Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение и сущность сознания.






Сознание как философский термин - высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание - это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, таким же древним, как сознание.

Точки зрения и происхождении: 1. Материализм рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя. 2.идеализм первичность духа вторичность материи(Энгельс, дидро) 3. Дуализм декарт.

32.Язык и мышление, функции языка.Язык - это система знаков, с помощью которых люди общаются (коммуникативная функция языка), осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию (информативная функция), управляют поведением друг друга (прагматическая функция). Он возник в процессе общения людей. Мышление дает себе основания и правила работы. Сознание дескать пестрый сплав зависимого и автономного, обусловленного и свободного, произвольного и неосознанного, рефлексивного и дорефлексивного, осознанного и бессознательного, необходимого и случайного, разумного и бессмысленного. Мышление этот сплав подвергает сомнению, перерабатывает с целью его понимания, сортировки, упорядочивания, интеграции в единое целое. Поэтому мышление – тяжкий труд! Функции языка:. 1. коммуникативная – установление контактов м/у людьми, оказание воздействия друг на друга, накопление и передача информации, культурного опыта, 2. познавательно-оценочная – называние, обозначение явлений действительности и отношений м/у ними; познание и оценивание, требующие использования языковых ср-в обобщения, абстрагирования, сопоставления конкретного объекта и идеального эталона .3. эмоционально-выразительна я – оформление и выражение эмоционального состояния, отношения, стремления, воплощения настоя души в образе. 4. метаязыковая – естественный язык, будучи универсальным, способен обеспечивать описание себя самого и других языков.

33. Знание, типы рациональности. Знание – достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Это противопоставление мнения и знания (греч. докса и эпистеме) было разработано в др.-греч. ФилософииПарменидом, Платоном и др. Согласно Аристотелю, знание может быть либо интуитивно, либо дискурсивным, опосредованным умозаключениями и логическими доказательствами. Проблема веры и знания одна из центральных в ср.-век. теологии и философии. Введённое схоластикой различение априорного и опытного знания получило развитие в гносеологических концепциях нового времени. Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание.

34.Структура и виды познания. Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Структура познавательного процесса ‑ система уровней и элементов сознания. Два основных уровня: чувственное и рациональное познание. 1. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление! 2.Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение! ВИДЫ ПОЗНАНИЯ: 1 ) обыденное познание – получение человеком элементарных сведений о природе, человеке и обществе в процессе обыденной повседневной жизни); 2) художественное познание – процесс создания и восприятия художественных образов – произведений искусства); 3) игровое познание, осуществляемое в процессе спортивных и деловых игр, ритуальных и культовых действий; 4) религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил; 5) философское познание – создание общих концепций существования мира и человека; 6) научное познание исследование мира при помощи научных методов с целью получения истинного знания о законах его функционирования и развития.

 

35. Формы и методы научного познания.Формы научного познания Общечеловеческие методы познания, присущие и науке,это анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия, моделирование. Основные методы (формы) специфически научного познания: - э мпирический: постижение внешних (эмпирических) фактов и зависимостей через наблюдение (прямое и косвенное), сравнение (непосредственное и опосредованное), измерение (прямое и косвенное), эксперимент (натуральный, модельный, поисковый, проверочный), описание; - теоретически й: выявление внутренних и существенных связей (законов) и проблем, создание гипотез и теорий посредством мысленного эксперимента, идеализации, формализации (формул, графиков, абстрактно-символических моделей и т.п.), восхождения от абстрактного к конкретному (то есть сборка абстрактно-исчерпывающего образа всего и вся из его же абстрактных черт), аксиоматики (постулаты, аксиомы), гипотетико-дедукции (проверки дедуктивных выводов), историко-логических исследований (логика процесса, эволюции); - метатеоретический: установление общих характеристик объектов (предметный аспект) и способов их познания (рефлексивный аспект)

36. Истина. Концепции и критерии истины.Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения: 1. соответствие законам логики 2. соответствие ранее открытым законам науки; 3. соответствие фундаментальным законам; 4. простота, экономичность формулы5. парадоксальность идеи; 6. практика. Концепции истины: 1) Классическая (корреспондентская) концепция (от Аристотеля) – истина ‑ соответствие знаний действительности, то есть признается наличие объективного мира и возможность его точного познания; 2) Концепции неклассической философии: - марксизм: истина относительна (с элементами абсолютного), субъективна по форме и исторически конкретна, критерий истинности – практика; - семантическое определение истины: истинно высказывание, адекватное своему предмету и непротиворечащее другим высказываниям, истинность всего проверяют путем создание абсолютно непротиворечивого метаязыка; - когерентная концепция (Нейрат, Карнап): знания должны быть взаимосогласованы без логических противоречий; - конвенционалистская концепция (Пуанкаре, Кун): истина – то, что признано (согласовано) научными авторитетами (критерии, которыми руководствуются авторитеты, авторы не сообщают); - прагматическая концепция (Пирс, Дьюи): истинно все, дающее уверенность и приносящее успех; - феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): истина ‑ согласованность внутреннего опыта.3) П остнеклассические философии проблему истины переносят из гносеологии в социально-политический дискурс: истина ‑ часть идеологии, и к любым претензиям на абсолютность надо относиться иронично, предпочитая то, что сглаживает социальное напряжение.

37.Практика и её роль в процессе познания.Практика может быть определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек создает новую реальность – мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер.Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов: v Практика является источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания, v Опосредованно практика является целью познания, т.к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира, v Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т.к. всегда исторически конкретна

38. Как вид деятельности и как система знаний. Наука как деятельность представляет собой творческий процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на производство и воспроизводство новых объективно-истинных знаний о действительности. Наука как знание. Реализация познавательного отношения человека к миру создаёт предпосылки для перевода познаваемых объектов в идеально-знаковую форму, в которой они распредмечиваются и обретают статус знания. Возможны различные типологии знания как продукта духовно-познавательной деятельности. В зависимости от специфики познаваемой реальности выделяют знание как информацию об объективном мире природы и общества; знание о внутреннем духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания; знание о целях и идеально-теоретических программах деятельности человека и др.. Вместе с тем каждый их этих видов знания может существовать в формах протонаучного, вненаучного и научного знания.

39.Наука как социальный институт. может быть обозначена как совокупность научных организаций и учреждений, интегрированных определенными нормами научного этоса, принципами и методами профессиональной коммуникации, а также формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества. Структурно-содержательный анализ науки как социального института позволяет существенно дополнить представление о ней как сложной системе взаимосвязей между ученым, научным сообществом и различными подсистемами социума. Основные функции науки: - культурно-мировоззренческая; - непосредственной производительной силы; - социальной силы.

40. Понятие общества. Ощест бытие и общ сознание. Комплекс определений общества: 1) выделенная из природы и взаимодействующая с ней реальность; 2) система человеческой деятельности; 3) система взаимодействия между людьми; 4) система социальных коммуникаций; 5) определенный этап истории. Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. марксизм понимает материальное Отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом об-ве-классовые), в к-рые люди вступают в процессе этого производства. О. с.- это взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические, этические и др. теории, философия, мораль, религия и др. формы. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»

 

41.Обществокак система: матер сфера. Общ и природа, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Одним словом, общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно стремится к достижению определенной цели, состоящей, разумеется, из множества подцелей.Понятие " природа" имеет два основных значения. В широком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.). Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.Природа гораздо старше общества.Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

42. Общество как система: Социальная структура общества. Комплекс определений социальной структуры: 1) совокупность относительно устойчивых общностей людей; 2) формы организации совместной деятельности; 3) система связей и взаимодействий. В широком смысле ‑ это система основных социальных сфер вообще(экономической, политической, духовной и т.д.), в узком – структура некоего конкретного общества, то есть конкретные социальные группы и их взаимоотношения. сновные компоненты социальной структуры: индивид, общность (группа, класс, страта и т.п. с общими признаками ‑ пол, возврат, собственность, образование, профессия и др.), социальный институт (система органов, механизмов и норм, регулирующих общественные отношения).

43. Политорганиз общества: Структура политической системы включает в себя:
1. Институциональную подсистему, состоящую из различных общественно-политических институтов и организаций, важнейшим из которых является государство.2. Нормативную (регулятивную), выступающую в виде политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы.3. Политико-идеологическую, включающую в себя совокупность политических идей, теорий и взглядов, на основе которых формируются и функционируют различные общественно-политические институты как элементы политической системы общества.4. Функциональную подсистему, содержащую основные формы и направления в деятельности политической системы, способы и средства воздействия ее на общественную жизнь, что находит выражение в политических отношениях и политическом режиме. Функции государства: - защита существующего общественного строя, - поддержание в обществе стабильности и порядка, - предотвращение социально опасных конфликтов, - регулирование экономики, проведение внутренней и внешней политики, - защита интересов государства на международной арене, - осуществление идеологической деятельности, оборона страны Происхождение: С точки зрениятеории «естественного происхождения» государство является результатом взаимного влияния природных и социальных факторов, в нём находят выражение принципы естественного распределения власти (в формах господства и подчинения) в природе (учения о государстве Платона и Аристотеля). С точки зрения марксизма, государство появилось в результате общественного разделения груда, возникновения частной собственности, классов и эксплуатации. В силу этого оно является орудием угнетения в руках господствующего класса (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин ).Исторические типы государства: 1) Рабовладельческий, важнейшая функция защита собственности рабовдельцев на средства производства, в т. ч. на рабов. 2) Феодальный - обеспечение прав господствующего класа на землю, владение крепостными и присвоение части их труда. 3) Буржуазный. 4) С оциалистический - обеспечение общественных прав собственности на средства производства.

44. Право как соц явление. Гражд общество. Среди юридических наук особое место принадлежит общей теории права, которая изучает закономерности функционирования и развития права. Право – это общественное явление. Оно призвано регулировать, упорядочивать определенные общественные отношения. Следовательно, нет общества без права и нет права без общества. И наука, изучающая право, относится к общественным наукам. Вместе с тем это наука и гуманитарнаянаука о человеке (его правах и свободах). То или иное понимание природы человека обусловливает ту или иную модель общественного бытия, следовательно, и права как основы этого бытия, общественных отношений.Общая теория права – это система обобщенных знаний об основных и общих закономерностях существования и развития права. Общая теория права как наука исследует социальную природу права, дает объяснение сущности права, показывает социальное назначение права в жизни общества. Научные положения, выводы и основные категории этой науки занимают самостоятельное место в системе социальных наук. Специфика этой науки, позволяющая выделить ее в самостоятельную отрасль обществоведения, состоит прежде всего в том, что только она имеет главным и основным объектом своего исследования правовую и государственную организацию общества.Идея гражданского общества возникла в середине XVII века. Впервые термин «гражданское общество» был употреблен Г. Лейбницем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, которые опирались на идеи естественного права и общественного договора. Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности. Структура гражданского общества:
* общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т.п.);
* союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды; - научные и культурные организации, спортивные общества; * муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы; * независимые средства массовой информации; * церковь; * семья.

45. Искусство как соц явление, его роль в обществ жизни. 1.Искусство – форма общественного сознания. 2. Искусство как отражение. 3. Искусство – модель деятельности человека. 4. Искусство – обобщение социальных отношений, общественной практики, опыта человечества. 5. Личное, национальное и общечеловеческое в искусстве. 6. Народность искусства.. Искусство - одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно образное отражение действительности.Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный вид людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, будит творческие фантазии. Искусство в основе своей народное. «Искусство принадлежит народу. Оно должно совмещать чувства, мысль и волю народа, поднимать их. Оно должно будить в них художников и развивать их».Познавательная роль искусства будет сближать его с науко. Глубокое познание действительности в окончательном итоге связано со стремлением превратить и усовершенствовать ее. Человек овладевает силами природы, познает законы развития общества, чтобы изменить мир согласный потребностям и целям.В отличие от науки искусство выражает истину не в абстрактных понятиях, а в полных жизнь конкретных обидах. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых индивидуально характерных­ формах.

 

46. Мораль как соц явление. (от лат. moralis — нравственный) – второй основной способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Моральные нормы закрепляются в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.В отличие от права исполнение требований морали обеспечивается лишь средствами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.Мораль зачастую отличают от нравственности как должное поведение от реально существующих нравов. Свобода - возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля по своей сущности всегда свободная воля. Свобода представляет одну из традиционных проблем этики, возникающую в связи с проблемой морального выбора, определением условий, делающих такой выбор возможным (наличие альтернатив), осмыслением оснований выбора, активности личности в процессе его совершения. Последнее связано с ответственностью личности за результаты ее выбора. Произвол- способность выбирать среди многих волевых мотивов (см. Воля); произволом называется также злоупотребление этой способностью; необоснованность, отсутствие логичности (в рассуждениях). Произвольный – ничем не стесняемый, свободный (напр., произвольные движения). ОТВЕТСТВЕННОСТ Ь - филос.-социологич. понятие, отражающее объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с т. зр. сознат. осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Различают О. юридическую, моральную и т. д. В зависимости от субъекта ответств. действий выделяется индивидуальная, групповая, коллективная О.

47. Учение марксизма.Структура и динамика общественно- экономической формации. Т. е. общественно-экономическая формация - это определенный тип социальной системы, взятый в единст­ве всех ее сторон - способа производства, состояний науки, искусства, богатства духов­ной сферы и всего образа жизни людей. Стержнем формации является способ производ­ства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отно­шений. СТРУКТУРА:

Производительные силы Производственные отношения Надстройка элементы формации
Предмет труда. Средства труда. Человек с его навыками к труду - производитель материальных благ (рабочая сила). Социально-эконономические отношения по поводу собственности на средства производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Организация и учреждения: политические (государство, партии), культурно-просветительные, религиозные. Общественное сознание и его формы. Идеологические, политические, правовые и религиозные отношения. Классовая структура. Исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация). Исторические формы быта. Естественные и технические знания.

Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.

48. Духовная жизнь общества – это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли и чувств, к-рые развиваются на основе практической деятельности людей. Духовная жизнь вкл. в себя общественное сознание, духовное производство и духовное общение людей. Духовное производство составляет деят-ть людей по познанию природы и общества, созданию представлений о мире, знаниях, идеалах, теориях. Она осущ-тся учеными, идеологами, художниками, к-рые создают духовные ценности – научные теории, произведения искусства и т.д., способные передавать людям чувства, знания, представления о мире. Духовное общение – это деят-ть людей по обмену, распространению знаний (образование), чувств, воли, идеалов (воспитание). Общение осуществляется во всех сферах жизни, особенно в процессе образования, воспитания, пропаганды и агитации в школах, учреждениях культуры. Сознание бывает: 1. Политическое; 2. Экономическое; 3. Правовое; 4. Нравственное (нравы, обычаи); 5. Религиозное; 6. Эстетическое (взгляды, идеалы, вкусы); 7. Естественно научное; 8. Экологическое.

49. Культура как вторая природа. В свое время немецкий философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) назвал мир, в котором мы живем, " второй природой". Речь шла о том, что современный человек отнюдь не Робинзон и живет он не в первозданной природе. " Над первой природой, должна быть как бы воздвигнута вторая, и высшая, в которой господствует закон природы, но совсем иной, чем в зримой природе, а именно закон, необходимый для свободы. Следует уточнить, что Шеллинг имел в виду прежде всего правовые законы, которые действуют в мире культуры как среде обитания человека. Тем не менее, " вторая природа", по убеждению идеалиста Шеллинга, в силу своей законосообразности внутренне связана с " первой природой". И это позволило в дальнейшем придать мысли Шеллинга о культуре как " второй природе" дополнительный новый смысл. В наши дни понятие " вторая природа" широко используется в социальной науке и позволяет видеть в культуре результат преобразующией деятельности человека. Мир, в котором живут люди, есть окультуренная человеком природа, и эта среда обитания радикально отличается от тех условий, которые естественны для " братьев наших меньших.

50. Культ как символич система. В истории философии человека пытались понять с помощь психологической интроспекции. Э.Кассирер предложил в " Философии символических форм" альтернативный метод. Он исходит из предпосылки, что если существует какое-то определение природы или " сущности" человека, то это определение может быть понято только как функциональное, а не субстанциональное.В своей работе «Философия символических форм» Э.Кассирерпоказывает, что на определенном этапе своей эволюции на этапе возникновения самосознания человек «разрывает цепь, связывающую его с внешним миром» и, если «первые шаги интеллектуальной и культурной жизни человека можно представить как своего рода умственное приспособление к непосредственному окружению», то «по мере развития культуры выявляется и противоположная тенденция человеческой жизни». Она заключается в создании «символической системы», опосредующей все связи человека с миром. По мнению Э.Кассирера, человек находится в состоянии постоянного диалога с самим собой, и из этого диалога рождается «символический универсул», в котором человек отныне живет, составными частями которого являются язык, миф, искусство и религия. ЗНАК – материальный объект, чувственно воспринимаемый субъектом и используемый для обозначения, представления, замещения другого объекта, называемого значением данного знака. В качестве знака могут выступать объекты самого различного типа: предметы, явления, свойства, отношения, действия и т.п. Знак используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Символ (из греч. σ ύ μ β ο λ ο ν) — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмет; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Информация (лат. informatio – ознакомление, разъяснение) – понятие, используемое в философии с давних времен и получившее в последнее время новое, более широкое значение благодаря развитию кибернетики, где оно выступает как одна из центральных категорий наряду с понятиями связи и управления.

 

 

51. Культ как система ценностей. Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т п Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать, разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие — ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения.Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

52. Понятие “цивилизация ”, типы и их специфика. возникло в ХVIII веке в тесной связи с понятием “культура” и первоначально означало определенный уровень материальных и духовных достижений общества. По схеме культурно-исторической периодизации Л. Моргана (дикость, варварство, цивилизация) цивилизация – это относительно высокая стадия экономического и социального развития. Она приходит на смену примитивному обществу. Существование цивилизации более долговечно и благополучно, нежели бытие примитивных народов, которые могут быть насильственно уничтожены при столкновении с цивилизацией.Феномен цивилизации связан с возникновением городов и установлением более сложных типов социального взаимодействия. В трудах энциклопедистов, которые и ввели данный термин в научный оборот, цивилизация ассоциировалась с прогрессом, с обществом, развивающемся на основе разума и справедливости. Типы цивилизаций: 1. Доиндустриальная («традиционная») цивилизация развивалась на основе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. Основным энергетическим источником являлась мускульная сила человека или животного .; 2. Индустриальная («техногенной») цивилизации лежит машинно-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных сил природы, научными информационными программами.Происходят специализация производства, синхронизация общественных процессов на основе централизации управления, стандартизации и максимализации материальных и духовных потребностей; 3.Постиндустриальная(«информационная») цивилизация такая цивилизация отличалась особой энергетической мощью информации, способствующей созданию принципиально новых орудий труда и технологий, освобождающей все сферы человеческую деятельности от рутины.

53. Феномен истории. Смысл и направленность историческогопразвития. Проблема " направленности" истории трудностей в понимании не вызывает: понятно, что философы разрабатывали и разрабатывают вопрос о том, откуда и куда идет общество.XVIII век уже упоминался нами как время, когда благодаря Вольтеру появилось понятие " философия истории". Подчеркнем, что в это время к смыслу и назначению истории начал складываться подход, характерный для эпохи Просвещения. Смысл истории при этом связывался с прогрессом человеческого разума, а история человечества, таким образом, становилась движением по ступеням этого прогресса.аким образом, принятая в советской философской литературе точка зрения о поступательном, восходящем развитии истории, переходе общества от низших к более высшим, совершенным формам жизни в истории философской мысли является не единственной. Она представляет собой позицию И.Канта, Гегеля, К.Марксаи относится к ХVIII - XIX векам. Большая часть современных философов считает, что у исторического процесса нет и не может быть цели. Цель ставит перед собой и обществом человек. В соответствии с этой целью он определяет и смысл истории.

54. Человек как биопсихосоциальное существо. Помимо прочих присущих ему единств человек ‑ еще и единство тела, души и духа. «био» в данном случае отождествляют с телесным, «психо» с душевным, а социальное (оно же рациональное) с духовным.Здесь нужно долго и нудно рассказывать о единстве и различии тела-души-духа. Где тело – все природное. Душа – связь с Богом или Универсумом, нечто бессмертное, дающие нам жизнь и свободу. Дух – проявление и отражение универсального в нас, в том числе универсальных законов общества и культуры.Иными словами, здесь под новым соусом исполняется старая песня о единстве «микрокосма, микротеоса и макрокосма» и микросоциума заодно.

55. культура как человеческое в человеке. Человек – это выражение жизни, излучающее свет и любовь во всех измерениях, в которых он оказывается, в каком бы виде он там ни присутствовал. Человечность – это не физическая характеристика. Это духовная цель. Это не то, что нам даётся, это то, чего мы должны достичь. (с) " Единственная", Ричард Бах.Начать хочется с того, что близко мне и является, как я считаю, одним из немаловажных критериев, на который, однако, смотрят далеко не все, и не все считают это чем-то действительно значимым, когда речь идёт о душе и человечности. Я считаю, одна из отличительных особенностей Человека – умение видеть и ценить красоту, ведь если человек ценит красоту, то он не станет её уничтожать(а это уже нечто сродни созиданию). Быть может даже, он будет её создавать, а это уже творчество недоступное ни одному зверю.увство прекрасного, желание созидать и преумножать красоту не только в произведениях искусства, но и в таких мелочах, как клумба с цветами во дворе, уютная обстановка в квартире; в таких значимых вещах, как создание красоты собственной души, воспитание не только здоровых и приспособленных к реальной жизни, но и духовно прекрасных детей – вот то, что непременно должно быть свойственно Человеку, ведь красотой может обладать, как внешняя оболочка, так и сама суть, а Человек способен не только видеть, но и чувствовать красоту, понимать её, восхищаться ею и стремиться создавать. Тот, кто не может ничего из этого, как мне кажется, не является Человеком в полной мере, однако обладание подобными умениями – далеко не всё, что делает человека Человеком. Человек должен уметь любить, сострадать, понимать, должен обладать способностью к самоотречению.

56. структура личности и социокультурные типы личности. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низшихподструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей ихарактера.Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом: Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях. Это - «Оно» (Id), т. е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе.«Я» (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями «Оно» и требованиями человеческого сообщества. «Я», как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного «Оно» с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Наконец, «Сверх-Я» (Super-Ego) - это внутриличностная совесть, т. е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества. «Сверх-Я» воплощает в себе интернализованные индивидом «родительские образы», моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых.

 

 

57. Общественныйпрогресс. Критерии и типы.Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.По марксизму, первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в ее цивилизационном срезе. Критерии: 1. высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.2. Производительные силы.3.. Интегративным критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, т. е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Типы общественного прогресса: 1.Антагонистический. В эксплуататорском обществе противоречия проявляются в форме антагонизмов, то есть в борьбе классов, социальном и национальном гнете, насилии, войнах и т.д., и разрешаются в интересах какой-то части общества. 2.Неантогонистический тип общественного прогресса - это более высокий и более сложный тип общества по сравнению со стихийным тип развития, требующий от общества постоянных и сознательных усилий

58. Источники, движущие силы и субъект исторического развития.Источник исторического развития – то, что движет историю, глубинные причины ее движения.3 модели источника: - социальные противоречия (Макиавелли, Гегель, Маркс) ‑ например, борьба классов (марксизм), этнографических образований (геополитика Ратцеля) или иных противоборствующих группировок; - солидарность (Конт, Спенсер): социальная сплоченность ‑ гарант сбалансированного развития общества, основанного на разделении труда, а конфликты – отклонения, требующие преодоления; - конфликт (Парк, Козер), то есть свободное и демократическое сочетание конкуренции и консенсуса. Конфликтология как раз и призвана разрешать конфликты, а их подавление в ригидных (жестких) обществах ведет к социальным взрывам. Субъект исторического развития – тот, кто движет историю, а движущие силы – «пушечное мясо», те слои общества, с помощью которых субъект движет историю.

59. Проблема социального насилия, Философия ненасилия. Насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы. Обычно насильственными считаются действия одних людей, непосредственно направленные против жизни и собственности других: убийства, увечья, ограбления, нападения, завоевания, угрозы, разбои и т.д.Насилие представляет собой такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которого одни индивиды и группы людей подчиняют себе других, узурпируют их свободную волю. От других форм общественного принуждения насилие отличается тем, что оно доходит до пределов жестокости, характерных для природной борьбы за существование. А от собственно природной агрессивности оно отличается тем, что апеллирует к праву, справедливости, человеческим целям и ценностям. В этом смысле насилие можно охарактеризовать как право сильного или как возведение силы в закон человеческих отношений .Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насильственно поддерживаемой социальной несправедливости можно свести к трем основным. Во-первых, это пассивность, малодушие, трусость, капитуляция, словом, непротивление насилию. Такая позиция заслуживает безусловной негативной оценки. Во-вторых, ответное насилие. Эта линия поведения является в практическом плане более эффективной и в нравственном плане более достойной, чем первая. Но есть еще третья линия поведения -- это активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости, но другими -- принципиально ненасильственными - методами. Отождествление ненасилия с пассивностью является одним из устойчивых общественных предрассудков.

 

60. Научн, фил и религ карт мира.Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности, и естественнонаучную картину мира. Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п. Основной элемент любой религиозной картины мира — образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный товарный характер, так как вторична, есть результат, проекция другой — настоящей, истинной реальности — Бога или богов. Специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависимой от последней. Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов — онтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую.

61. Техника как предмет фил анализа. Философия техники сложилась во второй половине XIX в., потому что множились технические науки, и бурно шел научно технический прогресс. С 1960 годов техника – объект системного философского исследования (в связи с научно-технической революцией). Техника – исторически развившаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков) для преобразования природы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Базовые характеристики: искусственность и инструментальность. Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой: поэтому ее объясняют либо как развитие природных форм, либо как развитие человеческих органов.ехнический прогресс таков: ручные орудия – машины – автоматы. И таков: неолитическая революция – промышленная революция (XVIII в.) – научно-техническая революция (с середины XX в.). Причем понятие «технический прогресс» более емкое, чем «научно-технический прогресс», и охватывает чуть ли не всю историю человечества. В современной философии 2 концепции: техницизм или технократизм (где наука и техника ‑ двигатели социального прогресса, способные решить все проблемы) и антитехницизм (где техника ‑ угроза социальному и культурному прогрессу, превращающая человека в безмозглый винтик Мегамашины).

62. Глоб проблемы современности, их фил смысл. Глобальные проблемы современности затрагивают все человечество, то есть планетарны, грозят человечеству деградацией и гибелью, требуют солидарности всех людей, а также быстрого и эффективного реагирования. Такие проблемы есть: - во взаимодействии общества и природы (экология); - внутри общества (социально-политические – война-мир и социально-экономические ‑ нищета); - между человеком и обществом (демографические, медицинские, сохранения культурной и национальной самобытности). Для исследования этих проблем в 60 годы XX в. стали появляться международные, государственные и неправительственные организации, особо Римский клуб (1968 г.) с его манифестом коллективной глобальной ответственности, где истинные пределы роста определяются в первую очередь экологическими, биологическими и культурными критериями. Ласло сформулировал концепцию глобальной солидарности.По отношению к глобальным проблемам различаются позиции технократизма (приоритет научно-техническому прогрессу) и технопессимизма (зеленые, антиглобалисты и т.п. обвиняют прогресс в главных бедах современного человечества).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.