Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличие трагедии от комедии.






Внешний мир комедии свободен. Стихийная игра протекает очень свободно. Герой в комедии всецело во власти мира. Он ничего не может поделать со своей страстью. Герой постоянно несвободен. В трагедии все наоборот. Герой не может и не должен ссылаться на свои чувства. Даже если герой ошибается, его решения соответствуют его достоинству. Установка на достойное поведение всегда присутствует, в этом есть жестокая необходимость. Но неизбежный ход целого не означает, что соотношение сил и порядка строится так же, как в античных трагедиях. (Эдип – Макбет: Эдип не ведает, что убивает отца и вступает в брак с матерью, тут слабость человека перед роком, тогда как макбет ошибается осознанно). Или Орест и Гамлет. Орест с самого начала знает, кто убил отца и кому надо мстить. Ещё одно отличие шекпировских трагедий от античных - герой отпал не просто от богов, но вообще от бога. Вся мера ответственности, происходящая на земле, ложится на его плечи. В этом они сродни Дон Кихоту.

ВНИМАНИЕ: в средневековье жанра Трагедии не было, т.к. античный фатум (человек - песчинка) обещает человеку гармонию, если он будет слушаться богов. Катарсиса в драматургии средних веков не было и быть не могло. Богочеловечночть мешала герою быть человеком. Сравнение шекспира с Сервантесом - столкновение идеала с действительностью. насколько запуталось соотношение видимости и правды. Гамлет говорит - не хочу того, что кажется. Фантастика - отречение от власти. Кульминация в сюжете наступает у Шекспира в третьем действии. Он словно провоцирует своих врагов. После кульминации на первый план выходит антагонист. Герой запущен в механизм действия сил. Развязка всегда закономерна, не случайна. Случайности - проявление закономерности. Величие прав, квинтэссенция прав. Велик ли человек или он ничтожен?

Испытанию подвергается сам герой, а не окружающие. Когда Пинский разделяет объектиыную и субъективную сторону, герой парадоксальным образом окунается в этот мир, и насколько он может из него выйти чистым и интересует шекспира.

 

Отелло (1604)

От природы Отелло не ревнив – напротив; он доверчив(с)Пушкин

Яго – какой-то низкий мерзавец(с)Блок

АКТ I

Сцена 1: первые же реплики говорят о сущности Яго: Родриго укоряет его за низость и обман. Яго же жалуется ему, что мавр сделал лейтенантом Кассио, а Яго – поручик. То, что Отелло любит Дездемону и она сбежала к нему мы узнаём уже постфактом. Родриго тоже сватался. Они с Яго идут кричать под балконом у отца Д., Брабанцио, будят его, он ругается, потом понимает, что Д. правда нет. Брабанцио и Родриго собирают людей.

Сцена 2: Яго ябедничает О. на Родриго. Тут приходят по службе (нежданные события на кипре), в любые моменты Яго всем про Д. рассказывает. Приходит Бр, но тут всех – на собрание к дожу.

Сцена 3: зал совета. обсуждают военные дела. Бр про дочь. На Отелло – вот виновник! Все: Очень жалко. Отелло доказывает, что тут не было колдовства и принужденья, а просто любовь. О. рассказывал Д. про свою жизнь, она была поражена. Приходит Д и говорит, что правда любит О: Краса Отелло – в подвигах Отелло. Бр хотя бубубу, но не против уже. Все уходят, а Родриго жалуется Яго. Яго предлагает ему переодеться и ехать с ними на Кипр, ведь мавр скоро Д. разлюбит, тут-то Р. и... И пять раз говорит «Набей потуже кошелёк». Яго, оставшись один, рассуждает, какие все придурки, и решает стравить Кассио (которого назначили лейт.вместо него) с Отелло, возбудив в О. ревность.

АКТ II.

Сцена 1: Шторм уничтожил корабли турок, Отелло на Кипре любят и рады, что он станет их губернатором. Отелло пока нет, один за другим приплывают другие. Кассио рад и весел, целует жену Яго, Яго говорит про женщин ерунду(что женский разум, то и сумасбродство). Кассио целует пальчики Дездемоне, Яго всё шипит и бурчит. Отелло появляется и уходит с Д в замок. Яго плетёт Родриго, как Д любит Кассио и что К. дежурит эту ночь. Сам почти поверил про Д.

Сцена 2: Глашатай говорит, что турки потонули, население пляшет, а у генерала свадьба.

Сцена 3: Яго подпаивает непьющего Кассио, тот роняет платок. Потом Яго говорит прежнему губернатору, Монтано, что Кассио пьёт так всегда. Устраивает драку и шлёт Р. бить тревогу, потом сам же всех укоряет. Входит Отелло, Яго якобы выгораживает Кассио, но Отелло разжаловал его. Яго советует Кассио просить милости у Д.

АКТ III:

Сцена 1: Шут троллит музыкантов, которых Кассио привёл к замку: вот от генерала деньги за музыку. Он так расчувствовался, что просит перестать. Яго зовёт Эмилию (свою жену, компаньонку Д) и вызывается увести О. Эмилия согласна поговорить с Д и Кассио.

Сцена 2: Отелло, Яго и люди идут на батарею

Сцена 3: Д и Э очень-очень желают помочь Кассио. Он уходит, приходят Яго и О. Яго шипит, что Кассио сейчас отсюда выбежал аки вор. Д. с трудом уговаривает О. Д и Э уходят, Яго плетёт интриги (-А они были знакомы до вашей свадьбы? -Нет, а что? -Нет-нет, ничегооооо, таааак, спросииить... Оставьте пока Кассио разжалованным и посмотрите, что убдет делать Д. Только верьте ей, конеееечно, она вам вернааааа). Д возвращается, протирает мужу лоб платком, подаренным ей при свадьбе, и платок роняет. Э крадёт платок для Яго. О. возвращается, уже весь взвинченный, Яго ему врёт, что слышал как-то раз кассио и дезд. вместе, что у К её платок. О. совсем вне себя от горя, ревности и гнева, клянётся мстить, Яго просит тоооолько Д пощадить. О. делает Яго лейтенантом.

Сцена 4: Д. просит шута найти Кассио, убивается перед Эмилией, что пропал платок, но радуется, что О. не ревнив. Тут приходит Отелло, просит платок, но нет платка. И он придумывает, что платок волшебный, если потеряешь платок – потеряешь любовь, Дезд очень расстраивается. Просит за кассио, а Отелло орёт про платок, потом уходит. Эмилия: фии, ревнивец. Приходят Яго и Кассио. А Кассио встречает Бьянку, к которой неделю не являлся, даёт ей платок Д, который как-то у себя валяющимся нашёл, и просит вышить такой же. Бьянка немного ревнует, но она девушка лёгкого поведения вообще-то.

АКТ IV

Сцена 1: Яго издевательски просто защищает Кассио перед отелло, рассказывая всё больше и больше вранья про К. и Д.. Отелло уходит, а Яго начинает расспрашивать кассио про Бьянку! Отелло думает, что эти весёлые разговоры о девушке опр.професии про свободные чувства и всё такое, относятся к Дездемоне! А тут Бьянка прибегает и сует кассио платок с бранью, что вот, нашёл у себя красивый платок какой-то шлюхи, а я такой шить не умею, ещё чего. Отелло говорит Яго, что хотел бы убивать кассио девять лет подряд. Яго обещает расправиться с ним, а Отелло подаёт идею задушить жену. Тут приезжают с письмом и Д. с ними, О. ударяет её, когда она снова просит за Кассио. Яго потом врёт Лодовико, гонцу, который брат сенатора, отца Д, что О. бьёт всех постоянно, бесчинствует и вообще «не спрашивайте».

Сцена 2: Эмилия говорит О., что Д – верная жена, но О. считает Э. сводней. Э. уходит, О. называет Д. шлюхой, потом зовёт сводню – входит Э., О. доволен и уходит. Д. расстроена ужасно. Приходит Яго, Эмилия говорит, что, видать, кто-то сказал на Д, что убивать таких надо, Яго нервничает и злится. Женщ. уходят, приходит Родриго и сердится: он давал драгоценности для Д., но результата – ноль. Яго говорит, что губернатором назначают Кассио, а если Родриго убьёт его, то О. с женой не уедет и у Р. все шансы.

Сцена 3: О. хочет проводить Лодовико, а Дездемону просит отпустить Э. и ждать его в постели. Д. поёт про несчастную иву, это песня брошенной другом служанки её матери. Говорит, что и за целый мир не изменила бы мужу. Эмилия говорит, что женщины-изменщики берут пример с мужей.

АКТ V:

Сцена 1: Родриго: Влеченья нет убить его. А надо - Так Яго убедил меня. Ну что ж, На свете будет меньше человеком Кассио, идя после ужина с Бьянкой, защитился и ранил Р., но ему сильно ранит ногу Яго и скрывается. Отелло слышит крики, он думает, что Яго исполняет общение, это укрепляет его, он уходит. А Яго и на помощь уже с факелом бежит, закалывает Родриго, жалеет Кассио. Короче, все бобры, Яго – соболёк.

Сцена 2: Дездемону опять ругает О., потом убивает, она хочет ещё помолиться, но он душит её, тут – крики Эмилии, которая далеко-то не ушла, О. закалывает Дездемону, чтоб не мучилась. Эмилия говорит о смерти Родриго от руки Кассио, бежит к госпоже, та лежит заколотая и отвечает, что никто её не убивал. Она сама. И умирает. Отелло рассказывает Эмилии, какой Яго замечательный. Приходят все, Эмилия кричит на Яго, тот подтверждает свои слова про измену. Все истерят. Эмилия говорит про платок, Яго пытается заколоть её.Отелло пытается заколоть Яго. Яго закалывает Эмилию и убегает, все – за ним. Отелло и Эмилия остаются: Вот почему ты пела, госпожа! Я тоже кончусь с лебединой песнью Я тоже иву-ивушку спою. Она была чиста, кровавый мавр. Она тебя любила, мавр жестокий. Душой клянусь, я правду говорю И с этим умираю, умираю. (Умирает.) Яго арестован и ранен всеми уже, Родриго в письме валит всё на Яго (и справедливо), Отелло безумно раскаиывается и закалывается. Грациано, ещё один брат отца Д. – наследник всего, а Кассио – правитель и будет судить Яго.

 

Король Лир (коротко) Эдмунд – внебрачный сын Глостера, Эдгар – просто сын.

АКТ I

Сцена 1: Сразу появляется «зловещий треугольник»: Злодей Эдмунд и хорошие Глостер и Кент. Лир прогоняет Корделию, которая не льстила ему (Лир, как Бог, требует слов любви, дву другие дочери этими словами сразу затуманивают ему взор).

Сцена 2: Эдмунд «Письмо»

Сцена 3: Гонерилья: Оооо, бубубу. Освальд, её слуга **

Сцена 4: Кент переодевается неким Каем и нанимается к Лиру; Шут говорит Лиру, что он дурак, ссора с Гонерильей.

Сцена 5: Письмо в Глостер Регане отправили нести Кента.

АКТ II

Сцена 1: Побег Эдгара, которому Эдмунд сказал, что его хотят схватить; Приезд Корнуэла и Реганы

Сцена 2: Ссора Освальда и Кента; Корнуэл и Регана заковывают Кента в колодки, Глостер расстраивается

Сцена 3: Эдгар в лесу

Сцена 4: Лир в шоке, что Кент в колодках, Регане всё равно. Приезд Гонерильи, на которую Лир жаловался. БУРЯ

АКТ III

Сцена 1: Кент и придворный говорят о бедном Лире. БУРЯ

Сцена 2: Лир и шут под ливнем, Кент ведёт их в шалаш

Сцена 3: Глостер говорит Эдумнду про письмо начальству. Эдмунду приходит идея.

Сцена 4: В шалаше Эдгар, который играет сумасшедшего Тома; Глостер уводит всех в замок.

Сцена 5: Эдмунд и Корнуэл, говорят про письмо. Эдмунд – предатель!

Сцена 6: На ферме, шут, лир и том устраивают странный суд, потом лира спящего – в Дувр, где войска, сражения и Корделия с фр королём

Сцена 7: Расправа Корнуэла и Реганы над Глостером – выкололи глаза. Глостер – двойник Лира по несчастьям.

АКТ IV Где-то здесь Эдм. становится предателем и выдаёт себя за графа Глостера перед войсками и прочими

Сцена 1: Эдгар-Том встречает Глостера в степи

Сцена 2: Эдмунд+Гонерилья; Ссора с альбанским герцогом, мужом Реганы

сцена 3: Кент, Дувр, письмо к корделии

Сцена 4: Корделия лечит Лира, травы собирает

Сцена 5: Регана и Освальд говорят про Эдмунда

Сцена 6: На ровной дороге Том показывает слепому отцу утёс, тот «прыгает», а потом эдгар «встречает его внизу», ходит безумный Лир, дерутся Эдгар и Освальд

Сцена 7: Корделия, Кент и Лир.

АКТ V

Сцена 1: Регана называет Эдмунда Глостером, говорит насчёт сестры. А он-то за обеими ухаживал! И не знает, кого выбрать

Сцена 2: Эдгар говорит Глостеру, что Лир, Корделия и войско разбиты, они бегут.

Сцена 3: Эдмунд велит взять Лира и корд. под стражу. Альб. герцог вызывает его на дуэль. Эдгар приходит и у них дуэль с Эдмундом. Зачитывают письмо (там было несколько писем, сложно) что Эдм. – предатель, Эдгар закалывает его. Корделия тоже умерла, а Лир полон отчаяния и раскаяния умирает от горя, говоря Эдгару и Кенту вступить в их старые права.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.