Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мастерство И.С. Тургенева-романиста (на примере нескольких пр-й по выбору).




Романы занимают особое место в тв-ве И.С. Тургенева. В них представлена живая картина сложной, напряженной общ-ной и духовной жизни России 19го в. В многожанровом тво-ве И.С. Тургенева (1818-1883) роман занимает центр-е место. Всего им было написано 6 романов. Наиболее полно осо-ти того типа р-на, кот-й принято называть «тургеневским», проявилось в произв-ях кон 1850х г: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Два поздних р-на – «Дым» (1867), и «Новь» (1877) отмечены чертами своеобразия, написаны в «новой манере». Р-ны И.С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь» называют худ-ной летописью жизни русск народа а протяжении почти полувека. Романы Тургенева - жизненные зарисовки, без грубых приключений, в них максимально усилены соц-й и психол-й эл-ты. В романном тво-ве Т можно отметить своеобразный принцип «парности»: два первых р-на – «Рудин»и «Двор-е гнездо» посвящены изображ-ю типа лишнего ч-ка, два следующие – «Накануне» и «Отцы и дети» - это р-ны о новых людях и, наконец, два последние романа – «Дым» и «Новь» о рядовых участниках общ-го процесса кон 60-70х г 19 века.

Все романы Тургенева обладают несколькими особенными чертами.

1.Романы соц-но психологич-е. Тургенев мастерски воссоздает в своих романах эпоху 19 века. В 1ю очередь ч–з фигуры героев времени (ч-з «типы», «физиономию» людей культурного слоя). В этом отношении Т следовал традиции лермонтовского «Героя нашего времени», где время «просвечивает», познается читателем ч-з личность главного героя, а само по себе не явл-ся предметом непосредственного изображ-я. В своей совокупности р-ны Т явл худ-ной летописью идейных исканий и духовной жизни руск интеллигенции неск-х эпох – от 40-х до 70-х годов. Каждая из этих эпох в представлена в р-нах Т в живых и худ-но полнокровных образах «героев времени» – носителей общ-ных стремлений, философских взглядов и нравственных исканий. Дворянские интеллигенты, «лишние люди» 40-х г Рудин и Ларецкий (ГГ «Двор гнезда), разночинцы – демократы 60х годов Инсаров (Накануне) и особенно Базаров, западники и народники 70х Потугин (Дым) и Нежданов (Новь) – в личности и мировоззрении, в жизни и судьбе каждого из них отразилось время. Говоря словами критика Н.Н. Страхова, действующими лицами своих романов Т каждый раз давал «имя и образ» крупным общ-но-психологич-м явлениям русск жизни. 2. Р-ны философские. Все р-ны не только соц-но-психологич-е, но и философские. Таковыми они явл-ся в 2х смыслах. Во-1х, философские и нравственно-философские проблемы занимают большое место в идейной стр-ре р-нов, в диалогах-спорах персонажей, в мировоззрении главных героев. Герои стремятся решить такие проблемы, как: интересы личности и др людей, проблема счастья и долга, ч-к и природа, природа любви, историч-е пути и судьбы России и т.п. 3. Моноцентрическое построение. (в фокусе авторского изображ-я находится один главн герой, а др персонажи занимают по отнош-ю к нему подчиненное место). Те же принципы построения р-на, как в «ГНВ» Лермонтова. В сюжетно-композиционном плане р-ны Т строятся как р-ны-испытания: герой и его идеи проходят проверку на истинность и прочность ч-з столкновение с действительностью и с носителями иных идей. Что касается рез-тов испытания героя и его идей, то они, как правило, драматичны и даже трагичны, о чем свидетельствуют как трагич-е финалы «Рудина» и «Накануне», «Отцов и детей» и «Нови», так и горестные окончания «Дворянского гнезда» и «Дыма». 3. Диалогич-я природа романов писателя. Диалог у Т служит композиционно-речевым элементом худ-ной структуры произв-я. Столкновение героев романов Т обусловило особое знач-е и место в худ-ной структуре р-нов Т такого эл-та, как диалоги-споры (таковы споры Рудина с Пигасовым, Лаврецкого с Паншиным и Михалевичем, Базарова с Павлом Кирсановым и т.д.).Полемич-й диалог важен не только в раскрытии хар-ров, но и идеологич-го конфликта в романах Т. 4. Портретное мастерство Т. Т придавал большое знач-е портретным характеристикам персонажей. Портрет у Т реалистичен, он изображает внешность ч-ка в ее закономерной связи с хар-ром, в определенных соц-но историч-х обстоятельствах, поэтому портрету всегда свойственна типичность. Большое внимание внешнему портрету. Портреты иногда перегружены деталями; но авторское отношение в них более скрыто.В его пр-ях различные виды портретов. Наиболее распространенным явл-ся детализированный портрет с подробным описанием внешности героя: роста, волос, лица, глаз, а также нек-рых характерных индивидуальных признаков, рассчитанных преимущественно на зрительское впечатление. Портрет у Т тж одно из средств психологич-й характеристики персонажей. Н-р, портреты Базарова и Павла Петровича явно контрастны, к спорящим портретам, отн портреты Одинцовой и Кукшиной, Ситникова и Базарова. И эта противопоставленность – отражение разных жизненных позиций. Портретное мастерство писателя совершенствовалось с годами и в последних романах «Дым» и «Новь» достигло своего наивысшего расцвета. Так, в блестящем сатирич-м портрете Калломейцева обращают на себя внимание, 1) обилие ярких динамич-х деталей 2) мастерское описание одежды, кот-е подчеркивает соц-ную принадлежность персонажа. (Одет на самый лучший английский манер: белый батистовый платочек в кармане пестрой жакетки, лорнетка на черной ленточке, перчатки в тон панталонам. Коротко острижен, гладко выбрит; лицо женоподобное, близко поставленные глазки, пухлые красные губки. Лицо дышало приветом, но легко становилось злым). И.С. Тургенев явл-ся талантливым пейзажистом. Мастерство пейзажа: пейзажи в р-не «Отцы и дети». Его особое тонкое восприятие природы реализуется даже в р-не «Отцы и дети», в кот-м главн роль играет философский и политич-й диалог. 5. Социальность и психологичность пейзажа, кот-й входит в содержание произв-я как часть нац-ной и соц-ной действительности, кот-ю изображает писатель. Первый пейзаж в р-не «Отцы и дети», кот-й встречается в нач р-на при описании поездки Аркадия, Базарова и Николая Петровича в Марьино, сначала кажется обыкновенным фоном, на кот-м происходит действие: (Поля, поля, леса вдалеке, низкий кустарник в оврагах, речки с обрытыми берегами, крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низенькими избенками) Затем пейзажная зарисовка не только воссоздает место изображаемых событий, но отражает совр-ю героям Россию, ее состояние дел, бедность крестьянства. (придорожные ракиты с ободранной корой – как нищие в лохмотьях, мужички встречались обтерханные, на плохих клячонках, коровы исхудалые, словно обглоданные) Здесь неявно дается мотивировка соц-го конфликта р-на. Т подводит читателей к мысли о том, что необходимы экономич-е преобразов-я. Но тургеневский пейзаж не только социален, но и психологичен. Очень часто внутренний мир героев воссоздается не прямо, а ч-з обращение к природе, кот-ю в данный момент воспринимает ч-к. Психол пейзаж в романе выполняет сразу нес-ко функций. 1) гармонирует с чувствами, эмоциями героев. Кирсанов не видел сына год, за это время Аркадий получил звание кандидата, отец рад его приезду, растроган, взволнован. Аркадий тоже рад. Природа будто разделяет чувства отца и сына: (все зеленеет, золотится, лоснится, птицы поют). Т.о., мастерство Т-романиста проявл-ся на самых разных структурно-композиционных уровнях: природа психологизма, осо-ти и функционирование портрета, пейзажа, своеобразие диалогов.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.