Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество А.С. Пушкина.






(1799-1837). 1. Первый период творчества П. (1813 – лето 1817). Лицейский период. П. включен в споры между карамзинистами и шишковистами, принят в лит-е общество «Арзамас», подражает Жуковскому, Батюшкову, Державину. В основном – т.н. «лёгкая поэзия», «анакреонтика», воспевающая любовь, вино, беспечный образ жизни, а также элегические мотивы в духе Жуковского. В этих ранних стихотворениях П. еще много условности, поэтических штампов (пишет о муках неразделенной любви, о преждевременно увядшей душе). Центральное произведение этого периода — «Воспоминания о Царском Селе» (1814), в котором синтезируется опыт исторических элегий и классицистских од, своеобразие этого стихотворения — соединение гражданского пафоса (война 1812 года) и лирических интонаций. 2. Второй период (осень 1817 — весна 1820): П. живет в Петербурге, сближается с декабристами, является членом многих литературных обществ («Зелёная лампа» - распространение либеральных идей и критика александровского режима). В своих т.н. «вольных стихах» («Вольность», «К Чаадаеву» (1818 «Любви, надежды, тихой славы…»), «Деревня») «вольные стихи» распространялись в многочисленных списках; отдельные строки их — такие, как «Тираны мира! трепещите! // А вы мужайтесь и внемлите, // Восстаньте, падшие рабы!» («Вольность») — приобретали в восприятии читателей прямые мятежные призывы, революционные лозунги. Шестилетняя ссылка (хотели в Сибирь или в Соловецкий монастырь, но Карамзин добился высылки на юг: сперва в Екатеринослав, затем в Кишинев и Одессу). 3. Третий период (1820-1824) Южная ссылка. Романтизм. Нарастает стремление к «народности» — национальной самобытности творчества, что явилось существенной предпосылкой пушкинского реализма. Увлечение Байроном: «Погасло дневное светило» (1820), в подзаголовке «Подражание Байрону». Революционно-романтические тона южной полит лирики П. Вольнолюбивым духом проникнута и интимная лирика Пушкина: мотивы изгнанничества и жажды свободы: «К Овидию» (1821), «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Антологическая поэзия – обращение к античному наследию через призму романтизма: «Нереида», «Редеет облаков летучая гряда», 1820. На почве романтизма начал складываться и пушкинский историзм. «Песнь о вещем Олеге» (1822) (замечательно передает дух летописного рассказа). Созданы поэмы «Кавказский пленник», «Гаврилиада», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», начаты «Цыганы». Романтическая поэма соединила лирическое и эпическое, пушкинский романтический герой изображен на фоне народной среды, которая и судит его. Авторская ирония по отношению к разочарованному герою, элегия «Демон» и стихотворение «Свободы сеятель пустынный», начало работы над романом «Евгений Онегин». Кризис пушкинского романтизма проявился в двух ст-х этой поры: «К морю» (июль — октябрь 1824 г.) и в «Разговоре книгопродавца с поэтом» (сентябрь 1824 г.). «Разговор книгопродавца с поэтом» - тема профессионализации литературною труда. Резкое противопоставление «поэзии» и «прозы» в широком значении этих слов: «возвышенных», романтических представлений о действительности и трезвого, сугубо «прозаического» восприятия жизни. Поэт от восторженных речей переходит на сухой язык деловой сделки, и стихотворная речь сменяется речью прозаической: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся». Стремление от мечтаний, но сохранить внутр свободу: «Не продается вдохновенье, // Но можно рукопись продать». 4. Четвертый период (1824-1826) Пребывание Пушкина в Михайловском, когда произошла смена эстетических ориентиров. Начало перехода от романтизма к реализму. В лирике еще много романтического («Пророк», «Буря»), появляются произведения реалистического масштаба (трагедия «Борис Годунов»), психологические признания (стихотворение «К*** < Анне Петровне Керн>: Я помню чудное мгновенье…»), 4, 5, 6 главы «Евгения Онегина». П. создает в 1825 г. такие произведения, как пролог к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зеленый..»), баллада-сказка «Жених», стихотворение «Зимний вечер». Очень плодотворный период: меньше чем за 1, 5 года написано ~100 стихотворений. Потрясён разгромом и жестокой расправой над декабристами- за 8 месяцев 1826 г. Написано всего 7 стих-й. П. создает стих «Пророк» (мысль о гражданском назначении поэта-пророка, борца с общественным злом и неправдой, призванного «глаголом жечь сердца людей»). 5. Пятый период (сентябрь 1826 - сентябрь 1830) возвращение поэта из ссылки и жизнь до женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Окончание «Евгения Онегина».

«Е О» счит-ся осн, центр-м произв П.Работа над ним, продолж ок восьми с пол лет (9 мая 1823 г. — 5 окт 1831 г.), падает на период наивысш расцв творч П-поэта(в дальнейш он все больш и больш обращ к прозе).В обр гл героя романа П показ «отличит черты мол XIX века» форма— не поэма а «роман в стихах» — подсказ П Байроном—его стих романом «Дон Жуан», кот Пушкин счит лучши твор англ поэта.Автор прис во всех сценах романа, коммен их, дает свои поясн, суждения, оценки. Автор — лирич центр повеств. Он придает неповторим своеобраз композиции и предст перед чит как автор-персонаж, автор-повеств и автор — лирич герой, рассказ о себе, св переж, взглядах, жизни. «Роман героев» сущ внутри «романа автора».Но поэт не смеш воедино лирич и эпич начала, не подмен образа героя самим собою, объект— субъектом.Ром имеет зерк композиц, Татьяна встреч Онегина, влюбл, пишет письмо, Онегин чит ей нравоуч. Затем Онегин в свете встреч Татьяну, влюбл, пишет письмо, Татьяна читает ему отповедь.Перв реалист рус ром.Это самое крупное произв поэта, оказ сильнейш влияние на судьбу рус лит.Стихотворнформа прид роману черты, отлич его от прозаич произв.Благодаря поэтич форме, все в романе овеяно музыкальностью.Созд онегинская строфа, сост из 14 строк.Это позв автору легко перех от одной темы к др., от рассказа к лирич излиянию или размышл.В романе много лирич отступ, в кот автор высказ свои мысли, свою точку зрения на искусство, дружбу, театр, патриотизм и тп.Лирич и эпич здесь равнопр, образ авт не менее важен, чем обр героев. Эпич в дан произв явл сюжет, а лирич — это авт отнош к сюж, перс, читателю.Герои произв не просто действующ лица, они любимые друзья автора. Онег прин к двор «свету» а Татьяна—к патриарх дворянству, Ленск заним промежут полож между «светсе денди» и «уездной барышн»: он предст молодой, самой образов двор интеллиг. Судьба гер романа — гибель Ленск, душ опустош Онег, трагич одиночество Татьяны, вынужд примир с «постылой жизни мишурой», — свид о нездоровье общ, кот терпит лишь людей посредств, исполн самолюбив ничтожности.

Созданы «Маленькие трагедии» (отражен европейский мир и сознание европейского человека) Время с начала сентября до конца ноября 1830 г. Пушкин провел в Болдине. В поэзии Пушкина начинают занимать все большее место стихотворения общефилософского характера — раздумья о человеческом существовании, его смысле и цели («Три ключа», «Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный» и др.), мысли о смерти («Дорожные жалобы»: Не в наследственной берлоге, // Не средь отческих могил, // На большой мне, знать, дороге // Умереть господь судил», Мрачные, пессимистические тона, настроения безнадежности, подавленности. Но П. удается преодолеть уныние, создает гражданскую лирику: «Стансы» (пытается побудить Николая I пойти по пути решительных преобразований, и вернуть сосланных на каторгу декабристов), послание декабристам в Сибирь («Во глубине сибирских руд»); героико-патриотическую поэму «Полтава»; «Анчар».Цикл стихов о поэте и его назначении. («Поэт», 1827, «Поэт и толпа», 1828, «Поэту», 1830, и др.). Поэт – это и служитель муз, и пророк-борец. 6. Болдинская осень (сентябрь – ноябрь 1830). 3 мес в Болдино из-за холерной эпидемии. Из лирики ~30 стих-й, с широчайшим тематич-м диапазоном: любовное стихотворение («Для берегов отчизны дальной...»), социальный памфлет («Моя родословная»), антологическая миниатюра («Царскосельская статуя»), философские «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», эпиграммы, шутки и проч. завершен цикл «Повестей Белкина», Начиная с этого времени, в течение всего последнего шестилетия своей жизни, Пушкин пишет преимущественно в прозе. Повести Белкина (1830) - первые законченные прозаические произведения Пушкина, состоящие из пяти: «Выстрел», «Станционный смотритель», «Метель», «Гробовщик», «Барышня – крестьянка». Их предваряет предисловие «От издателя», внутренне связанное с «Историей села Горюхино». В предисловии Пушкин взял на себя роль публикатора и издателя «Повестей», подписавшись своими инициалами «А.П.». Авторство идей повестей он приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Белкин, в свою очередь, переложил на бумагу истории, которые рассказали ему иные лица – «Смотритель» был рассказан ему титулярным советником, «Выстрел» - подполковником, «Гробовщик» - приказчиком, ну а «Метель» и «Крестьянка» - девицею К.И.Т. Пушкин создаёт иллюзию реальности происходящих событий, документально подтверждая, что повести – не плод выдумки самого Белкина, а на самом деле произошедшие истории. Обозначив связь между рассказчиками и содержанием повестей (девица рассказала две любовные истории, подполковник – о военной жизни), Пушкин мотивировал характер повествования и его стиль. Однако, фигура Белкина, объединяющая все повести, объединяет всех их. Роль Белкина состоит в романтизации персонажей и ситуаций, автор, напротив, выявляет реальное содержание и двойственный смысл событий. Пушкин создал многоступенчатую стилевую структуру, два противостоящих друг другу стилистических слоя – восходящий к сентиментализму, нравоописанию, романтизму и опровергающий, пародирующий слой. При этом Пушкин остаётся сторонником объективизма – о герое известно с его слов, со слов его антагониста и от наблюдателя- повествователя. Жанровое своеобразие. Некот исслед-ли счит, что жанр близок к роману, др-е – к повести. Сами повести представляют собой 5 своеобразнейших новелл. 7. Последний период творчества (1830-1836) Начата работа над «Историей Петра», написаны «История Пугачева» и поэма «Медный всадник», повести «Пиковая дама» и «Капитанская дочка», роман «Дубровский», сказки.

«Дубровский». Работа Пушкина над «Дубровским» начата 21 октября 1832 года. Тематика: внутрисословный дворянский конфликт, крестьянское восстание. Пушкин рисует народ трудолюбивым, мирным, великодушным. Но слишком сурова власть помещиков, и непосильно велики их тяготы. Пушкин подчеркивает, что кисте-невские крестьяне с самого начала активно непримиримы в своем неприятии власти Троекурова, злодейски отнявшего у Дубровского имение. Сохраняя объективность, писатель выдвигает крестьян в качестве зачинщиков бунта. Владимир Дубровский вначале старается успокоить своих крепостных, потушить их гнев против исправника и приказных, приехавших вводить Троекурова во владение Кистеневкой. В критической литературе по-разному осознавался этот образ дворянина, возглавившего крестьянское восстание: то это попутчик народа (Д. П. Якубович, У. Р. Фохт) или борец с помещичьим государством (Л. П. Гроссман), с дворянским обществом (И. В. Сергиевский), нашедший с народом «полное взаимопонимание» (М. И. Мальцев). Но Владимир Дубровский, по сути дела, не разрывает связи со своим классом и не встает на путь последовательной с ним борьбы. Он выступает не против помещиков вообще, а против деспотических самоуправцев. Им с самого начала не разделяется мятежно-бунтарская активность крестьян и признается борьба против несправедливости в основном лишь средствами просвещения, распространения гуманности, а не мерами вооруженного народного восстания. Поэтому его связь с крестьянами оказалась непродолжительной. Но и крестьяне, проявляя стихийность, слабость, противоречия в собственной среде, покоряются приказу Дубровского, прекращают вооруженные выступления и расходятся. «Дубровский» — социальный и социально-бытовой роман, отображающий нараставшее недовольство крестьян после Отечественной войны 1812 года, быт, нравы, психологию поместно-усадебного дворянства. В этом романе, решая задачу создания отечественной романистики, Пушкин сплавил социально-актуальную проблематику с сюжетной занимательностью, подчиняя первой вторую. Пушкин, преодолевая шаблоны романов о разбойниках, нарисовал великолепные по жизненной правде, по реалистической типизации образы: феодального самодура Троекурова; его чувствительной дочери; либерального помещика Андрея Дубровского; прожигателя жизни, хищного, бездушного лицемера, прикрывающегося светской изысканностью, космополита, англомана Верейского; приказных и крестьян. В построении этих образов писатель применил уже освоенные им в предшествующих произведениях принципы реализма, но придал им отчетливо выраженную оригинальность. Передача внутреннего состояния скупым внешним жестом, раскрытие переживания поступком, психологии — действием, показ характеров в органическом единстве социально-типического и индивидуального, в их зависимости от окружающих социально-бытовых условий — таковы основные принципы композиции образов в романе «Дубровский».

Стихотворение «Осень» (1833), дающее не только ярко живописную и вместе с тем проникновенно лирическую картину осенней природы, но и ярко рисующее одну из вдохновенных минут могучего прилива творческой энергии, подобной той, которая проявилась болдинской осенью 1830 г. В этом же году написано отличающееся подлинно трагическим колоритом «Не дай мне бог сойти с ума...». Созданы шедевры философской лирики «Пора, мой друг, пора...», «Вновь я посетил...» В созданном незадолго до последней лицейской годовщины стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (Гораций – Державин – П.) Пушкин подвел итог и всей своей творческой жизни. Он подчеркивал, как самое ценное в своем поэтическом творчестве, гуманистический его характерчувства добрые я лирой пробуждал») и освободительный пафос («В мой жестокий век восславил я свободу»).

 

5. Тв-во М.Ю.Лермонтова.

Лерм. учился писать стихи на примерах Пушкина, поэтов-декабристов, Байрона, Шиллера, Гюго и др. Лирика Л. делится на: 1. 1828-1836. Лирика молодого Л. Осн. темы – природа, дружба, любовь (чаще всего неудовлетворенная - «1831-го июня 11 дня»), взаимоотнош-я людей, соц-политич. борьба, жизнь и смерть, чел-к и мироздание, философские мотивы. Лирич. герой Л. противопоставлен общ-ву, он неудовлетворен жизнью и во всем разочарован, жалких людей из общ-ва он превосходит пылкой душой и умом, нек-рым демонизмом. Удел лирич. героя Л. – разлад м/у мечтой и реальностью («Чаша жизни»), осознание невозмож-ти употребить свои силы («Монолог»), замкнутость и угрюмость («Одиночество»). Есть идеи богоборчества («Ночь 1», «Ночь 2»). Со временем лирич. герой Л. приобретает все б. четкие соц. очертания. Он презирает дворянство, любит народ. Поэзия Л. становится все > бунтарской. В юношестве Л. писал в жанрах элегии, думы, монолога, послания (ведущие), а также - романса, песни, мадригала, эпиграммы, обращения, письма, баллады, стансов, альбомных стихов, эпитафий, сентенций, сатиры и сонетов. 2. 2й период – 1836-1841. 1837 г. – переломный этап в творч-ве Л., когда он окончат. определился, что согласен с воинствующей соц-политич. позицией («Умирающий гладиатор», «Смерть поэта» и др). На смену культу героич. личности приходит образ простого чел-ка («Бородино»). Критика светского общ-ва («И скучно, и грустно»). Зрелой лирике Л. присущи мотивы пессимизма, тема гордого одиночества («Выхожу один я на дорогу», «На севере диком стоит одиноко», «Утес»), возникает тема тюремного узничества («Узник», «Пленный рыцарь»). Но Л. понимал, что его протест пока бессилен, царизм еще крепок - > Россию он видел в будущем, верил в ее расцвет («Журналист, читатель и писатель»). Все также популярна тема природы, в к-рой Л. видит жизнь, а не затхлость светского общ-ва («Как небеса твой взор блистает»). Тема любви приобретает новые мотивы: теперь Л. ищет в любимой соратника в соц-политич. борьбе («Я к вам пишу»). Гражданские стихи: 1. соц-политич. – «И скучно и грустно», «Выхожу один я на дорогу»; 2. сатирич. – «Умирающий гладиатор»; 3. патриотич. – «Родина»; 4 народные – «Бородино»; 5. философские – «Три пальмы». В гражданских стихах Л. обращается к повышен. эмоцион. тону, гиперболич. лексике и фразеологии. Используются вопросит. и восклицат. предл, повторы, антитезы, сравнения («Жалкий раб, он пал, как зверь лесной» - «Умирающий гладиатор»), выразительная концовка и т.д. Элегич. стихи б. спокойны по тону. Гл. размер Л – ямб (в основном – 4- и 6-стопный – «Бородино»). Используется и др. Стих Л. музыкален. Развитие лирики Л. характеризуется постпенным переходом от ром-зма к реализму. Одновременно с написанием первых стихотворений, Л. начал разрабатывать др. жанр лирики – лиро-эпич. поэму, из которых «Черкесы», «Корсар» и «Кавказский пленник» относят к 1828 г. Это ученические подражательные поэмы, в них много гипербол, неотточенная композиция и стилистика. Это явно романтич. произвед-я. Романтизм проявляется в изображ-и исключит. событий и необыкновенных героев, олицетворяющих то добродетель, то бунтарство, то злодейство. При описании героя использ. эффектные сцены, резкие контрасты. Изображается экзотич. обстановка. Дей-е поэм происходит в Греции («Корсар»), на Руси («Олег», «Последний сын вольности»), В Турции («Две невольницы»), в Швеции и Италии («Джулио»), в России и Литве («Боярин Орша», «Литвинка»). Очень интересен для Л. Кавказ. Для него это житница вольности, он славил защитников Кавказа (тема патриотизма). Поэмы кавказской тематики – «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи» и «Измаил-Бей». «Измаил-Бей (1832) основана на реальных событиях. Измаил – романтич. герой, хотя в нем есть реальные черты историч. лица. Он стоит выше всего, что его окружает, он презирает окруж. мир. Из всех ранних поэм опубликована была только «Хаджи абрек» (1835), да и то против воли Л. Для ранних поэм характерны темы патриотизма («Черкесы», «Измаил-Бей»), свободы («Последний сын вольности», «Боярин Орша»), кровной мести («Каллы», «Хаджи-Абрек»), богоборчества («Азраил»). Но гл. тема - любовь. Она есть почти везде. Самое сильное по мнению Белинского произвед-е из этого цикла - «Боярин Орша». Примером для Л. тогда были Пушкин и декабристы. Он развивает тенденции романтич. поэм Пушкина, усиливая внутреннюю сложность персонажей, пытаясь показать их в процессе борьбы за свою независимость («Последний сын вольности» (1830), «Олег» (1829)). Кроме русских у Л. были и европ. «ориентиры» - Байрон и Мицкевич. Струк-ра байронич. поэмы: в центре повествования - -ром. герой, к-рый выражает непреложную истину. Это 1й тип поэм Л. 2й тип – кавказские поэмы. 3й тип – демонические поэмы. «Последний сын вольности» (оссиановская поэма): Новгородец Вадим хочет восстановить вольницу. В бою с Рюриком он погибает, а потом его хоронит его друг-бард. Это произвед-е последнее звено в декабристских произвед-ях. Ранние пьесы Л. явл. романтическими, навеяны «бурей и натиском» Шиллера. Гл. герой- бунтарь. 1я драма – «Испанцы» (1830). В ней Л обличает тщеславие знати, вероломство церкви и т.п. В трех следующих пьесах – «Люди и страсти» (1830), «Странный человек» (1831), «Два брата» (1836) Л. обращается к рус. дей-ти. В них проскальзывают реалистич. зарисовки современности – картины крепостного гнета, разврат дворянства и неподкупность крестьянства. «Люди и страсти» и «Странный человек» автобиографичные. Гл. герой «Странного чел-ка» - Владимир Арбенин. Это поэт, мыслящий чел-к, к-рый ненавидит крепостничество, светское общ-во. Арбенин здесь – исключит, романтич. герой (влияние «Коварства и Любви» Шиллера), но есть в пьесе реалистич. эпизод – когда помещица издевается над своими крестьянами. Гл. произвед-е ранней драматургии Л. - драма «Маскарад» (1835-36) сочетает в себе эл-ты ром-зма и реализма, полной высокой патетики и бунтарского духа, гротескного изображ-я дворянского общ-ва. Сюжетная основа - конфликт м/у героем и средой. Евгений Арбенин < странный человек>, богато одаренная натура, умный, с могучей волей. Но среда и эпоха обрекают его на пустое и ничтожное существование. В его образе - черты дворянской интеллигенции: разочарование, пессимизм, бездеятельность, рефлексия. Арбенин - попытка Л. дать в реально-бытовой обстановке тот хар-р, кот. аллегорически воплощен в Демоне. Подобно Демону герой в любви ищет возрождения, возвращения к «+» ценностям жизни. Но светское общ-во, слухи, интриги, вызывает в нем необоснованную ревность. Он отравляет Нину (светлое, безобидное существо), сам сходит с ума. Арбенин так и не сумел преодолеть в себе ни эгоистического индивидуализма, ни безверия в «+» начала жизни. В драме резко критически даны зарисовки ряда хар-ров, типичных д/высшего общ-ва: Звездич (недалекий светский угодник), Шприх (ростовщик, проходимец и делец), Казарин (игрок). Нек-е черты Арбенина сближают его с Чацким: антагонизм с дворянским общ-вом, отнош-е к чинам, критическое отнош-е к житейской морали. Черты реализма – изображ-е света. Романтизм – исключит, демонич. герой – Арбенин. Пьеса перекликается с «Горе от ума».Конструкция стиха (неравносложный ямб) сближает диалоги героев с бытовой речью. Цензура «Маскарад» запретила. Л. создал 3 его редакции, но впервые целиком драма увидела свет лишь в 1862 г. «Демон» - одна из вершин рус. романтич. поэмы. В «Демоне» (начата поэма была в 1829 г., а последняя ее редакция появилась в 1839) поэт использовал библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт п/в верховной божественной власти, а также фольклор кавказских народов, что придает сюжету иносказательный хар-р. Но под фантастикой скрывается глубокий психологич., фантастич., философ., соц. смысл. В поэме критики почувствовали огромную силу отрицания отживающего старого мира. Демон осудил < ничтожную землю>. Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицаемому миропорядку, звучит в словах демона: < Я царь познанья и свободы>. Став на путь абсолютного отрицания, Демон отверг и «+» идеалы. В начале поэмы герой одинок и опустошен. Идеал достойного чел-ка, прекрасной, свободной жизни находит он в Тамаре. Это попытка возрождения Демона, о кот. в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах. Но развязка трагична: он признал свои мечты < безумными> и проклял их. Автор показывает, что в развитии переживаний и событий благородный обществ. идеал подменяется эгоистическим. Д. не смог преодолеть в себе романтич. индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона. Осн. пафос поэмы – возвеличивание чел-ка, стремящегося стать свободным. В судьбе Д. проявились противоречия ром-зма. Ром-зм проявл. в описании исключит. героя, фантастич. сюжете, эмоциональном нагнетании. Но есть и реалистич. эл-ты: бытовые детали (свадебные и похоронные обряды, двор Гудалла, построенный рабами, изображ-е Кавказа и Грузии). О близости к реализму говорит и четкая последовательность эпизодов, без обычных романтических перестановок. Вообще, поэма была закончена, когда л. в целом перешел к реалистич. методу в творч-ве, что и заставило его внести реалистич. эл-т в это первоначально романтическое произведение. Поэма написана свободной строфикой и 4-стопным ямбом, свойственным д/бытового общения. Язык ее гибок, музыкален. Поэма «Мцыри». Поэму предварили такие произвед-я как «Боярин Орша» и «Исповедь» (сходные мотивы мужества и протеста). Но в «Мцыри» в отлич. от этих 2х произвед-й нет любовного мотива. Мцыри - противоположный Демону хар-р. Он весь - порыв к свободной, яркой, полноценной, подлинно человеческой жизни. Его тоска не безнадежная, это страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу. Мцыри рос одиноким, одиноким оказался он и в борьбе за свободу. Он весь полон стремления жить среди < вольных людей> (только в неск-ко дней побега он жил, а не прозябал). Ему это не удалось, в борьбе с барсом он сам становиться зверем. На нем < печать свою тюрьма оставила> (т.е. монастырь, в к-ром он жил). Но здесь нет внутреннего крушения, к к-рому приходит романтич. индивидуалист. Мцыри падает жертвой объективных об-в, оказавшихся сильнее его. Он побежеден физически, но не духовно. В герое поэмы воплощен пафос борьбы за идеал, Мцыри, по Белинскому, < любимый идеал> Лермонтова. Мцыри не индивидуалист, не эгоист, он просто одиночество, заточенное в монастырь. Л. говорит о необходимости союза Грузии с Россией как залоге стабильности. Образ Мцыри – огромное худ. обобщение. В нем воплщается недовольство прогрессивных людей 30х гг. деспотизмом властей, их протест. Оба героя Мцыри и Демона связаны традициями рус. ром-зма. Типично ром. поэма: единство человека с природой - Мцыри и гроза, ром. любовь - встреча с грузинкой, борьба - поединок с барсом, свобода - побег из монастыря, любовь к родине. Но поэма писалась параллельно с «Героем…» -> она не могла не приобрести нек-е реалистич. эл-ты: мы узнаем, в какой соц. обстановке жил Мцыри в детстве (несчастное детство). Сама форма исповеди (поэма представляет собой исповедь Мцыри старику-черкесу о трех днях проведенных на воле, противопоставленная монастырскому быту) усиливает психологизм произвед-я, ведь тогда Л. писал соц.-психологич. роман. Эта поэма указывает на рост реалистич. тенденций в творч-ве Л. Поэма написана «упругим стихом» (Белинский). Избыток мужских рифм, свободная строфика и 4-стопный ямб отражают «огненный» хар-р Мцыри.

6. «Песня про купца Калашникова», ее место в эволюции лермнотовских поэм. Жанровые особ-ти. Фольклоризм. Это – больше реалистич., чем романтч. национально-историч. поэма (1837). Реализм проявл. в описаниях царской трапезы, купеческого быта, кулачного боя. Основа ее - УНТ. Л. проработал образцы фольклора и историч. материал п/д ее написанием. Смысл песни – защита прав чел-ка в крепостнич. об-ве, призыв к свободе. Произвед-е сохраняет все атрибуты песенно-былинной манеры. В ней много архаизмов. Л. сумел глубоко проникнуть в строй народной поэзии, чем покорил Белинского. Дей-е происходит в конце 16 в., во времена Ивана Грозного. Калашников Степан Парамонович - цельный рус. хар-р, воин, храбрец, хранит святость народных обычаев, чел-к чести. Бросает вызов Кирибеевичу - борется за правду, за честь, бьётся до последнего. Для него поединок за честь мужа равен поединку за правду вообще. Он явл. защитником народа п/д деспотией. Он чист перед Богом. Кирибеевич - смелый воин, предан царю, человек сильных страстей. Способен на обман, на нечестный поступок. Проигрывает, потому что вышел на потеху, а не на правдивый бой. Но он смог и опозорить Алену Дмитриевну – жену Калашникова, что и стало причиной поединка. Противоречив образ Ивана Грозного. Он символ судьбы и рока в поэме. Это жестокость (казнить Калашникова) и благородство (пожаловать семью, детей). Концовка - народное сочувствие герою. Добрая память о нём жива. «Пройдёт стар человек - перекрестится, пройдёт молодец - приосанится, пройдёт девица - пригорюнится, а пройдут гусляры - споют песенку»! Тема личности и власти, тема человека и государства, тема свободы. Калашников - земец, Кирибеевич - опричник, а по тем законам земец не мог подать в суд на опричника. Поэтому и состоялся бой - чисто спортивное состязание. Царь даёт возможность отступиться и спастись: если бы Калашников признал, что убил опричника нехотя, неспециально, то был бы свободен. Здесь всё более глобально - не просто месть за обруганную жену, а противостояние личности и власти. Своим поступком Калашников показывает, что он сильнее самого государства, он не поддаётся его влиянию. Личность в первую очередь должна быть свободной. «Герой нашего времени» Верешиной творч-ва Л. и венцом его творч. исканий стал «Герой…». Л. все жизнь пытался изобразить чел-ка своей эпохи – непонятого и непонимающего светское общ-во. Белинский: Печорин – это Онегин нашего времени. Роман был в целом написан к 1839 г., но потом Л. добавил туда предисловие. Отд. книгой он вышел в 1840 г. Образ Печорина во многом автобиографичен. Печорин умен, он близок к декабристам, но те все давно в ссылках или умерли -> он одинок. Он потерял веру в возмож-ть изменения мира. Он испорчен светом, погублен им. Он ни во что не верит и ко всему безразличен. Но он умен, часто задумывается над смыслом жизни, прекрасно понимает людей. Он чувствует в себе огромные силы, но не знает своего предназначения. Л. критически подходит к Печорину. Это противоречивый образ. он холоден снаружи, но внутри него бьется любовь. Он унижает Бэлу, но страдания гордой девушки ему непереносимы и он готов упасть к ее ногам. Для Печ. интересны Максим Максимыч и доктор Вернер. Грушницкий – образец пустого представителя выс. общ-ва. Бэла - гордая черкешенка, влюбившаяся в Печорина. Вера – воплощение покорности. Мери – чел-к, к-рому нравится все мистическое. Этим и привлек ее Печорин. Л. дает зарисовки быта кавказцев, что говорит о реализме романа. Но реализм Л. отлич. от Пушкина. Л. сосредотачивается на внутрен. мире героев. Именно для раскрытия души печ. Л. избрал такую композицию, направленную на постепенное знакомство читателя с его внутрен. миром. Сначала мы видим Печ. глазами Максима Максимыча («Бэла»), затем о нем говорит автор, но он его знает слишком плохо («Максим Максимыч»), потом о себе говорит сам Печорин («Тамань», «Княжна мери» и «Фаталист»), но и здесь целиком он раскрывает себя только в «Фаталисте». На самом деле главы д/б идти так: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Мксим Максимыч», предисловие к журналу Печорина. Для того, чтобы в большей степени сосредоточиться на внутрен. мире Печ. Л. не рассказывает о его прошлом. Целям психологизма служат и хар-ки, которые дает Печ. др. персонажам – Мери и др. Пика своего психологизм достигает в «Дневнике Печорина». Печ. увлечен самоанализом, а над окружающими ставит эксперименты, чтобы самому выяснить их сущность. Роман связан с романом-путешествием, с исповедью, но все же это – соц.-психологич. и философ. роман. Реакцион. критика его не оценила, а Белинский был в восторге.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.