Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вертепная драма второй половины XIX — начала XX в. Предпочтительный порядок распределения мотивов в народной традиции







ЗАПАДНО-   ЗАПАДНО-   ВОСТОЧНО-   ВОСТОЧНО-   РУССКАЯ   СИБИРСКАЯ  
УКРАИНСКАЯ   БЕЛОРУССКАЯ   УКРАИНСКАЯ   БЕЛОРУССКАЯ   ТРАДИЦИЯ   ТРАДИЦИЯ  
ТРАДИЦИЯ   ТРАДИЦИЯ   ТРАДИЦИЯ   ТРАДИЦИЯ          
Поклонение Волхвов (Пас-   (Ангелы) поздравляют с Рожде-   Священник начинает богослу-   Пономарь звонит в колокол и   Ангелы поклоняются   Пономарь зажигает  
тухов), сопровождаемое   ством Звучит колядка «Ангел   жение (или Ангелы поклоняют-   зажигает свечи (Два) Ангела по-   Рождеству Пастухи по-   свечи Два Ангела по-  
различными колядами   пастырям молвил, что Христос   ся Рождеству Христову) Пасту-   клоняются Христу   клоняются Рождеству   клоняются Рождеству  
    народил» Сцены с Иродом мо-   хи поклоняются Рождеству Зву-   Изгнание Адама и Евы из рая   Коляда «Нова ра-   Звучат коляды  
Ирод приказывает среди   гут отсутствовать   чит колядка «Нова радость ста-       дость»      
других детей убить соб-       ла» Три Царя являются к Иро-   Поклонение Пастухов Звучит       Ирод и три Царя От  
ственного сына   Если сцены с Иродом присут-   ду, а затем поклоняются Рожде-   колядка «Нова радость» Покло-   Ирод беседует с Волхва-   Книжника Ирод узнает  
    ствуют, главным наперсником   ству Христову Ангел велит им   нение пророков   ми и, узнав от Черно-   о месте Рождества При-  
Раскаявшись, царь Ирод   царя оказывается Жид. После   идти в свою страну, не возвра-       книжника о месте Рож-   каз Ирода об избиении  
кончает жизнь самоубий-   избиения младенцев к Ироду   щаясь к Ироду   Три царя являются к Ироду, ^   дества, повелевает Вои-   младенцев Несколько  
ством   является Царица и упрекает его       затем поклоняются новорожденному Христу Ангел велит им   нам убить младенцев   женщин плачут о смер-  
        Ирод приказывает Воинам   идти в свою страну и не возвра-   Рахиль не выдала свое-   ти своих детей  
    Приходит Смерть Ирод хочет   убить младенцев Рахиль не вы-   щаться к Ироду   го младенца Она при-      
    откупиться от нее, но тщетно   дала своего сына. Она призыва-       зывается к царю, и ее   Мудрец обличает Иро-  
        ется к царю, и ее младенец уми-   Сцена бегства ев Семейства в   сын гибнет Рахиль пла-   да Является Смерть и  
        рает от рук иродовых слуг Ра-   Египет   чет   посекает Ирода косой  
        хиль плачет Ее утешает Ангел.   Сцены с Иродом и избиением   Отшельник (Ксендз)   Черти его уносят  
        Смерть приходит за Иродом   младенцев разыгрываются здесь так же, как в восточноукраин-   обличает Ирода Явля-   Похороны Ирода За  
        Несмотря на его вооруженное   ской традиции Смерть Ирода   ется Смерть и посекает   гробом идут жена и  
        сопротивление, она скашивает   тоже Добавляется надгробная   Ирода косой Черт его   дочь  
        его косой Черт уносит царя   песнь Ироду   уносит      
Жид иногда является для то-   Жид осматривает освободив-   Дед и баба танцуют под песню   Пан и Паненка танцуют под ре-   Иродиада предпочита-   Обе Иродиады танцу-  
го, чтобы выразить свое отношение к Рождеству, после чего погибает от руки   шиеся палаты Ирода, как свое владение Является Мужик (Солдат), вступающий в конфликт с Жидом (из-за водки) Жид   «Ой под вишнею, под черешнею стоял старый с молодой» Москаль-Солдат (Запорожец) их   лигиозный кант Александр Македонский сража-   ет Старика молодому Франту из-за богатства первого   ют с Кавалерами (Офицерами)  
Мужика   погибает16   прогоняет   ется с Пором Индийским          

Если эта сцена отсутствует,   Если есть сцены с Цыганом, Цы-   Танцующие пары Запорожец с   Цыган танцует с Цыганкой   Александр Македон-   Крещение Господне18  
сразу после религиозной ча-   ган (Скоморох) водит медведя   Дамой, Парубок и Дивчина, По-   Жид танцует с Жидовкой Раз-   ский побеждает Пора      
сти представления являются   Цыганка с ребенком поет пес-   ляк и Полячка, Гусар с Дамой   бойник убивает Жида   Индийского   Диалог между Барином  
Дед и Баба, танцующие под   ню о том, что она ворожея               и его слугой Сцены с  
песню «Ой под вишнею, под черешнею стоял старый с   Мацей объелся святочной кутьей и кличет Доктора Является   Цыган продает Запорожцу лошадь Цыганенок зовет Цыгана   Антон с Антонихой выводят упирающуюся козу   Цыган смеется над Жидами, Жидов забирает   участием Немца19  
молодою»   Доктор-шарлатан и исцеляет   ужинать, но тщетно Приходит       Полицейский      
    Мацея побоями   Цыганка и беседует с мужем о   Стреляют из пушки          
Цыган танцуете Цыганкой,       дневных заботах Они танцуют       Комический диалог      
Улан с Уланкой   Танцующие пары Купец и       Дед (и Разбойник) собирают   между Барином (Напо-      
    Пани Барановская, разорив-   Запорожца кусает змея Цыган-   деньги   леоном) и Мужиком      
Ведьма сбивает масло и от-   шийся Франт и Паненка, Кра-   ка его исцеляет заговором       (его Слугой)17      
казывается угостить Пасту-   ковяк и Краковянка, Улан и Уланка                  
ха Черт уносит Ведьму       Запорожец требует у Жида го-       Танцуют Межевой и      
    Антон и Антониха выводят   рилки, вступает в конфликт с       Межевая, Князь и Кня-      
Дед (Кассир) собирает день-   упирающуюся козу Антониха   Жидом       гиня      
ги   доит козу (иногда сбивает мас-   Запорожец глумится над Попом              
    ло)           Максимка ходит по      
        Антон выводит козу, но коза по-       лесу в поисках грибов      
    Ведьма сбивает масло, ссорит-   хищается волком       Отец убеждает его не де-      
    ся с Казаком (Мужиком), при-           лать этого зимой, но      
    влекает к работе Черта   Савочка-нищий собирает день-       читать молитву      
    Три «Королевы доброй веры»   ги              
    идут поклониться Младенцу           Цыган (Максимка) со-      
                бирает милостыню      
    Монах (Пилигрим) собирает                  
    пожертвования                  

16 Если сцена с Жидом играется не в начале второй части, а в середине, то она развивается иначе Жид молится Богу Жид и Жидовка танцуют Является антагонист и убивает Жида Прибегает Жидовка и тоже гибнет от руки антагониста

17 Эта сцена могла быть показана либо в начале второй части, либо ближе к ее концу

18 Если эта сцена исполнялась, она могла быть либо после поклонения Волхвов, либо в самом его конце

19 Эти сцены могли исполняться живыми актерами


сцены могут заменять несколько эпизодов, если исполнитель хочет увеличить представление, перед зрителем пройдет не одна, а несколько пляшущих пар: Пан и Пани; Купец, Гусар и Франт с Дамами; две Краковянки (жительницы Кракова) и т.д. При этом Цыган, к примеру, не только будет продавать Лошадь, — он и приедет на ней, произнеся соответствующий монолог; и станцует с Цыганкой, предварительно побеседовав с сыном; и даже выступит в роли доктора. Для краткого варианта второй части драмы достаточно любых сцен с Евреем и Цыганом, одного-двух танцевальных эпизодов и заключения в виде сбора платы за представление.

Порядок распределения мотивов и их специфика в драмах представлены в таблице 3. Предложенная схема описывает некоторые канонические закономерности построения вертепных текстов, а не конкретные представления, поскольку для вертепа, как и для фольклорного творчества в целом, характерно варьирование. Таким образом, таблица дает самое общее представление о структуре восточнославянской вертепной драмы.

До сих пор мы говорили о первом уровне регламентации потенциального тематического материала, то есть о выборе определенных мотивов для пьесы и их композиции. Второй уровень подразумевает традиционные решения в словесном оформлении избранных мотивов. В драме не все мотивы равнозначны с точки зрения качества их словесной аранжировки. Многие сцены озвучиваются общеизвестными песенными текстами, которые, подобно формульным единицам, могут варьироваться. При этом их не приходится причислять к формулам в строгом смысле этого слова. Наиболее четко выраженный арсенал традиционных формул обслуживает те мотивы, которые в меньшей степени подлежат редукции в крат-'ких вариантах драмы (потенциальный тематический материал этих мотивов насчитывает всего пять рубрик: избиение младенцев, смерть Ирода, Еврей и его антагонист, Цыган (и Цыганка), сбор денег).

Формулу в данном случае мы понимаем узко. Если в широком смысле формулой можно назвать «типические слова, постоянный эпитет, метрически обусловленную группу слов, типический образ, стереотипную ситуацию» [Мальцев 1989, 26], то для нас формулой является типическое сочета-


ние слов, обслуживающее содержательно родственные мотивы разных вертепных текстов и подлежащее варьированию, согласно закономерностям речевого канона народной зрелищной культуры20. Словесные формулы, аранжирующие мотивы пяти основных потенциальных тем рождественской драмы, принадлежат к различным семантическим полям данной культуры21. Среди последних особенно значимы поля, связанные со смеховым антимиром (антиидеал псевдоздоровья, псевдобогатства, псевдокрасоты) и церемониальным комплексом царско-военного достоинства. Оба эти поля, несмотря на свою кажущуюся противоположность, могут пересекаться друг с другом в тексте драмы. При этом смеховые формулы чаще используются во второй, светской части представления, а царско-военные — в первой, религиозной. Словесный церемониальный комплекс, обслуживающий «царские» сцены вертепа, пришел туда из народной драмы живых актеров, где он был впервые выявлен и исследован Н.И. Савушки-ной. Церемониальную природу имеют краткие диалоги действующих лиц в форме приказа-ответа, где в ответе слово может быть тождественно делу [Савушкина 1988, 100], типа: «Вой (воины. — М.Д.) мои, вой, садитесь на кони... избивайте там младенцев...» — «Мечем терзаем тело вбиваем» [Чалый 1889, 31]; «Кто она такова? Привести ее сюда!» — «Идем и приведем» (Новгородский текст [Виноградов 1906]); «Воины мои вооруженные, станьте перед троном вашего царя». — «Почто, царю воинов призываешь и какие указы чинить (выполнять приказания. — М.Д.) повелеваешь» (Суражский текст [Романов 1912, 74—91 ]). Подобные диалоги почти не несут информационной на-

20 Речевой канон здесь — традиционный язык зрелищной культуры, существующий в коллективном сознании ее носителей и актуализирующийся в особых игровых ситуациях в момент речи.

21 Под семантическим полем подразумевается комплекс образов, метафор, символов, сюжетов, ассоциаций и отдельных словесных выражений, сформированный традиционной культурой в связи с каким-либо особо значимым для данной культуры понятием. Между элементами семантического поля действует инерция канонической сочетаемости, в силу которой один образ способен притягивать к себе несколько других образов, целые цепи мотивов и сюжетов, обрастать пластами определенных ассоциаций.


грузки, реплики, парные приказу не являются сообщениями И повеление, и ответ — двучленная этикетная формула, смысл которой состоите упорядочивании пространства-времени вертепного действа об Ироде в ключе традиционных представлений об обыденном пафосе царской жизни В вертепе, как и в народной драме живых актеров, проблема царской власти неразрывно связана с военной мощью (см таблицу 4)

Военная тема, как это ни парадоксально, достаточно широко представлена в типовых самохарактеристиках героев смехо-вого направления

Служивый «Здравствуйте, господа1 Вот вам служивый молодец был бомбандиром (Бомбандир

— бомбардир Игра слов построена на смешении «бомбардира» с «бандитом» (бом-бандир)

М Д) — пушки качал, колеса мазал, заслужил себе чин господина прохвоста1» [Чалый 1889, 38]

Улан «А вулане добрый пане, А в вуланах добро жить, Довбешечкой воши бить1» (то есть «А улан — добрый (хороший) пан, А в уланах хорошо жить, Долбешечкой вшей бить») (Могилевский текст [Романов 1912, 96— 103])

Смеховой мир вертепной драмы близок смеховой стихии русского ярмарочного


фольклора, в котором осмеяние направлено на самого шутника и строится «на снижении собственного образа», «на саморазоблачении», что характерно и для средневековой нормы смеха [Лихачев и др 1984, 7] Балаганный ярмарочный юмор связан как со смеховой литературой позднего русского средневековья (с ее раздвоением мира на действительно существующий, правильный и на нереальный выморочный мир антикультуры [Лихачев и др 1984, 13], с ее излюбленными темами нищеты, уродства, материального и телесного убожества, символизирующего убожество духовное — повести XVII в «О Фоме и Ереме», «Служба кабаку» и др), так и с комплексом ритуального балагурства, где смех, возникающий в определенных ситуациях и функционирующий по определенным правилам, делается силой не вполне посюсторонней Если главной целью средневекового смеха является стяжание смирения и других духовных благ посредством самоуничижения, то народное обрядовое «веселье» через уничижение, претерпеваемое его участниками, должно давать материальные блага Поскольку вертепная драма является системой, объединяющей в себе пласты христианской культуры с реликтами культуры языческой, трудно сказать, чего больше в вертепном смехе — «книжного» балагурства, пронизанного определенной христианской идеей, или обрядового веселья архаической природы


 


Таблица 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.