Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфические особенности древнерусской л-ры. «Слово о полку Игореве».




ДРЛ – л-ра русского Средневековья, с XI в. до XVII в. Периоды: 1) л-ра Киевской Руси (XI–XII вв.) (Связан с интенс разв-ем др-рус письменности. Больш кол-во памятников переводной л-ры. Период зарождения ДРЛ. Важнейшие жанры – житие, дидактическая и торжественная проповедь, поучение, описание путешествий, летопись, историческая и воинская повесть, сказание. Пр-я: «Повесть временных лет», «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о полку Игореве»); 2) л-ра периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение Северо-Восточной Руси (XIII–XV вв.) (Русь распадается на ряд самостоятельных феод-х полугосударств, развитие л-ры принимает областной характер. Создаются литературные школы: владимиро-суздальская, новгородская, киево-черниговская, галицко-волынская, полоцко-смоленская, турово-пинская. Местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, торжественного ораторского красноречия. Борьба русского народа против иноземных захватчиков. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели Русской земли». Темы борьбы с монголо-татарами и укрепления Руси, прославление ратных и нравственных подвигов. В 15 веке своего расцвета достигает новгородская л-ра, а также л-ра Твери. С демократической городской культурой связано «Хождение за три моря Афанасия Никитина»); 3) л-ра периода создания и развития централизованного Московского государства (XVI–XVII вв.). В 16 веке процесс слияния областных литератур в одну общую. 2 тенденции: 1)соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада, 2)нарушение этих правил (появляется не только в публицистике, но и в агиографии и историческом повествовании). Л-ра, в связи с историческими переменами (крестьянская война Болотникова, борьба с интервенцией) расширяет сферу охвата действительности, изменяет жанровую систему, начинает освобождаться от веры в божественное предопределение. Разрушаются принципы символичности, этикетности. Житие превращается в бытовое жизнеописание («Житие Юлиании Лазаревской»). «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков в 1641 году». Во второй половине 17 века убыстряется процесс обмирщения и демократизации л-ры. Пародия на традиционные жанры церковной и деловой письменности («Казанская челобитная», «Повесть о Ерше Ершовиче»). Новый жанр – бытовая повесть (герой – купеческий сын или безродный дворянин: «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве») Появл силлабическая поэзия, придворный и школьный театр, что подготавливало появление классицизма в РЛ.

Особенности ДРЛ: 1) Рукописный характер больш-во памятников написано от руки, налагает ос-ти, трудности чтения, скл к ошибкам, медленное распр-ние. 2)Анонимность (по христианским соображ-ям автор прятал свою личность, т.к. считал что творит волю божью, его личность проявляться не д/б, в редких случаях («задонщина» Ефросин, «слово») интересны тем, что проявл-ся авторское начало. Это исключ-я. 3)Практицизм, Дидактизм. Только то, что спасает душу – то полезно. Для этого и сущ-ет ДРЛ – чтобы дать этот урок. Книга как учебник, как жизненный урок. Грешник – отрицательный пример, святой – образец. 4)Историзм=масштабность. Изображается важное, масштабное, что играет роль. Князья, выдающиеся воины-полководцы. Историзм проявляется еще в следовании фактам. Чудо как свершившийся факт: названы свидетели. Отступление от истины во имя правды. 5)Традиция или лит-ный этикет –стремление подчинить изображение мира опр-м принципам и правилам, раз и навсегда определить, что и как следует изображать. (Н-р, в жанре житие обязательно вступление, где восхваляется добродетель, где автор говорит о себе, как о жалком; Основная часть - этапы жизни святого, обязательно указывается, что не такой, как все. Чудеса и прижизненно и посмертно; Последняя часть – похвала или плач по святому).

«Слово о п И» Открыто МУсиным-Пушкиным, кот-й купил рукописный сборник, который, судя по описанию, был написан в XVI в. на северо-западе Руси (в районе Пскова или Новгорода). Для работы над рукописью Мусин-Пушкин привлек ученых А. Ф. Малиновского, Н. Н. Бантыш-Каменского и как консультанта Н. М. Карамзина. В 1800 г. был опубликован текст «Слова» с переводом на СРЯ. Очевидно, в 1795—1796 гг. была сделана писарская копия с текста рукописи для Екатерины II. Копия эта затерялась и была обнаружена лишь в 1864 г. В 1812 г. рукописное собрание Мусина-Пушкина погибло в пожаре. Остались лишь печатный текст и выписки, сделанные из рукописи ее первыми издателями. Вопрос авторства. Множество версий об авторстве: князь, воин и даже половец. Называют киевск боярина Петра Бориславича, новгородск князя Владимира Святославовича, Болеславу, дочь князя Святослава Всеволодовича. Вопрос о жанре (Лихачев – сплетение славы и плача, сильна фольклорная составляющая; Кусков: воинская повесть с эл-тами ораторского иск-ва; некот исслед-ли: эпос, сравнимо с Гомером, с скандинавскими сагами; некот-е исслед-ли: это пр-е не человеческое пр-е, это слово, кот-е спущено свыше). Историческая основа: В осн сюж «С» леж подл историч факты. С 1061 года юго-вост границы Киевск гос-во нач подверг опустошающ набегам половцев. Историч соб, связ с походом и поражением князей - Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племян Святослава Олеговича. Задача автора - дать верную политич оценку соб, показсвоим соврем, какое знач имеет неудача Игорева похода для историч судьбы всей рус земли. Осн идея -страстн «призыв рус князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольск полчищ». идейн и худ сторона в «С» неотделимы др от др. Худ своеобр«С» предст собой своеобр мир образов, в кот живут, строят планы, борются, радуются и печалятся, делятся мыслями и чувствами разного положения люди феод класса: князья и дружинники. С худ т зр «С» пораж стройностью и внутр единством, гармонией всех вход в его состав компонентов - образов, картин, элементов словесн оформл. Битва рисуется в этих картинах как богатырск потеха, как шумный пир. Песенный характер «С» выражается в отчётливо лирическом складе этого произведения. Каждый раз перед битвой природа особенно ярко отражает предстоящие события..Свойств народной поэзии постоянный эпитет, неизменно связанный с названием опред предмета составляет характерную черту поэтики «С». Как и в народной поэзии, в «С» волк всегда «серый», орёл - «сизый», ворон обязательно «Чёрный», стрелы - «Калёные», девки - «Красные. Характерна ритмичность поэтического языка «Слова».Тревожный ритм (волнение Игоря перед бегством), ритм большого, свободного дыхания(плач Ярославны).Композиция «С» очень ритмична и логична, чётко выстроена. «С» состоит из вступления, трёх основных частей и заключения. Во вступлении мы видим певца Бояна. Он пел славу рус князьям.II часть. Центральная часть. Кульмин- поражение войска. Символ Руси - Киев, поэтому сюда и перенесены все действия. Сон Святослава (предвидит гибель Игоря). Чувство скорби Святослав выражает в «золотом слове», кот перерастает в публицистический призыв автора к князьям русским. Публицистика сменяется лирическим плачем Ярославны над Путивлем.III часть. Плач Ярославны - олицетвор природа, обращ к ветру, Днепру и солнцу.Этот плач - важное звено для разв сюжета; плач предваряет разлуку - бегство Игоря из плена.Затем - бегство Игоря со сказочными превращениями. III часть самая эмоционально-поэтическая.В конце - слава князьям за мужество и храбрость. Итак, автор берёт из истории лишь некоторые факты, которые позволяют ему ярче выразить главную идею. И именно гражданский патриотизм является основой композиции.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.