смысл. Для постм-зма т.ж. характерны особый тип героя и особая роль автора. Герои постм-зма, как правило, это люди толпы, люди из захолустья, обитатели задворок и помоек. Это представители низовых слоев общ-ва. Их личности деформированы, черты аморфны, характеры аномальны.

В постм-зме изменена позиция автора. Дистанцированность м-у автором и героем снимается, их голоса сливаются. Автор «маскируется» в герое-рассказчике. В результате оценочность, т.н. позиция автора, стирается, исчезает. Автор переходит от роли учителя и наставника к роли летописца. Образ реальности в постмодернизме лишен порядка вещей. Реальность хаотична. В ней урАвнено высокое и низкое, истинное и ложное, совершенное и безобразное. Ведущая черта реальности - абсурд. Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки» Произведение написано в 1970г. впервые было опубликовано в России – 1988-1989гг. Поэма написана от 1го лица, со множеством биографических и автобиографических деталей. Условием оценки реальности становится не здравый смысл, а сомнения и отчаяние. Ч-з поэтику намека, аллюзии, ассоциации, автор опирается на классические худож-ные тексты, использует привычные лит-ные формулы-цитаты и языковые штампы. Жанр– поэма указывает на традицию гоголевского повествов-я: поэму «Мерт.Души». В основе построения «М-П» - гоголевская традиция правдивого изображения ч-ка «взятого из нашего же гос-ва». Жанр поэмы-путешествия отсылает еще к 2м классическим пр-ниям: роману А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». ГГ – Венечка, алкоголик, спившийся интеллигент, отправляется на электричке из Москвы в Петушки в поисках упоения. Для Венечки сакральным местом становятся Петушки, Москва ассоциируется с дьявольским началом. На сюжетном уровне текст - похмельная исповедь философствующего алкоголика. Герой проходит все ступени опьянения. И в соответствии этого пути выстраивается композиция. По мере продвижения к Петушкам в тексте нарастают элементы бреда и абсурда. Параллельно этому ч-з монологи, диалоги раскрывается сокровенная душа героя. Образ главного героя не соответствует литературным канонам 70х гг.: он лишен социальной детерминированности, общественно значимой мотивированности, он политически неграмотен, но именно эти черты делают его положительным героем, ч-ком непонятым, отвергнутым. Его характер создается как хар-р ч-ка, смиренно принимающего несправедливость мира. Его пьянство – это мученичество, страдание, возложенное героем на себя сознательно и добровольно. Тип поведения героя - это форма юродства, шутовства (по Липовецкому); традиция русского скоморошества (Виктор Ерофеев); это не собственно ирония, а противоирония, т.е. выворачивание иронического наизнанку и восстановление серьезности, но без прямоты и однозначности (по Муравьеву и Эпштейну). После поэмы в 1988 г. были опубликованы письма, записные книжки Ерофеева, которые вышли под общим названием «Моя маленькая Ленимиана», а т.ж. пьеса «Вальпургиева ночь или Шаги Командора». Ерофеевым была замыслена трилогия, в к-ю входила «Вальпургиева ночь». 1 часть – Фани Каплан. 2 ч. – «Вальпургиева ночь», 3 ч. - «Ночь перед рождеством» не опубликована вообще. Татьяна Толстая (1951) внучатая племянница Л. Толстого. В 1983 г. – дебют: «На золотом крыльце сидели». В 87 г. - сборник рассказов, в последующие годы вышли сборники: «Сомнамбула в тумане» 1992г., «Любишь – не любишь»97, «Река Оккервиль» 99 год. В 1998 г. - сборник «Сестры» в соавторстве с Натальей Толстой, включал он в себя журналистско-очерковую прозу. В 2000г. - роман «Кысь». Критика считает, что ее ГГя можно назвать «маленьким ч-ком», но Толстая считает, что ее герой нормальный ч-к и при всей простоте, обыденности он остается душевным ч-ком. Ее герои - старики и дети, либо люди близкие к ним по миропониманию, сохранившие в себе детство, умение мечтать. Рассказы где есть черты этих героев: «Милая Шура, «Соня», «Огонь и пяль», «Факир», «На золотом крыльце сидели». Главный конфликт в произв-ях Толстой - столкновение реальной жизни и вымышленной. Главная тема: «бегство в замкнутый мир, отгороженный прекрасными метафорическими деталями». Как правило, мир в котором герой себя спокойно чувствует – это или мир детства, или мир фантазий и мечтаний взрослого. Рассказ «Факир». Здесь развивается тема бегства от реальности в мир фантазий и мечты. Основное место действия - дом Факира. В серой обыденной Москве ему удается создать мир праздник. Поэтому его гостям дом Филина кажется сказочным дворцом, за окнами дома Филина гуляет веселый народ, город сияет золотыми фонарями, радужными морозными кольцами. И даже небо играет светом. Мир Филина желанный для героев, они и сами пытаются создать такой мир, но все это превращается в жалкую пародию. Идеалическая гармония недолговечна в рассказе. Для героев произведения внезапно разрушается прекрасная иллюзия. Мир, созданный Факиром развинчивается. Персонажи Толстой не избавлены от перипетий и трудностей, но они не утрачивают веру в жизнь, надежды на счастье, романтической мечты о лучшем, они близки к праведникам и героям с чудинкой, кот-е талантливо изображены в русской классической литературе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.