Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности драматургии А.Н. Островского. Драма «Гроза».






Островский (1823-1886) Во всех своих пьесах О. изображал " темное царство" рус патриарх купечества, жестокость их нравов, обращался к теме чиновников, показывал драматич-е судьбы театр-х актеров. Глубокое знание быта изображаемой среды, яркая жизненность и правда изображения, своеобразный, живой и красочный язык. Тв-во Островского можно разделить на четыре периода: 1-й - (1847- 1851), 2-й - (1852-1854), 3-й - (1855-1860), 4-й – (1861-1886). 1-Поиск пути в лит-ре. Успех приносит пьеса «Свои люди – сочтемся!». 2- Москвитянский, кружок сотрудников ж-ла «Москвитянин» (" Не в свои сани не садись" (1852), " Бедность не порок" (1853), " Не так живи, как хочется" (1854)). 3-мировоззрение драматурга окончательно сложилось. О. сближается с революционерами-демократами. Создает пьесу «Гроза»(1859). 4-Основное напр-е – соц-но/бытовые темы из жизни купечества. Т.ж. историческая драма: «Козьма Захарьич Минин, Сухорук». Ист/быт комедия «Воевода», философск. сказка «Снегурочка».Островский хорошо знал внутреннюю, скрытую от глаза зрителей, закулисную жизнь театра. Пьесы А.Н. принесли Малому театру неофициальное название «Дом Островского». Основные реформы театра: 1)Театр должен быть построен на условностях: есть стена, кот-я отделяет зрителей от актеров. Актер должен владеть мастерством речевых характеристик. 2)Ставка не на одного актера. 3)Постановка должна быть зрелищной, т.к. люди ходят смотреть игру, а не саму пьесу. Пьесу можно и прочитать. Пьесы драматурга и по сей день не сходят со сцены Малого театра.

Драма «Гроза» написана в 1859г. Жанр – драма, вкл-ет эл-ты трагедии. Драма - пьеса с острым конфликтом, кот-й так или иначе разрешим. Драма утверждает нового героя, восставшего против обст-в. Тема – полож-е женщины в купеческой среде, деспотичность нравов, гибель искреннего чув-ва в мире расчета, поругание красоты и порабощение науки в «темном царстве». В «Грозе» автор показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Конфликт: 1) соц-но/бытовой м/у Кабанихой и Катериной, он дублируется и усиливается спором м/у Кулигиным и Диким. Центральным в произведении становится социальный внешний конфликт, который реализуется с помощью образов жителей города. Калинов представлен самодурами (угнетающими) и угнетенными. Кабаниха явл-ся сторонницей старого уклада жизни. Отклонение от этих правил, по ее мнению должно караться строго. Орудие ее власти – страх, кот-й делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Она постоянно упрекает и обижает Катерину. В Катерине заключена свободолюбивая натура, кот-я не может жить в доме Кабанихи, т.к. все там делается из-под неволи. 2) любовный конфликт-любовный треугольник Тихон/Катерина/Борис. Катерина не любит и не может любить забитого Тихона, хотя и стремится сохранить верность мужу. Но любовь к Борису — это, по выражению Добролюбова, не только любовь к человеку, который не похож на окружающих, но и потребность быть любимой, оскорбленное чувство женщины и жены, желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Завязка действия начинается с признания Катерины в том, что она не любит Тихона, а любит Бориса. Любовь Катерины драматична, так как она воспитана в религиозной семье. Ее чувства входят в противоречие с теми взглядами, которые ей привили с детства. Поэтому она считает свою любовь к Борису грехом, который не в силах побороть. Стремление Катерины быть самой собой нашло выражение в любовном порыве. Она боится признаться себе в этой любви и ищет поддержки у Тихона, моля его не уезжать или взять с собой. Любовь – это единственное, чем женщина купеческой среды могла проявить свое свободолюбие.

Сис-ма персонажей строится по принципу противостояния. Рассмотрим образ Марфы Игнатьевны Кабановой. Она живет по законам Домостроя и патриархального мира. Для нее важно соблюдение обрядовости жизни, только это может сохранить порядок в доме. (Но так как “Гроза” — произведение критического реализма, для него характерна социальная и психологическая типизация. Следовательно, дом олицетворяет город Калинов, а значит, и Россию в целом.) На страхе разрушения устоев, порядков основана и жестокость Кабанихи, зачастую доходящая до античеловечности. Например, Марфа Игнатьевна настаивает на том, чтобы Тихон бил Катерину (чтобы знала, кого уважать), и торжествует по поводу ее смерти, обвиняя в разрушении порядка. Также яркими чертами Кабанихи становятся деспотизм и властолюбие. “Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно. Какой же порядок в доме будет-то? ” Под влиянием свекрови, общества, жизнь которого основана на страхе и лжи (ведь сама Варвара говорит, что на лжи “...весь дом держится...”), Катерина должна была стать типичным его представителем. Но Катерина становится достойным противником Кабанихи. Катерина тоже сильная личность. Она так же, как и Марфа Игнатьевна, считает, что нет ничего, что могло бы искупить грех. Но от уродливой жизненной логики Кабанихи Катерину спасает способность видеть красоту и искренняя вера в Бога. Ей чужды ценности “темного царства”. Варвара, дочь Марфы Игнатьевны, постоянно изворачивается, лжет, даже перед Богом (например, когда ворует ключ, который мать держала за образом). Для нее практически не существует ничего святого, потому она уходит из семьи. Тихон — загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем. Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам “темного царства”. Образ Катерины. Желание истинной чистой любви выше доводов разума. Но Катерина осознает греховность желания, и это становится тяжким гнетом для ее души. Согрешив, Катерина более не обращается за помощью к Богу, но и жить с мыслью о грехе не может, и, соответственно, счастья с Борисом никогда не достигнет. Из-за излишней впечатлительности Катерине видятся недобрые предзнаменования и в изображении геенны огненной. Но, кроме Катерины, внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее. Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: “Вы ее погубили! ”

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.