Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трагедии Шекспира как отражение кризиса ренессансного мироощущения.






Периоды творчества:

1591-1601 г. до Гамлета

1601-1608 г.

1608-1612 г. последняя пьеса – генрих 8

 

На рубеже 16 и 17 веков у Шекспира происходит переход от к новому этапу, его творчество наполняется трагическим мироощущением. Основные великие трагедии: Гамлет (1601), Отелло (1604), Король Лир (1605), Макбет (1605), +Тёмные комедии Ш того периода: Конец-делу венец (1603), Мера за меру (1604)

Как мы помним, основная суть ренессансного мироощущения – человек может всё, человек велик и всемогущ, человек – полубог, личность его может быть не ограничена ничем и совершенна. Но философия гуманизма исчерпывает себя (с биографией Ш это не связано, возможно – со зрелостью мироощущения?), человек достигает предела своих желаний и обстоятельства оказываются выше него. Внутренний разлад и чувство бессилия перед неразрешимыми противоречиями, приводят к отказу от идеалов гармонической личности, к пессимистическому надлому, осознанию одиночества. Буря, бушующая и в Гамлете, и в Лире словно носит ленты разорванного времени и мироощущения, это буря тревоги и беспокойства, опустошенности и холодности. Если вспомнить титанические образы трагедий Марло, людей, которые не сомневались, что могут покорить весь мир, то герои Шекспира гораздо больше думают, гораздо ближе к реальности, но их трагедия не просто в смерти, но в обрушении всего мира, всей их веры в любовь, дружбу, семью, разрыв времён и жизни.

Хорошая цитата из ИВЛ:

Принцип самоопределения героя в трагической ситуации исходит из антропоцентрического характера воззрений гуманистов. То, что по средневековым представлениям доступно было одному богу, берет на себя человек - не людские массы, не всегда человек как выразитель народных чаяний, но как бы возвысившаяся до бога личность. В совершенной, казалось бы, противоположности идей может обнаружиться известное сходство. В «естественном», исторически объяснимом и прогрессивном возвеличении гуманизмом личности была своя крайность, грозившая сблизить новые представления со старыми: вера в «невозможные» возможности одной личности составляла не только силу, но в некоторых аспектах и слабость гуманизма. Новые убеждения в сознании Гамлета и всех других трагических героев Шекспира существуют не в «чистом виде», а в разных связях и сплетениях с убеждениями традиционными. Героические характеры в шекспировских трагедиях представляют собой сложный сплав, созданный влиянием разных сил - полупатриархальной среды и ее крушением, переходного времени с его бурным брожением, вызывающим духовный взлет, и буржуазного развития, служившего и основой перемен, и причиной кризиса.

В «Короле Лире» (1605) материал трагедии представляет собой клубок исторических напластований. Люди в ней боятся ведьм - и ровно ничего на свете не боятся, они еще верят звездам - и ничему вообще не верят. Человек чувствует себя и двуногим животным, и властелином собственной судьбы. Время вызрело, конфликты определились: «Любовь охладела, дружба разрушается, братства распадаются; в городах волнения, в селах разлад; во дворцах заговоры, и связи лопаются между сыном и отцом». И это не только конфликт между двумя поколениями, это распад многовековых эпох. Масштаб происходящего: история не в смысле - далекое прошлое, похожее на современность, а история сама по себе как процесс: уходит одно, наступает другое.

 

(с лекции)

ТРАГЕДИИ ШЕКСПИРА

Несоблюдение правил жанра.

1) трагедии - не античные трагедии, в корне от них отличаются. Шекспир - создатель нового жанра. Отличаются по концепции человека, понятии судьбы и случайности. И вот от этого происходит непохожесть на уровне сюжета и т.д. Жанр трагедии очень востребован и изменил жанр трагедии и в 17 веке. Все его пьесы вращаются вокруг точки, где дерзновенная свобода нашей воли сталкивается с неизбежным.

Пинский: " магистральный сюжет" - это судьба человека в обществе, возможности человеческой личности и недостойного человека в бесчеловечном миропорядке. В самом начале трагедии герой идеализирует и мир, и себя, ибо он ичходит из высокого предназначения человека. Вера в разумность жизни. Человек способен разумно и достойно творить свою судьбу. Герой вступает с миром в великий конфликт, который приводит героя к ошибкам и страданиям, постукам и преступлениям, которые совершаются в состоянии трагического аффекта. В ходе действия герой приходит к пониманию, что мир не таков, каким он себе его представлял. Осознание своих реальных возможностей. Осознание собственной природы. В развязке - погибает. (В трагедиях Шекспира ВСЕГДА умирает главный герой). Утрвеждает в финале величие человесекой личности. всё это лежит в основе трагического миропонимания Шекспира. В этой ситуации можно выделить две стороны: субъективная (герой) и объективная (остальной мир). Герой изображен как единственная и неповторимая личность. (Мы не спутаем гамлета с отелло). В этой неповторимости героя - его удел, его судьба на уровне сюжетных действий. Сила и характер героя не говорят о том, что ему не присуща слабость. Вот так герой выступает от имени человека вообще. Ему под силу выдержать свою жестокую судьбу, трагедия призвана к тому, чтобы мы испытали катарсис. Мы не рыдаем от того, что герои умирают - мы немеем, нам не хочется всхлипнуть как в мелодраме, одновременно мы не требуем хеппи энда. Столкновение идеальных и мнимых представлений о мире. Столкновение идеалистических представлений с реальной действительностью. И также как и Дон Кихотом происходит объективная деградация героев. Один из компонентов - трагическое заблуждение, вызванное тем, что складывается в уме персонажей. Потому что герой постигает смысл жизни, он становится героем трагедии, а не хроники. у Макбета - природное уродство придает уродливость его души. Тем не менее, герои доказывают, что человек не всегда прекрасне. Ричард в начале - исчадие зла, а Макбет - герой доблестный, верит в свою высокую звезду и наивен в некоторой степени. Предмет изображения трагедии - как зло постепенно входит в души героев. Однако герой шекспировской трагедии может быть тоже преступником, это не одноначный идеал. Гамлет - убийца, несмотря на то, что пользуется уважением. Зеркальное отражение ситуации заставляет нас по-иному взглянуть на Гамлета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.