Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия эпохи Возрождения.






Время Ренессанса – XIV-XVI вв.Здесь: секуляризация («обмирщение культуры»), антисхоластика, подражание античности, идея универсальной личности. Церковь утрачивает идеологическое господство. Распространяется художественно-гуманистическая культура.

Два направления в толковании цели развития культуры: 1) к классике и 2) к природе.Наука становится самостоятельной формой знаний, основанной на эксперименте. Формируется философия политики и утопии.

Этапы: - гуманистический (XIV в. – первая половина XV в.): гуманизм и индивидуализм, антропоцентризм, культ природы и чувственности;

- неоплатонизм (вторая половина XV в.): человек – микрокосм;

- натурфилософский (конец XV – XVI вв.): пантеизм (растворение Бога в природе).

12.Рационализм Нового времени: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Рене Декарт – ставил пазум во главе познания, стал атором дуализма.считал что сомнение это реальность, сомнения не нуждаются в доказательстве. Сомнение- это мысли если человек сомневается, значит мыслит. Мышление это основа бытия и познания, следовательно мышление это работа разума то соотвественно в основе бытия лежит разум(я мыслю следовательно я существую

Матер и духовн субстанции не явл-ся совершенными. Совершенной субстанцией явл-ся лишь Бог, кот сущест-т «сам из себя» и сам явл-ся своей причиной. Все остальн нуждается для своего существ-я в присутствии Бога. Функции Бога залюч-ся в гарантии истинности познания.

Бенедикт Спиноза (материалист) — (1632 — 1677). С. учил, что сущ лишь одна субстанция — природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. — природой сотворенной. Как прир. творящая она есть субстанция, или, что тоже самое — бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

Атрибуты матер-ой субстанции также вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не исчезают. Конкретные состояния субстанции – модусы. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст — едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество.

2 группы модусов: 1) вечные, бесконечные (определ-ся атрибутами субтанции), 2) временные, конечные (опред-ся остальными явлениями и вещами) Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. Есть существо, кот. модусу протяжения — телу, соотв модус мышления—душа. В любом случае человек—часть природы. Интуиция—высший вид, непосредственное знание. Критерий правильности —ясность и отчетливость. Способствовал атеизму и свободомыслию. По его мнению, наилучшее общественное устройство — демократическое правление, всевластие государства ограничено требованием гражданских свобод.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716). Изучив теорию декарта и спинозы присоеденил природу в богу. Св-ва монады схожи со свойсвами атома, неделимы, обладают качествами. Классы монад: 1.голые монады 2.животных-обладают ощущении, но не развитым самосознанием.3.человека – обладают сознанием, умением мыслить, 4. Бог. Чем выше класс монады, тем больше свободы.

13. Сенсуализм Нового времени: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.

Френсис Бекон - развивал учения о индукции. Неполные индукция - исключ. логического док-ва до получения противоречия. " Знание сила". Заслуги: 1) восстановил матер. традицию в европейской Ф. 2) предложил новое понимание материи - совокупность частиц 3) один из основателей механики " движение неотъемлемый атрибут материи". В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила». Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Но также Бэкон указывал и на плачевное состояние науки.

До сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью. Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. ПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых, потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим черную особь. Это заключение всегда носит вероятный характер.

Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела. Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только основоположником, но и самым последовательным эмпириком

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.